Переплетно-картонажное дело. Разработка урока технологии "изготовление подарочного блокнота" Описание технологии изготовления материала обложки записной книжки

Тема: Изготовление подарочного блокнота

Цель урока: Создать условия для овладения навыком изготовления блокнота

Задачи:

1. формировать умения планировать и выполнять технологические операции с опорой на инструкционную карту

2. воспитывать бережное отношение к книге, ответственность за результаты учебного труда.

3. развивать художественные и конструкторско-технологические способности.

Оборудование: клей, цветная бумага, картон, шило, иголка, нитки, ножницы, скрепки, книги для ремонта (из школьной библиотеки), учебник Е.А.Лутцевой «Технология»

Тип урока : ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)

Класс: 3

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Беседа

Прочитайте пословицу, записанную на доске:

Книга - лучший подарок.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети отвечают на вопросы учителя

Личностные

Формируем способность оценивать жизненные ситуации, когда друзья приходят на помощь

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли, формирование умения сотрудничества в коллективе

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ

Познавательно-аналитическая беседа

Посмотрите на слайды. Что изображено на них?

На экране картинки:



Что объединяет эти изделия?

Рассмотрите еще раз картинки на слайде, представленных на экране и скажите, какое изделие отличается от остальных и почему?

Для чего нужны блокноты?

Это книги и блокнот.

Имеют одинаковую конструкцию: корешок, переплёт, книжный блок

Блокнот. В нём книжный блок не содержит информации.

В блокноты вносят важную информацию.

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Анализ изделия

«Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты сделаешь его с любовью»- Как вы понимаете это высказывание?

- Как вы думаете, что предстоит нам сегодня делать?

Что вы уже знаете и умеете делать?

Какую трудность вы будете испытывать?

Ответы детей

День учителя

Изготовить подарочный блокнот для учителей нашей школы.

Знаем конструкцию книги и умеем ремонтировать их.

Самостоятельно изготовить блокнот.

Регулятивные УУД

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Открытие практического умения

Может кто-то из Вас догадался, как сделать блокнот?

- Откроем учебник на с. 35-36 и проверим наше предположение.

Для чего нужна инструкционная карта?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Открывают учебник на с.35-36, рассматривают инструкционную карту.

Показывает порядок выполнения работы.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Формируем способность добывать новые знания путем наблюдения за готовыми образцами гирлянд, переработка информации: сравнение с шаблоном

Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия)

Назовите этапы работы

Работа очень объёмная. Как можно ускорить процесс работы?

Представьте, как будет выглядеть ваш блокнот?

Все ли блокноты будут одинаковые?

1.Сделать заготовки

2.Собрать книжный блок

3.Прикрепить шаблон и сделать отверстия шилом

4. Сшить книжный блок

5. Приклеить корешок

Можно работу выполнить в парах.

Блокноты будут все разные. Они будут отличаться обложками и можно украсить по-разному.

Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Самостоятельно-практическая работа

При работе, с каким инструментом нужно быть внимательным?

Подумайте, как не испортить шилом парту при прокалывании отверстий?

Как правильно разместить инструменты и материала на рабочем столе, чтобы они не мешали?

Не забывайте, что вы работаете в парах,

Соблюдайте правила работы в парах

Нужно аккуратно работать с шилом, иголкой и ножницами, так как можно пораниться.

Предлагают возможные решения.

Ученики организуют свои рабочие места.

Самостоятельная работа с помощью инструкционной карты

Коммуникативные УУД

Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)

Уборка рабочих мест.

Обобщение.

Закончите предложения

Я научился (научилась)…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Дети высказывают свои мнения

Личностные УУД

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

РЕФЛЕКСИЯ

Оценка практической деятельности

Какую цель мы ставили в начале урока?

Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность. -

Помните, каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты сделаешь его с любовью!!!

Научиться изготавливать блокнот в подарок для учителя.

Оформляем выставку блокнотов, оценивают свою работу и одноклассников.

Личностные УУД

Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы

Используемая литература:

    Е.А. Лутцева, Т.П.Зуева «Технология. Органайзер для учителя. », Москва, издательство «Вентана- граф», 2015 г.

    Е.А. Лутцева, Т.П.Зуева «Технология. Рабочая тетрадь», Москва, издательство «Вентана- граф», 2015 г.

    Презентация к уроку


Текущая страница: 15 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

8 класс

I четверть


Вводное занятие

Задачи обучения в 7 классе. Значение полиграфической промышленности в экономике и культуре страны. Комплексная автоматизация и механизация производства. Новые материалы в полиграфии. Производство сырья и материалов для полиграфической промышленности.


Основные сведения о переплетно-брошюровочных процессах

Теоретические сведения. Книги и брошюра – различия в технологическом процессе. Производство брошюры (оборудование участков и цехов). Элементы книги и оборудование участков переплетного цеха. Понятия поточный процесс, пооперационное выполнение работ. Общее понятие организация полиграфического производства. Изделия, выпускаемые полиграфической промышленностью, и предъявляемые к ним требования.

Экскурсия. Типография. Переплетно-брошюровочный цех.

Практические работы. Ознакомление с таблицей, где условно изображены цеха и участки, на которых выполняются основные переплетно-брошюровочные процессы. Работа с моделью книги и таблицей.


Изготовление моделей книги в цельных и составных переплетах

Изделия. Дневник наблюдений. Конторская книга. Переплет для потрепанной книги.

Теоретические сведения. Полуфабрикат книги (блок и переплетная крышка). Виды шитья нитками блока. Назначение форзаца в переплете. Детали блока. Назначение каптала. Расчет размеров переплетной крышки по блоку. Детали переплетной крышки. Назначение отстава, расставов. Шаблон для шпации. Правила безопасной работы при обрезке блоков на бумагорезательной машине. Расчет размеров переплетной крышки по чертежу и разъемному макету книги.

Упражнения. Расчет размера переплетной крышки по заданным размерам блоков. Коллективное составление плана предстоящей работы.

Практические работы. Фальцовка листов в тетради. Приклейка форзацев. Шитье нитками блока. Заклейка корешка блока. Обрезка с трех сторон блока. Кругление корешка блока. Приклейка каптала и заклейка корешка полоской бумажки. Изготовление переплетных крышек в составном и цельнотканевом переплетах. Вставка блока и обжимка его в прессе.


Отделка переплетной крышки

Теоретические сведения. Виды отделки переплетных крышек: (красочная и бескрасочная). Тиснение на фольге. Конгревное тиснение (рельефное). Требования, предъявляемые к качеству отделки переплетной крышки. Устройство позолотного пресса ПЗ-1. Температурный режим работы в зависимости от вида обложечного материала. Назначение клише.

Умения. Ориентировка в устройстве пресса ПЗ-1. Подготовка пресса к работе. Определение видов тиснения. Установка и подготовка клише на рабочем столе.

Упражнения. Подготовка пресса ПЗ-1 к работе. Пробное тиснение.

Практические работы. Пробное тиснение на бросовом материале. Тиснение переплетной крышки и ее корешков. Очистка крышек и корешков тряпочкой.


Альбом-ширма

Изделия. Альбом для открыток. Альбом для выставочных экспонатов. Альбом для пластинок.

Теоретические сведения. Назначение и детали альбома-ширмы. Конструктивные особенности. Учет направления волокон у картона, бумаги и технической ткани. Материалы, применяемые для изготовления альбома-ширмы. Назначение окантовки в переплете. Горизонтальное и вертикальное расположение кулис в альбоме-ширме.

Практические работы. Подбор материалов для альбомных листов, корешков, окантовки, оклейки и выклейки изделия с учетом направления волокон и фактуры материалов. Нарезка альбомных листов, окантовок, бумаги на оклейку и выклейку альбомных листов. Сборка ширмы тканевыми полосами. Окантовка полосами. Выклейка корешков. Оклейка корешков с двух сторон бумагой. Приклейка обложки. Обжимка в прессе и сушка обложки.


Самостоятельная работа

Изготовление модели книги в переплете № 7 с отделкой переплетной крышки тиснением. Анализ качества работы.


II четверть


Вводное занятие

Стандартный переплет

Изделия. Макеты книг в переплетах № 1–8. Дневник наблюдений. Записные книжки.

Теоретические сведения. Ознакомление с образцами стандартных переплетов. Признаки для определения вида переплета (особенности конструкции, свойства и вид обложечного материала). Техническая характеристика стандартных переплетов. Порядок выполнения переплета. Способы соединения блока в разных переплетах. Применение прямых и скругленных корешков в разных переплетах. Устройство бумагорезательной машины, картонорубильного станка КН-1, обжимного пресса и правила безопасности работы на них.

Практические работы. Заготовка блока разными способами соединения для переплетов № 1–3. Крой, приклейка обложки к блоку. Обрезка переплетов № 1–3. Соединение блока с обложкой (переплет № 2). Шитье нитками блока для переплетов № 4–8. Подборка материалов, крой деталей для каждой переплетной крышки. Сборка переплетной крышки. Вставка блока. Обжимка в прессах и сушка блока. Отделка крышек в переплетах № 5, 7 и 8.


Классификация переплетных крышек и их применение

Теоретические сведения. Признаки для классификации переплетной крышки (особенности конструкции – цельные и составные, обрезные и с кантами, свойства картона – твердый и гибкий, виды материалов – бумага, ткань, картон). Использование переплетных крышек различных номеров при издании книг учебной, художественной и справочной литературы.

Упражнение. Определение деталей и конструктивных особенностей переплетной крышки разных моделей.


Новые полиграфические материалы

Теоретические сведения. Назначение технической ткани. Виды заменителя технической ткани (балакрон, волокрон, бумвинил, армированная бумага).

Умения. Выполнение отдельных операций при работе бригадой. Подбор переплета для изделия определенного объема и формата. Анализ конструкции переплета.

Упражнение. Определение вида заменителя ткани по образцу в каталоге.


Практическое повторение

Виды работы. Изготовление записных книжек в переплетах разной конструкции. Ремонт книг.


Самостоятельная работа

Изготовление одного из видов стандартного переплета. Письменный или устный ответ на вопрос классификации переплетных крышек. Анализ работы.


III четверть


Вводное занятие

Основы организации современного полиграфического производства

Теоретические сведения. Устройство типографии (цеха и участки). Пооперационное разделение труда (участки) в переплетно-брошюровочном и папочном цехах. Основные станки и машины для выполнения переплетно-брошюровочных процессов. Технология изготовления изделий на базовом предприятии. Требования к качеству деталей и готовому изделию. Рациональные приемы и методы организации труда.

Умения. Чтение схемы полиграфического производства. Ориентировка в выполнении переплетных операций машинным способом на производстве и в условиях школьной мастерской. Определение разницы между типографским изделием и изготовленным в школьной мастерской.

Практическая работа. Выполнение операций на участках базового производства и в школьной мастерской.


Альбом на шарнирах для фотографий

Изделия. Альбомы для фотографий и для марок.

Теоретические сведения. Общее представление об организации производства по выпуску беловых товаров. Виды альбома на шарнирах по конструкции и назначению. Особенности конструкций. Использование шаблона для сборки кулис на тканевых слезурах.

Умение. Ориентировка по техническому рисунку. Анализ качества работы.

Упражнения. Подготовка и разметка шаблона для сборки кулис на тканевых слезурах. Сборка кулис по шаблону и на глаз.

Практические работы. Нарезка картона на кулисы с припуском для обрезки блока. Нарезка шарниров. Нарезка тканевых слезур. Заготовка шаблона и его разметка для сборки кулис на тканевых слезурах. Сборка кулис на тканевых слезурах попарно в блок. Прокладка и обрезка блока с трех сторон. Приклейка каптала и заклейка корешка. Изготовление переплетной крышки с учетом размеров блока. Отделка переплетной крышки. Вставка блока в переплетную крышку.


Практическое повторение

Виды работы. Изготовление классных и выставочных альбомов разной конструкции по заказу школы и организаций.


Самостоятельная работа

Изготовление альбома на шарнирах для фотографий (по 20 кулис форматом 350 × 250 мм).


IV четверть


Вводное занятие

Организация полиграфического производства 4
С учетом специализации базового предприятия.

Теоретические сведения. Организация участка и цеха в типографии. Управление производством. Размещение цехов и их назначение. Оборудование цехов и участков. Виды выпускаемой книжно-журнальной продукции. Специальности в полиграфическом производстве. Начисление заработной платы в соответствии с нормой выработки и расценками продукции. Форма ведения наряда.


Папки разных конструкций и назначений

Изделия. Папка для бумаг с клапанами. Адресная папка. Папка для эскизов и чертежей. Папка для журналов.

Теоретические сведения. Виды папок по конструкции и назначению. Технологические требования к изготовлению папки. Общие и специфические операции по изготовлению папок. Детали в разных видах папок.

Практические работы. Крой картонных сторонок, наружного материала, шаблона для шпации. Сборка папки. Изготовление и приклеивание клапанов. Внутренняя выклейка. Отделка папки.


Папка-портфель

Теоретические сведения. Назначение детали папки-портфеля. Назначение кармана с «мехом», язычка и держателей. Разметка и врезка замочка, язычка и держателей. Назначение мягкой обложки в переплете.

Упражнения. Разметка основания кармана с «мехом». Крой ткани для «меха». Определение на глаз центра папки. Разметка прорезей для держателей и язычка и их изготовление.

Практические работы. Крой деталей для папки5
Можно сделать папку-портфель с накладными замками.

Снятие фасок с картонных сторонок. Сборка папки. Выклейка корешка. Крепление держателей и язычка. Изготовление и приклейка клапанов. Изготовление кармана с «мехом». Приклейка кармана с «мехом». Выклейка внутренней стороны папки.


Практическое повторение

Виды работы. Изготовление папки-портфеля для письменного набора. Изготовление коробки, футляра и папки для хранения дидактического материала. Ремонт наглядных пособий.


Контрольная работа

По выбору учителя выполнение одного из видов стандартного переплета.

9 класс

I четверть


Вводное занятие

Задачи курса обучения в 9 классе. Значение подготовки квалифицированных кадров для полиграфической промышленности. Понятие полиграфия. Отрасли полиграфической промышленности. Картонажные фабрики и фабрики беловых товаров.


Технология ручной и машинной фальцовки, подборки и соединения блоков

Изделия. Записная книжка модернизированной конструкции. Прокольный переплет для подборки журналов или документов. Переплет для потрепанной книги.

Теоретические сведения. Способы фальцовки (параллельный, перпендикулярный и комбинированный). Виды фальцовки (ручная и машинная). Способы ручной фальцовки. Организация рабочего места при ручной фальцовке. Машинная фальцовка (ножевая и кассетная). Виды форзаца по конструкции. Применение форзаца в разных изделиях. Форматы печатных листов. Печатные листы и расположение текста (спуск полос). Порядок фальцовки печатного листа с учетом сигнатуры. Способы скрепления блока (швейное и бесшвейное, поблочное и потетрадное). Учет пометок на корешках тетрадей при шитье книжного блока. Виды и способы шитья блока нитками (вручную и на нитко-швейной машине). Назначение и устройство ниткошвейной машины. Правила безопасной работы на ней.

Упражнения. Сталкивание печатных листов. Фальцовка печатных листов с учетом сигнатуры. (Целесообразно использовать печатные листы приложения к журналу «Полиграфия».)

Практические работы. Фальцовка листов простых и печатных различными способами. Изготовление разных видов форзаца. Соединение блока разными способами. Соединение в соответствии с сигнатурой тетрадей в книжном блоке. Обрезка блока с трех сторон. Прокраска обрезов. Оформление корешка блока. Выполнение переплетных крышек стандартных и нестандартных конструкций. Вставка блока в переплетную крышку.


Изготовление футляров и коробок для хранения дидактического материала и документов

Изделия. Футляр 230 × 320 × 70 мм для хранения документов и деловых папок. Футляры для книги, альбома. Коробки разных конструкций для хранения дидактического материала.

Теоретические сведения. Материалы для картонажных работ (изготовления футляров и коробок). Расчет разверток футляра и коробки. Учет направления волокон у картона и бумаги при изготовлении коробки и футляра. Сборка футляра на болванке.

Умение. Самостоятельное заполнение технологических карт на изделие. Отчет о качестве выполненной работы.


Организация контроля за качеством продукции

Теоретические сведения. Понятия качество и количество продукции. Ответственность предприятий и каждого рабочего за качество выпускаемой продукции. Требования стандартов на качество полиграфической продукции. Единые меры и методы измерения. Показатели качества и долговечности полиграфической продукции и формы контроля за качеством. Организация технического контроля на полиграфическом предприятии. Методы поощрения за высокое качество продукции.

Лабораторные работы. Оклейка футляра с учетом направления волокон материала и его затраты на цельные и составные конструкции.

Практические работы. Разметка и крой деталей по чертежу. Сборка деталей футляра по шаблону. Оклейка и выклейка изделия. Отделка футляров.


Практическое повторение

Виды работ. Ремонт книг из школьной библиотеки. Переплетение подборки из журналов прокольным способом. Выполнение производственного заказа на оценку правильности планирования работы, подборки инструментов и материалов, умения переплести книжно-журнальную продукцию требуемым способом.


Самостоятельная работа

Ориентировка по рисунку и образцу. Изготовление записной книжки в переплете с мягкой подложкой с карманчиком и застежкой (язычком и держателем). Анализ качества работы.


II четверть


Вводное занятие

Изготовление блокнота разной конструкции

Изделия. Карманный блокнот в мягком переплете модернизированной конструкции. Настольные блокноты разных конструкций.

Теоретические сведения. Назначение блокнота и его отличие от записной книжки. Особенности технологии изготовления беловых товаров. Виды блокнота (карманный и настольный, в гибком и твердом переплете, обрезной и с кантами, открытый и закрытый). Блокнот настольный закрытый в переплете с мягкой подложкой. Вклейка буклетов в изделиях беловых товаров. Отделка блокнота вручную на позолотном прессе ПЗ-1. Виды отделки.

Упражнения. Роспуск листов на «мягкость» в крышке блокнота. Изготовление мягкой подложки из поролона или бросовой бумаги. Сборка переплетной крышки. Отделка переплетной крышки штриховкой при помощи гладилки красочным и бескрасочным способом. Блинтовое и конгревное тиснения полиграфической фольгой.

Практические работы. Нарезка стоп бумаги на блоки для блокнота. Перфорация листов. Сталкивание листов в стопу. Заклейка корешка. Шитье блока втачку на проволокошвейной машине. Окантовка корешка тканью. Обрезка блока. Расчет и крой деталей на переплетную крышку. Снятие фасок. Изготовление «мягкости». Сборка крышки. Отделка. Вставка блока в крышку и обжим в прессах.


Виды форзацев и их применение в переплетах

Изделия. Форзацы разной конструкции.

Теоретические сведения. Назначение и виды форзаца. Характеристика форзаца (конструкция, способ соединения с тетрадями, оформление). Требования к материалам, идущим на изготовление форзаца. Использование того или иного вида форзаца с учетом способа скрепления блока. Роспуск листов. Изготовление прошивного и пришивного форзацев с фальчиками. Составной выклейной форзац с фальчиком. Станки для подклейки форзацев на производстве.

Упражнения. Крой материала на форзац с учетом направления волокон и плотности бумаги. Определение причин брака. Роспуск листов при изготовлении прошивного и пришивного форзацев с фальчиками.

Практические работы. Фальцовка и выполнение простого приклейного форзаца. Заготовка фальчика. Нарезка бумаги для форзаца. Роспуск. Промазка форзаца клеем. Приклейка тканевого фальчика. Притирка фальчика гладилкой. Обжимка форзаца в прессе и сушка. Изготовление составного выклейного форзаца с фальчиком. Нарезка листов плотной бумаги, фальчиков. Приклейка листов к фальчику. Уплотнение патронкой и приклейка форзаца к первой и последней тетрадям. Выявление брака при изготовлении форзацев и способы его устранения.


Обработка книжного блока для вставки в переплетную крышку

Из делия. «Библиотечный» переплет. Модель книги. Общая тетрадь.

Теоретические сведения. Обработка книжного блока. Виды технологической обработки книжного блока. Способы заклейки корешка книжного блока вручную и на блокозаклеечном станке на производстве. Требования к клею для заклейки корешка. Обжим корешков в прессах и просушка. Оценка качества заклейки, обжима и сушки корешка. Качество обрезки блока для разных переплетов. Назначение и способы закраски обрезов. Форма корешка блока. Технология скругления корешка и отгибки фальцев (кашировка) блока. Приклейка к корешку книжного блока упрочняющих деталей (двух капталов, бумажной полоски или полоски технической марли).

Умение. Подбор необходимого материала для работы по эскизу и образцу.

Упражнение. Кругление корешка блока при помощи киянки и колодок для придания нужной геометрической формы.

Практические работы. Ремонт книги (разбор блока, ремонт листов и шитье с использованием ранее изготовленных форзацев. Заклейка и сушка. Обрезка с трех сторон. Кругление корешка для придания нужной геометрической формы. Приклейка к блоку упрочняющих деталей).


Практическое повторение

Виды работы. Изготовление переплетных крышек для блоков, выполненных ранее. Вставка в крышки блоков и обжим в прессе.


Самостоятельная работа

Изготовление настольного блокнота на задней стенке с крышкой в мягком переплете. Ориентировка по чертежу и образцу. Отделка блокнота штриховкой по фольге нагретым кончиком ножа или тиснением крышки. Анализ качества работы.


III четверть


Вводное занятие

Сведения о трудовом законодательстве.

Кодекс законов о труде

Теоретические сведения. Основные права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Расторжение трудового договора. Перевод на другую работу. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Труд подростков. Закон о трудовом коллективе.


Технология изготовления обложек и переплетных крышек девяти типов по ГОСТу 22240-76

Изделия. Переплет для документов или подборки из журналов с поблочным скреплением. Девять стандартных переплетных крышек для моделей книг.

Теоретические сведения. Обложка и переплетная крышка как элементы внешнего оформления книги. Типы и применение стандартных обложек и переплетных крышек. Определение размеров деталей обложки и переплетной крышки. Переплетные материалы и требования, предъявляемые к ним. Способы кроя картонных сторонок и обложечного материала. Резка картона на полосы и сторонки. Материалы для отстава. Крой ткани для корешка. Изготовление пластмассовой переплетной крышки. Причины брака и способы его устранения. Проверка качества готовой крышки.

Упражнения. Сравнение переплетов, изготовленных по старому и новому ГОСТу. Определение причин брака в переплетной крышке и способы его устранения.

Практические работы. Расчет материала для обложки и переплетной крышки по размерам блока. Крой деталей. Приклейка обложек в переплетах № 1–4. Приклейка окантовочного материала в переплете № 4. Крой деталей на переплет № 5. Изготовление, вставка в переплетную крышку и обжим в прессах блока.


Технология отделки переплетной крышки на позолотном прессе

Изделия. Переплеты разного вида.

Теоретические сведения. Отделка переплетной крышки (красочная и бескрасочная). Тиснение как физико-химический процесс. Способы и схемы тиснения (блинтовое, с использованием полиграфической фольги). Штампы и матрицы для разных способов тиснения. Виды фольги для тиснения. Проверка качества тиснения. Оборудование ручного позолотного пресса ПЗ-1. Промышленные позолотные прессы. Режимы тиснения в зависимости от обложечного материала. Подготовка позолотного пресса к работе. Техника безопасности при работе на позолотном прессе.

Упражнения. Пробное тиснение на прессе ПЗ-1.

Практические работы. Подготовка пресса ПЗ-1 к работе с учетом способов тиснения. Тиснение переплетной крышки блинтовым способом с использованием полиграфической фольги и конгревом.


Пожарная безопасность на производстве и в школьной мастерской

Теоретические сведения. Значение соблюдения правил пожарной безопасности. Возможные причины пожаров. Причины возгорания в электроустановках и электросети. Обеспечение пожарной безопасности при выполнении картонажно-переплетных работ. Пожарная безопасность на территории предприятия и в школьной мастерской. Сообщение о пожаре. Правила поведения при пожаре. Использование углекислотного огнетушителя. Эвакуация людей и материальных ценностей при пожаре. Первая медицинская помощь пострадавшему при пожаре.


Техническое нормирование, квалификация рабочего и оплата труда на полиграфическом предприятии

Теоретические сведения. Понятие нормирование труда. Нормы времени и выработки. Слагаемые оперативного времени, затрачиваемого на выполнение технологической операции (основное, вспомогательное, на обслуживание рабочего места, на отдых). Основные признаки квалификации рабочего (объем теоретических и практических знаний, навыков и умений). Тарифные разряды и квалификационные характеристики разных профессий. Зависимость заработной платы рабочего от тарифного разряда (тарифный коэффициент, тарифная ставка). Разные формы оплаты труда. Бригадная форма работы и оплата труда при ней.


Изготовление альбомов

Изделия. Альбом на стержне для фотографий. Альбом на винтах для фотографий. Альбом для марок.

Теоретические сведения. Виды альбома по назначению и конструкции. Основные детали альбома. Способы скрепления альбома (с помощью стержня, тканевых слезур, шнуровки, проволочной спирали, винтов). Понятие кулиса . Виды переплетной крышки для альбома. Материалы для изготовления альбома. Техника безопасной работы при скреплении альбома.

Практические работы. Раскрой материала на кулисы. Прокладка кулис калькой. Скрепление блока альбома. Расчет и изготовление переплетной крышки. Вставка блока в переплетную крышку в альбомах разной конструкции. Отделка альбома. Изготовление переплетной крышки с мягкой подложкой на шарнирах и на винтах для альбомов.


Виды передач в механическом переплетно-брошюровочном оборудовании

Теоретические сведения. Виды передач (ременная, зубчатая, кривошипно-шатунная). Использование деталей цилиндрической и овальной формы в машинах для обработки переплетно-брошюровочных изделий.


Практическое повторение

Вид работы. Изготовление выставочных альбомов для школы и разных организаций (производительный труд).


Самостоятельная работа

Изготовление альбома на застежках для пластинок. Анализ качества работы.


IV четверть


Вводное занятие

Механизация и автоматизация переплетно-брошюровочных процессов

Теоретические сведения. Механизация и автоматизация переплетно-брошюровочных процессов на производстве. Изготовление книжно-журнальной, листовой и буклетной продукции в крупных типографиях страны. Механизированный и ручной труд (производительность и качество). Использование ручных прессов в переплетно-брошюровочных, папочных цехах и участках. Применение ручных процессов при изготовлении миниатюрных и факсимильных изданий. Станки с программным управлением. Ручная и механизированная упаковка книжно-журнальной продукции. Виды формирования пачки. Маркировка, транспортировка и хранение готовых изданий. Механизация и автоматизация процессов комплектовки, фальцовки тетрадей, раскроя материалов и обрезки блоков, приклейки капталов и бумажек, изготовления переплетных крышек. Уменьшение количества ручных операций за счет внедрения комплексной механизации и автоматизации. Значение повышения производительности и качества труда, увеличения выпуска продукции с единицы производственных площадей. Снижение себестоимости изготавливаемой продукции. Автоматические и полуавтоматические поточные линии.


Изготовление письменного набора в папке-портфеле

Изделия. Записная книжка. Блокнот. Папка-портфель с замочком.

Теоретические сведения. Беловые и канцелярские товары. Общее представление об организации и технологии изготовления беловых товаров. Виды записной книжки и блокнота в цельнолитом переплете. Использование отходов типографского производства для изготовления блокнотов. Ручное изготовление записной книжки и блокнота в школьной мастерской. Изготовление папки-портфеля (крой деталей, снятие фасок у картонных сторонок, изготовление мягкой подложки, сборка папки с клапанами в цельнотканевом переплете).

Умения. Составление технологических карт и выполнение эскизов деталей изделия.

Письменный отчет о проделанной работе.

Практические работы. Изготовление записной книжки и блокнота с отделкой переплетных крышек тиснением полиграфической фольгой. Изготовление папки-портфеля. Изготовление кармана с «мехом» и приклейка его к папке. Отделка папки-портфеля. Выклейка папки. Крепление замочка. Заполнение папки письменным набором из блокнотов.


Изоляционные и смазывающие материалы

Теоретические сведения. Виды и применение теплоизоляционного материала (минеральная вата, пакля, древесноволокнистая плита, пенопласт). Гидроизоляционные материалы на основе полимеров, полиэтиленовой пленки. Виды и применение электроизоляционного материала. Пластмассы и минеральные материалы, виды и использование смазочного материала. Свойства смазок.


Практическое повторение

Виды работы. Изготовление футляра для книг и наглядных пособий разных конструкций, футляра-кассеты с кантами, макетов разного типа книжных переплетов, коробок, папок.


Контрольная работа

Изготовление письменного набора в футляре-кассете.

Пооперационное оборудование обычно используют для производства изданий небольшими или средними тиражами. Производство изданий большими тиражами осуществляется на поточных линиях. Организация их может быть достигнута в результате выполнения следующих условий:

1. весь технический процесс разделяется на отдельные операции, каждая из которых закреплена за отдельной машиной;

2. все оборудование расположено в строгой последовательности выполнения операций и соединено транспортными связями, образуя поточную линию;

3. все полуфабрикаты должны немедленно передаваться с одной операции на другую;

4. все оборудование должно быть соединено между собой;

5. линии должны оснащаться автоматическими средствами контроля качества.

Автоматические линии по сравнению с пооперационными имеют значительные преимущества: уменьшается продолжительность цикла и время обработки продукции; повышается производительность и сокращается численность рабочих, а также изменяется структура их труда.

Производство изданий, скомплектованных вкладкой

Для производства изданий, скомплектованных вкладкой, широко применяются автоматизированные линии, выполняющие комплекс брошюровочных операций.

Вкладочно-швейно-резальные агрегаты (ВКШ) выполняют комплектовку изданий, шитье проволокой внакидку и обрезку.

Процесс изготовления издания заключается в следующем: в магазины загружаются стопы тетрадей и обложки. Во время работы каждый самонаклад отделяет тетрадь от стопы, раскрывает и накидывает на транспортер. После комплектовки издание выравнивается и сшивается проволокой в швейной секции. Сшитые издания обрезаются в резальной секции и выходят на приемку. Максимальная скорость работы – до 18 тыс. цикл/ч.

ВКШ стали оснащаться многими дополнительными устройствами для:

– загрузки магазинов самонакладами;

– комплектования пачек готовых изданий;

– вкладывания приложений;

– фальцевания обложек и т.д.

Такие агрегаты превращаются в комплексные автоматические линии для изготовления изданий, начиная от комплектовки и кончая упаковкой.

За рубежом выпускаются различные системы механизации приемки тетрадей, их хранения, транспортировки и ввода в магазины самонакладов. Например, одна из автоматических систем собирает паллеты – большие пачки до 40 кг, обвязывает их широкой пропиленовой лентой и укладывает на поддоны для складирования в хранилище.

Производство изданий, скомплектованных подборкой

В автоматических брошюровочных линиях для изданий, скомплектованных подборкой, используется только поблочное скрепление блоков. Способ потетрадного скрепления не вписывается в автоматическую линию из-за меняющейся производительности ниткошвейных автоматов в зависимости от объема блоков.


По способу скрепления брошюровочные линии можно разделить на два основных вида:

1. Механизированные с использованием шитья проволокой втачку. Не получили широкого применения из-за интенсивного развития клеевого скрепления книжных блоков.

2. Автоматические с использованием клеевого скрепления. Используют клеевой способ скрепления со срезкой корешковых фальцев тетрадей и заклейкой корешка термоклеем или «холодным клеем» (ПВА или дисперсией). Применение термоклея упрощает оборудование и технологический процесс, но, по сравнению с «холодным клеем» понижает прочность и долговечность и повышает цену. В зависимости от технологических возможностей автоматические линии можно разделить на три группы:

а. Наиболее простые и дешевые. Линия состоит из подборочной машины и машины клеевого скрепления с устройством для крытья блоков обложкой. Здесь выполняются подборка блока, срезка корешковых фальцев и торшонирование корешка, нанесение клея и его подсушивание и охлаждение. Дальнейшие операции выполняются на операционном оборудовании.

б. Линии состоят из подборочной машины (8–24 секции), машины клеевого скрепления и крытья, машины трехсторонней обрезки и приемно-комплектующего устройства.

в. Отличаются от линий второй группы наличием устройств для разрезки двойников (изданий, по высоте содержащих два экземпляра), машин для упаковки и обвязки пачек, а также наличием микропроцессорной техники.

Автоматические печатно-брошюровочные линии

Традиционная схема организации производства предусматривает печатание по частям, а брошюровочные процессы – после накопления всего издания. Это разрывает и замедляет процесс и требует больших затрат производственных площадей и физического труда. Применение автоматических брошюровочных линий не снижает трудозатраты, но почти полностью исключает недостатки традиционной организации производства.

Печатно-брошюровочная линия (ПБЛ) – технологический комплекс оборудования, соединенный в автоматическую линию, выполняющий печатание всех страниц и все брошюровочные операции. Производство книжно-журнальной продукции на ПБЛ наиболее производительно, сокращает сроки выпуска издания, снижает отходы и трудозатраты.

ПБЛ можно разделить на две группы:

1. ПБЛ для изданий, скомплектованных вкладкой. Серийно не выпускаются, но необходимы для выпуска журналов массовыми тиражами. Каждая линия предназначена для издания постоянного объема и формата.

2. ПБЛ для изданий, скомплектованных подборкой. На линиях по такой технологии можно изготавливать книжные блоки с приклеенными форзацами для вставки в переплетные крышки.

В настоящее время известно два типа ПБЛ:

1. С постоянной длиной формоносителя. Печатные формы размещаются на формных цилиндрах. Из-за ограничения формоносителя за раз можно печатать определенное количество страниц, но это компенсируется большими размерами печатных форм и формных цилиндров.

2. С переменной длиной формоносителя. Печатные формы закреплены на ленте-формоносителе, что повзоляет печатать издания различных форматов объемом 80–1152 стр. текста или черно-белых изображений. Однако такая конструкция стоит дороже.

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мончегорская коррекционная школа»

Изготовление блокнота с обложкой на пружине

учитель : Громова Ольга Борисовна

Профиль трудового обучения: «Переплётное дело».

Тема : Изготовление блокнота с обложкой на пружине.

Продолжительность – 40 минут.

Класс: 7 - 9 класс комплект.

Тип урока : комбинированный.

Форма урока: мастер - класс.

Технологии :

1 . Образовательные:

Технология коллективной мыслительной деятельности в системе малых групп;

Здоровьесберегающая технология.

2. Педагогические:

Личностно-ориентированная технология;

Технология коллективной творческой деятельности.

3 . Информационные технологии:

Мастер электронных презентаций MS Power Point.

Особенность урока – урок проводился с обучающимися с 5 по 9 класс, имеющими разный уровень подготовки.

Особенность класса – обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Произведён оптимальный отбор информационных технологий с учётом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: повторение и отработка умений обучающихся проведения переплётных операций: ламинирование, обрезка, перфорация, брошюрирование, комплектовка, приклейка, сборка.

Коррекционная цель: коррекция логического мышления.

Задачи:

    Образовательная:

    Повторение и уточнение имеющиеся знаний у обучающихся о принципах работы с необходимым оборудованием и инструментами для изготовления блокнота с ламинированной обложкой на пластиковой пружине.

    Формировать умения быстро ориентироваться в выполнении заданий предложенных на данном уроке.

    Развивающая:

    Развитие мелкой моторики, зрительной памяти учащихся в процессе выполнения упражнений на восстановление деформированного текста.

    Коррекция социально – личностного развития обучающихся средствами трудовой подготовки.

    Коррекция логического мышления.

    Развивать интерес к профессиональным навыкам через практическую деятельность.

    Развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.

    Воспитывающая:

    Воспитывать мотивацию к учению, умение работать в коллективе сверстников.

    Воспитывать самостоятельность и трудолюбие.

Материалы и оборудование:

    Ламинатор.

    Брошюровальная машина.

  • Клей-карандаш.

    Бумага писчая.

    Пленка для ламинирования.

    Пластиковая пружина.

ИКТ – оборудование:

    проектор;

    компьютер;

    презентация;

    программноеобеспечение: Windows XP, Office 2007, Microsoft Office Power Point 2007.

Ход урока.

    Организационный момент . Эмоциональный настрой обучающихся .

Придумано кем-то и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро! – солнцу и птицам.

Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, ласковы, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло его солнечных лучей и радость предстоящей работы на уроке. Я желаю вам хорошего настроения!

Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами оказались не просто в кабинете переплётного дела, а в типографии. Нам поступил заказ на моделирование и изготовление подарка «Блокнот».

Уважаемые гости, вы пр иглашаетесь в импровизированную типографию и увидите наши умения и навыки. Мы просим вас свои отклики о нашем мероприятии записать на листках, которые позже будут вывешены на наш Арт-забор.

    Актуализация знаний обучающихся. Коррекция логического мышления .

Ребята, скажите, пожалуйста, какими по конструкции бывают блокноты?

(ответы детей: на пластиковой пружине, на металлической пружине, с окантовкой корешка).

Молодцы! Сейчас я продемонстрирую вам то разнообразие блокнотов, которое мы изготавливаем на уроках переплётного дела. (Показ образцов).

Но сегодня мы будем изготавливать блокнот с ламинированной обложкой на пластиковой пружине. Из предложенных образцов найдите его. (Показ образца).

Из каких деталей состоит блокнот? Назовите (ответы детей: блок, задняя стенка, обложка, корешок).

Какие материалы будете использовать, чтобы изготовить блокнот на пластиковой пружине? Назовите (ответы детей: писчая бумага, переплётный картон,ламинированная обложка, пластмассовая пружина).

Выберите из какого материала изготовлены детали блокнота? (Работа с интерактивной доской. Необходимо соединить части блокнота и нужный материал).

Плёнка и рисунок - ламинированная картинка.

Задняя стенка – переплётный картон.

Корешок – пластиковая пружина.

Блок – писчая бумага.

Давайте проверим.

Назовите, какие инструменты и оборудование нам потребуются для изготовления блокнота на пластиковой пружине с ламинированной обложкой? (ответы детей: ножницы, брошюровальная машина, ламинатор).

Давайте вспомним правила ТБ при работе с ножницами, на ламинаторе и брошюровальной машине (фронтальный опрос).

    Физминутка.

А теперь всем дружно встать,

Руки медленно поднять.

Наклониться вправо, влево,

И беремся вновь за дело.

    Основная часть.

Выполнение упражнения на коррекцию логического мышления.

Давайте вспомним переплётные операции.

Обучающимся необходимо подставить вместо цифр буквы. Получатся переплётные операции:

1. Ламинирование.

2. Обрезка обложки.

3. Подсчёт страниц.

4. Сборка блокнота.

5. Перфорирование и брошюровка.

6. Приклейка этикетки.

Сейчас мы с вами повторим технологическую последовательность изготовления нашего блокнота. Перед вами лежат листы с операциями. Выстройте их в нужной последовательности.

Давайте проверим.

1. Ламинирование обложки.

2. Обрезка обложки ножницами.

3. Подсчёт страниц блокнота (20 страниц).

4. Сборка блокнота (задняя стенка, блок, картинка, обложка).

5. Перфорирование и брошюровка блокнота.

6. Приклейка этикетки.

    Проверка качества работы.

После завершения и прочтения получившегося плана, учитель хвалит обучающихся за правильные ответы, объяснение и правильное использование терминов и отмечает, что ученики уже общаются вполне профессионально, как взрослые рабочие.

Сегодня вы будете работать в бригадах по 2 человека. Один из вас будет бригадиром и следить за качеством изготавливаемой продукции. Как вы помните, на прошлом уроке мы с вами провели подготовительную работу: заготовили картинки для своих блокнотов. Свой блокнот вы узнаете по вашим рисункам на обложке. Работая слаженно, вы в результате получите отличный подарок «Блокнот».

    Гимнастика для глаз.

    Практическая часть. Вводный инструктаж. Работа с технологической и пооперационной картами.

Прежде чем приступить к работе, давайте ещё раз посмотрим на образец и вспомним требования, предъявляемые к качеству нашего изделия:

Ровное ламинирование обложки;

Аккуратная обрезка обложки;

Правильная комплектовка изделия;

Правильная брошюровка блокнота.

Приступая к практической работе, не забывайте, что от вас требуется:

1). Соблюдать правила ТБ.

2). Свои рабочие места соблюдать в порядке.

3). Не торопиться, выполнять заказ качественно.

Приступаем к изготовлению подарка «Блокнот».

Работа выполняется с применением пошаговой инструкции и под руководством учителя.

Ход выполнения работы.

    Ламинирование обложки.

    Обрезка обложки ножницами.

    Подсчёт страниц блокнота (20 страниц).

    Сборка блокнота (задняя стенка, блок, обложка).

    Перфорирование и брошюровка блокнота.

    Приклейка этикетки. Проверка качества работы.

Обратить внимание на возможные ошибки и упущения: размеры должны быть строго соблюдены, срезы должны быть ровными. Выявление типичных ошибок и способы их устранения.

Выполнение коррекционного упражнения на развитие зрительной памяти.

После завершения практической работы учитель обращает внимание обучающихся на план работы, обозначенный на доске.

Посмотрите, пожалуйста, на доску и проверьте, правильно ли я всё записала? (На доске изменена последовательность изготовления блокнота.) Детям необходимо определить, не изменилось ли что в порядке операций. Обучающиеся прочитывают план, находят ошибки в порядке операций и восстанавливают первоначальное расположение табличек.

    Проверка качества работы.

    Подведение итога урока. Рефлексия.

Вам понравилась работать в нашей импровизированной типографии?

Чему вы сегодня научились?

С какими материалами работали?

Какие виды бумаги, картона использовали?

С помощью чего скрепляли детали?

Что больше всего понравилось на уроке?

Как могут пригодиться эти знания вам в жизни?

Как вы ещё можете реализовать ваш блокнот? (Продать и получить прибыль).

О чем расскажите дома?

После успешного окончания 9 или 12 класса, кто-то из вас сможет продолжить обучение в учебном заведении профессионального образования. А кто-то, приобретя знания, умения и навыки в школе, сможет работать на предприятиях города, работать в домашних условиях, зарабатывать средства на жизнь и содержание семьи. И вы сейчас учитесь изготавливать изделия, которые тоже вам пригодятся в жизни.

Стихи о блокноте. Читают обучающиеся.

1. Для записей разных,

Для записей важных

Прослужит тебе целый год,

Взамен непонятных обрывков, бумажек

Предмет под названьем «Блокнот».

2. Блокноту в солидном таком переплёте

Уж вы применение точно найдёте.

Текущих дел много и мысли – рекой,

Всегда наш подарок у Вас под рукой!

А в завершении нашего урока мы хотим подарить вам, уважаемые гости, небольшие сувениры (дарим блокноты).

    Итог урока.

На земле очень много профессий.

О профессии каждый мечтал.

Есть профессия – нежная песня.

Есть профессия – литый металл.

Но всегда – и как было когда-то,

И сейчас в двадцать первый наш век –

Я хочу пожелать вам, ребята,

Чтобы вырос из вас Человек!

Все молодцы, спасибо.

Изготовление блокнотов — это комплексный процесс, результатом которого становится появление качественной продукции, точно отвечающей не только существующим стандартам, но и целевому назначению. Технические возможности нашей типографии позволяют изготовить блокноты любого типа и дизайна. Никаких ограничений на использование расцветок, оттенков, шрифтов, графики или художественных изображений! Мы изготовим рабочие, рекламные, представительские блокноты и креативные скетчбуки под заказ с точным воплощением всех идей и пожеланий клиента.

Виды блокнотов и особенности изготовления

Блокноты на пружине — это самая простая по исполнению и конструкции версия стандартных блокнотов. Обложка и задняя крышка — мягкие, пружина — металлическая или пластиковая, расположена по длинной или короткой стороне (репортерский вариант). Назначение варьируется от формата листов. Маленькие блокноты (от А6 и компактнее) наиболее универсальны, используются на презентациях, для заметок или как рекламный инструмент. Рабочие блокноты имеют увеличенный формат — А4 или А5.

Блокноты на пружине с крышкой — более удобный вариант классического пружинного блокнота. Задняя крышка из плотного картона позволяет делать записи на весу, что удобно и в условиях офиса, и при проведении конференций, презентаций или семинаров.

Блокнот скетчбук — это записная книжка художника. Твердый переплет и плотная бумага без разлиновки позволяют использовать блокнот для различных техник рисования — карандашом, фломастером, акварелью.

Блокнот молескин — это классический блокнот для бизнеса или записная книжка представительского класса. Линованная бумага, твердый переплет и обтянутая тканью жесткая обложка дополнены полезными аксессуарами — закладкой-ляссе и эластичной лентой, «запирающей» блокнот в открытом или закрытом состоянии. Скругленные углы препятствуют истрёпыванию листов.

Блокнот с поролоном — это универсальный блокнот со строгими прямоугольными формами, твердым переплетом и объемной обложкой с поролоновым «наполнителем».

Стоимость блокнота на пружине с крышкой

Параметры:

  • Блок: 145х200, 200 полос, 80 г офсет, печать 1+1 клетка или линейка;
  • Крышка цельнокройная - кашировка лайнера с цветной печатью на картон 2мм (т.е крышка из серии 7БЦ);
  • Блок на пружине, приклейка его на 4-ую полосу крышки;
  • Форзац, обложка на блок - бумага дизайнерская цветная - 140 г.

Стоимость блокнота скетчбука

Параметры:

  • Блок: 120х160, 80 г офсет, 200 полос, без печати;
  • Обложка: переплет 7БЦ, обложка цветная + ламинация;
  • Доп. функционал: ляссе.

*Стоимость указана с учётом НДС 18%

Стоимость блокнота молескина

Параметры:

  • Блок: 145х200, 80 г офсет, 200 полос, печать 1+1 - клетка или линейка;
  • Обложка: ткань (кашировка на картон 270г);
  • Углы кругленные;
  • Доп. функционал: резинка, форзац цветной - дизайнерская бумага 140 г.

*Стоимость указана с учётом НДС 18%

Стоимость блокнота молескина с поролоном

Параметры:

  • Блок: 145х200 мм, 80 г офсет, 200 полос, печать 1+1 - клетка или линейка;
  • Обложка: балакрон импортный, тиснение 50х50 мм, картон с поролоном.