П м камозин биография. Биография

Родился 16.07.1917 г. в городе Бежица в семье рабочего. Русский. Окончил 6 классов в 1931 году. Работал слесарем. В Советской Армии с 1937. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу в 1938. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. После ранения за девять месяцев работы лётчиком-инструктором в запасном полку подготовил для фронта более сорока лётчиков-истребителей (по штату того времени это два полка!). Добившись возвращения на фронт, в своём первом воздушном бою на истребителе ЛаГГ-3 сбил три немецких истребителя. Всего за время войны в девяноста воздушных боях по официальным данным сбил лично 35 и ещё 13 самолётов противника в составе группы. 31.12.1943 г. в паре со своим ведомым А.В. Владыкиным обнаружил немецкий транспортный самолёт, прикрываемый шестёркой истребителей. Выполнив внезапную атаку со стороны солнца, транспортник сбил. На нём погибли 18 генералов и высших офицеров вермахта, в связи с чем в немецких фронтовых частях был объявлен трёхдневный траур. Несмотря на объявленную Люфтваффе охоту за ним свою боевую активность не изменил и вскоре сбил выдающегося немецкого аса Германа Графа. Звания Героя Советского Союза удостоен дважды: 1 мая 1943 (медаль №1148) и 1 июля 1944 года (медаль №23). С 1946 года работал в гражданской авиации. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны I степени, медалями. С 1966 года Почётный гражданин города Брянска. Павел Михайлович Камозин умер 24.11.1983 г. Похоронен на Центральном кладбище Брянска (Аллея Героев).

В ноябре 1985 года Постановлением Совета Министров РСФСР его имя присвоено Брянскому авиационно-спортивному клубу ДОСААФ. С 1983 года имя Павла Михайловича Камозина носит одна из улиц Брянска, с 1982 года Брянская средняя школа №11 (где 17 сентября 1982 года при личном участии Павла Михайловича был открыт музей Дважды Героя, ставший в 1986 году Мемориальным), с 2012 года переулок в Лазаревском районе города Сочи. В Бежицком районе Брянска в сквере (также получившем его имя) у Дворца Культуры брянских машиностроителей в честь Павла Михайловича Камозина установлен его бронзовый бюст, созданный в 1948 году скульптором Матвеем Генриховичем Манизером. Несколько десятилетий в Брянске проводиться ставший всероссийским Мемориал по вольной борьбе, посвящённый Дважды Герою Советского Союза Павлу Михайловичу Камозину. С 2007 года в честь прославленного лётчика на аэродроме Бордовичи Брянского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ ежегодно проходит авиационный праздник "Небо, ставшее судьбой". Ещё одним знаком уважения к легендарному уроженцу Брянщины стало открытие в память о нём мемориальной доски в международном аэропорту "Брянск" 20 ноября 2015 года.

ОТВАЖНЫЙ АС

Начало войны П.М. Камозин встретил на Западной границе. Там он принял первое боевое крещение и был ранен в ногу в вылете на штурмовку наступающих войск противника 23-го июня. После лечения, и штабной службы в Киеве до полного восстановления здоровья для лётной работы, в декабре 1941 был направлен на переучивание в 253-й запасной авиационный полк. Его командир оставил опытного Павла Камозина лётчиком-инструктором. Интенсивной подготовкой лётчиков маршевых авиаполков Камозин занимался девять месяцев, и наконец, добился отправки на фронт. В октябре 1942 младший лейтенант Камозин командир звена 246-го истребительного авиаполка, сражающегося на черноморском участке Кавказского и Северо-Кавказского фронта. А с начала ноября 1943 он уже командир эскадрильи 66-го ИАП, прикрывающего наши войска на освобождённой Кубани и в Крымском небе.

Лётчики-истребители 269-го ИАП, 1943 год.
Первый ряд слева-направо: Сергиенко Николай Петрович, Панов, Бычков Павел (командир АЭ), Гридюшко, Камозин Павел, Третьяков (командир полка), Рязанцев.
Второй ряд: Качалов, Кудряшов, Александровский Орест Петрович, Третьяк, Тормахов Дмитрий Дмитриевич, Безус, Гриб.

Таманский полуостров, 1944 год. Аэродром у станицы Вышестиблиевская.
Лётчики 3-й авиаэскадрильи. Командир - П.М. Камозин.
Первый ряд слева-направо: Кондаков Д., Кшиква И., Камозин П., Глоба А., Устюжанинов Ю.
Второй ряд: Конюков И., Горшков Г., Чалов С., Пытьянов В., Молчанов Н.

Однажды, возвращаясь с задания (разведки в районе Заморск - Багерово - Тархан - Глубокая балка - Глубокая Пучина - Катерлез - Булганок), Павел Камозин и его ведомый Владимир Владыкин в разрывах облачности обнаружили фашистский транспортный самолёт, сопровождаемый шестёркой истребителей. Такой эскорт мог прикрывать только особо ценный самолёт, и Павел Михайлович решил его уничтожить. Необходимо было с первого захода сбить важную выбранную цель, используя внезапность и создав преимущество в высоте для стремительной атаки. Второй попытки не будет - не позволят истребители сопровождения. Камозин приказал ведомому прикрыть себя, и набрав высоту, атаковал. После нескольких прицельных очередей подбитый самолёт густо задымил и пошёл вниз, где при столкновении с землёй взорвался. Наши истребители оторвались от преследования, используя преимущество в скорости и густую облачность... Любопытно, что командир полка поругал Камозина за сбитый транспортник, сказав: "Вам бы только сбивать". Ведь это был вылет на разведку войск противника - второй из трёх, выполненных Камозиным в тот день (последний день 1943 года). Командование готовило штурмовой удар, блокировку аэродрома Орлиная могила. Но вскоре разведка выяснила, что на сбитом самолёте летели восемнадцать фашистских генералов и высокопоставленных офицеров. Они везли на Крымский полуостров награды для особо отличившихся в ожесточённых боях, чтобы поднять дух обороняющихся войск. По случаю гибели важных берлинских чинов фашистское командование объявило траур во фронтовых частях.

КАК ОХОТНИК СТАЛ ДИЧЬЮ

Имя советского аса стало известно немецкому командованию. Разведка выявила, что Люфтваффе открыли "сезон охоты на Камозина". В Крыму, как впрочем, у любой группы Люфтваффе, был свой пост радиоперехвата. Всех особо сильных советских пилотов знали пофамильно, и получая информацию в воздухе, пилоты Люфтваффе принимали решение вступать с ними в бой или уклониться от боя. Против опасных противников применяли хитроумные уловки - навязывали бой в невыгодных условиях. Например завязывая бой в конце патрулирования при малом остатке топлива и с последующим наращиванием сил. Или, имея преимущество в высоте и скорости, внезапно атаковали из-за облаков и со стороны солнца. Так, 11.03.1944 немцы использовали идеальные условия для неожиданной атаки. Многоярусная облачность дала удачную возможность для скрытного подхода и внезапной атаки. "Эксперты" Люфтваффе атаковали из облачности ведущий самолёт Камозина, хотя в этих условиях им было легко сбить одного-двух его ведомых с меньшим риском для себя. И тем самым иметь почти гарантированную и безопасную победу. Запись из журнала боевых действий: "В 14:21 над косой Тузла, высота 2500 м., лейтенант Глоба заметил, как два Me-109 из облачности атаковали самолёт Камозина. Лейтенант Глоба со своим ведомым развернулся и начал отбивать атаку. После атаки лейтенанта Глоба Me-109 развернулись и ушли за Керчь на запад. Самолёт Камозина подбит. Разбит руль поворота, пробиты обе плоскости, бензобак и выведена из строя радиостанция."

Но Камозин не собирался "маскироваться". Приходя в район патрулирования, он связывался с радиостанцией наведения, на которой находился заместитель командующего 4-й ВА генерал Слюсарев, и докладывал: "Я - Камозин, пришёл на работу!". Немецкий пост радиоперехвата узнавал его не только по докладу, но и по интонации голоса. Соответственно принимались и меры. Из воспоминаний лётчика 66-го ИАП, полковника Латышева Алексея Александровича:

"Апрельским днём 1944 года на Тамани было солнечно. С боевого задания вернулся Павел Михайлович. Встревоженный, взволнованный. Молча вылез из кабины, обошёл вокруг самолёта и остановился у хвоста. А хвост был деформирован. В месте крепления стабилизатора, как говорят в авиации, образовалась "гармошка", заклёпки повылетали. Оказывается, фашисты устроили охоту на Павла Михайловича и ему одному пришлось драться с 12-ю "Мессерами". В воздушном бою, уходя из-под атаки, Камозин создал такую перегрузку, что "Аэрокобра" по прочности оказалась слабее лётчика.

Вот интереснейшая статья из трофейного немецкого архива в местной фашисткой газете "Новый путь", издававшейся в оккупированных Клинцах на русском языке. Её краткое содержание: "В конце 1944 года на Восточном фронте появился русский ас, доставлявший немецкому командованию немалые хлопоты. По радиоперехватам они определили фамилию русского "воздушного бандита". Чтобы остановить этот воздушный беспредел, рейхсмаршал Геринг командировал с Западного фронта на Восточный одного из лучших своих асов и личного друга графа Рихтгофена с целью найти и уничтожить Камозина в воздухе".

Как талантливый ученик, на себе испытавший засадную тактику Люфтваффе, Камозин решил "отблагодарить своих учителей" усвоенным уроком. И безукоризненно разыграл рискованную роль приманки. В журнале боевых действий лаконичное описание печального для выдающегося аса Германа Графа боя датировано 27-м января 1944 года.

"27.01.1944. Прикрытие наземных войск в районе Тархан, Керчь, Булганок. Камозин (борт №29) - Глоба (борт №23). Капустик (борт №40) - Кондратьев (борт №22). Взлёт - 15:00. Посадка - 15:55. В 15:40 южнее Керчи на высоте 7000 м. два Ме-109. Группа Камозина находилась на высоте 6000 м. Пара капитана Капустика ушла на солнце, а Камозин перед Ме-109 сделал переворот и начал делать вид, что уходит от Ме-109. Пара Ме-109 в это время с высоты начала пикировать на Камозина. Капитан Капустик со стороны солнца зашёл одному Ме-109 в хвост, атаковал и сбил. Ме-109 загорелся и упал в районе Эльтинген. Второго Ме-109 атаковали Камозин и Глоба, на пикировании сбили. На Ме-109 были наведены радиостанцией наведения. Погода: облачность 4 балла, высота 7000 м., видимость 12 км." Исключительно кратко характеризуя качества Павла Михайловича как истребителя, можно сказать что это одарённый лётчик, развивший свои способности до совершенства. Грозный самородок русского неба оказался не по зубам "экспертам" Люфтваффе.

Вот фрагмент статьи из газеты 4-й воздушной армии "Крылья Советов" от 29-го декабря 1943 года о тяжёлом бое 05.12.1943, когда Камозин произвёл вынужденную посадку на косе Тузла.

"По просьбе моряков наводчик рассказал им о том, как бойцы-десантники узнали о Герое Советского Союза Павле Михайловиче Камозине, при каких условиях состоялась с ним встреча. - Это было давно, дней 10 назад, - дымя ядовитой махоркой, с радостью принялся рассказывать наводчик. Мы после обеденной обработки фрицев отдыхали. Слышим гул. Самолётов не видно. Тогда пасмурная погода стояла. Притаились. Ждём. Видим, из-за туч выскочили два с крестами, а за ними два с красными звёздами. "Мессершмитты" начали снижаться и уходить к морю, а наши остались под облачностью. Потом мы узнали, что это были Камозин и Владыкин. Вскоре немцы повернули и прямо прут на наших. Владикин, всё сзади Камозина ходит, устремился на них, ударил из пушки и опять на своё место. Сидим мы тогда и говорим: ну и лётчики, бояться с двумя фрицами подраться. "Молодёжь", - подумал я. Через некоторое время слышим завывающий гул.

- "Лапотники"! - крикнул кто-то. Видим: из-за туч гуськом, один за другим, прямо на нас пикируют "Юнкерсы". Мы - в щели, но оказалось напрасно. Ведущий истребитель (Камозин, значит) с ходу атаковал первого "Юнкерса". И сбил его. Фашисты рассыпались в разные стороны и пустились наутёк. А Камозин их нагоняет и бьёт. Сначала загорелся один, потом второй, и оба упали за той деревушкой. На помощь бомбардировщикам пришли 8 истребителей. Нашим пора уходить, а фашисты их не пускают, решили, гады, расправиться с ними. Сперва они напали на Владыкина. Все восемь подошли к нему с разных сторон и бьют. Камозин ловко разворачивается и на них. Отогнал одного, другого, третьего, четвёртого подбил. Задымил "Мессершмитт", поплёлся восвояси. Гитлеровцам всё-таки удалось повредить машину Владыкина. Он вскоре сел где-то в Тамани. Камозин остался один. Представьте себе такую картину: пара "Мессеров" крутиться сверху, пара - внизу, а остальные три заходят в хвост. Казалось, что спастись нельзя. Но Камозин как-то мигом перевернулся, разворачивается и идёт в лобовую атаку.

Когда "Мессершмитты" расступились, Камозин снизился, чтобы зенитчики ему помогли отбиться от врага. В это время один фашист спикировал почти до самой земли и хотел ударить снизу, но просчитался, попал Камозину в прицел и с ходу нырнул в воду. Совершил, так сказать, посадку на подводном аэродроме.

Шесть "Мессеров" продолжали наседать. Они видят, что Камозину стрелять нечем, и подходят к нему близко. Сволочам удалось поджечь самолёт. Долго раздумывать было некогда - Камозин сел около берега в воду. Обрадовались этому фашисты, знай, по лежащему самолёту строчат. Потом артиллерия начала стрелять. К счастью, Камозин успел выскочить из кабины на берег. Мы к нему, он замёрз, вода-то холодная. Спрашивает: "Братва, есть трактор самолёт вытащить?" Командир наш улыбнулся и велел ему идти в землянку переодеться, согреться и отдохнуть.

Когда он пришёл к нам в землянку и разделся, смотрим: вся грудь у него в орденах - "Золотая Звезда", орден Ленина, два - Красного Знамени и Отечественной войны I степени. Бойцы обступили его, начались расспросы: кто он, откуда, за что награждён. Наш брат-солдат любопытный, всё сразу хочет знать. Нашлось много земляков. Среди них оказался и я. Мне долго пришлось жить в Бежице, откуда родом Камозин. Бывал я также на заводе "Красный Профинтерн", может быть, и работал с ним в одном цехе. Отца-то я его помню. Он всему городу был известен, кажется, полсотни лет на этом заводе отработал. Наводчик закончил рассказ, достал небольшой кожаный кисет, скрутил папиросу и с наслаждением задымил...."

Вспоминает Лина Семёновна Жукова-Латышева. В 66-м ИАП она работала в экипаже (наземном) Павла Михайловича Камозина оружейником.

Лина Семёновна! Вы помните, когда Павел вернулся после вынужденной посадки?

Да, конечно. Моряки оказали ему горячую встречу. Они же его и привезли на аэродром. "Тёп-лень-ко-го" такого.

Исследования показывают, что вынужденную посадку П.М. Камозина, как свою сомнительную 71-ю (якобы) победу записал на себя командир шестой эскадрильи второй группы 52-й эскадры Хельмут Липферт. Причём в ходе одной из атак на Камозина он попал под огонь другого, атаковавшего Павла Михайловича со всех стволов Ме-109. Видимо, под сильным впечатлением от этого, и неудовлетворённости из-за спасения русского пилота, на следующий день, в ходе своего первого вылета Липферт полетел в паре со своим ведомым к косе Тузла (тогда острову). Он обстрелял лежавшую "на животе" машину, и после трёх заходов она наконец загорелась...

БОЕВАЯ РАБОТА ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЫМА

24 мая 1944 года 66-й ИАП перелетел с аэродрома Ички под Богодухов, где получил пополнение и провёл тренировочные полёты. 19 июля 1944 полк перелетел в Миргород, затем на аэродром в Петривцы, и с 22 июля стал прикрывать самолёты союзников, участвовавшие в операции "Фрэнтик III". Это челночные рейды дальней авиации союзников с авиабаз в Италии (а позже и из родных авиабаз в Англии), с бомбардировкой объектов в тылу немцев и посадкой сотен самолётов на советских аэродромах в Полтаве, Миргороде и Пирятине. Здесь их тепло встречали и готовили для обратного рейда. Выполнив бомбардировку по целям противника, союзники возвращались на свои базы в Италии. Первая челночная операция ВВС США "Фрэнтик I" началась 2-го июня 1944 года и завершилась 11-го. Затем последовала вторая "Фрэнтик II" - 21 июня 1944 года... С продвижением советских войск за запад операции "Фрэнтик" потеряли своё стратегическое значение.

Американцы начали постепенную эвакуацию личного состава. Освободившийся от опеки над самолётами союзников, 66-й ИАП наконец начал подготовку к перелёту на фронт. 14-го декабря 1944 года, в сложных метеоусловиях, Камозин повёл группу по маршруту Миргород - Гомель - Бобруйск - Высоко Мазовецк (Польша). 15-го декабря он вылетает в Бобруйск, чтобы привести в Высоко Мазовецк ещё одну группу "Аэрокобр". Аналогичный полёт Павел Михайлович выполнил 20-го декабря. Вот во время этих перелётов и произошёл случай, который при помощи военных тыловых чиновников позже приобрёл окраску "хулиганских действий".

Вспоминает Дементеев Борис Степанович:

"Это было не в Бобруйске, а в Гомеле. Лётчики вошли в помещение, оборудованное для приёма пищи, где был и отдельный стол для Героев Советского Союза. За этим столом сидели Шевелев и П.М. Камозин, за отдельным столом сидел и начпрод (начальник продовольственной службы) данной части. На столе у начпрода были продукты по тем временам изысканные. Лётчикам подали жиденький супчик. К Шевелеву и Камозину подошёл дежурный. Спросил:

Что будете есть?

Тогда Камозин сказал:

Ты нам принеси то, что вот у него на столе.

Этого нет и не положено.

Как это нет, как не положено?

И грохнул стопку тарелок об пол.

Что вы себе позволяете?!

Тогда лётчики завалили этого начпрода на стол и, показывая на лампочку, висевшую на длинном проводе, сказали:

Хоть и не положено, но будешь висеть сейчас на этом шнуре.

Вот уже потом из этого раздули дело".

После этого случая Камозина с понижением в должности перевели в 101-й ГИАП - к сожалению, зарвавшийся тыловик, комфортно, сытно устроившийся в воюющей, истерзанной и голодающей стране при складах драгоценного продовольствия, нашёл высоких покровителей для расправы над "обидчиками".

В конце 1944 года Камозин прибыл в 101-й ГИАП и сразу включился в боевую работу. Особенно много было вылетов на сопровождение наших бомбардировщиков. Январь 1945 года в Польше был очень плохой, нелётный. Затяжные туманы, мокрый снег шёл почти каждый день. К середине января погода стала улучшаться, и наши бомбардировщики, штурмовики и истребители 4-й ВА, начали вылетать на боевые задания, нанося удары по противнику. В январе 1945 Камозин выполнил семь боевых вылетов на патрулирование над аэродромом, штурмовку аэродрома противника Йоганнесбург, сопровождение "Бостонов" в районы Млава, Алленштайн, Магнушево, Браунсберг. Сбил при штурмовке взлетевшую пару Bf.109, но эти победы на его официальный счёт записаны не были. После перелёта на аэродром Магнушево (Польша) 1-го февраля, Камозин четырежды возглавляет группы "Аэрокобр" (3-го, 5-го, 11-го и 14-го февраля), сопровождающие "Бостоны" в район Браунсберга, сбивает Fw.190 (также не защитанный). 18-го февраля полк перебазируется дальше, на аэродром Крочево в Модлине и 20-го февраля, при очередном сопровождении "Бостонов", Павел Михайлович в районе Старогорода одерживает две последние победы - сбивает два Fw.190. Из-за отказа двигателя "Аэрокобры", вылет 4-го марта 1945 года завершается вынужденной посадкой на опасную площадку, где самолёт несколько раз перевернулся. Камозин тянул машину до последнего, чтобы сесть на своей территории и жестоко пострадал. Но, несмотря на тяжёлые травмы, оставшись в сознании, он нашёл в себе силы выбраться из обломков "Аэрокобры", и знаками запретить посадку ведомому на сильно пересечённой местности. Вскоре его нашли наши пехотинцы и сами доставили в госпиталь. До декабря 1945 года Павел Михайлович находился на лечении. Запредельное упорство и стойкость волевого бойца позволили Камозину избежать ампутации раздробленной левой ноги, вопреки рекомендациям врачей...

Павел Михайлович Камозин родился в семье рабочего. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года.

В прошлом слесарь бежицкого завода «Красный профинтерн». Без отрыва от производства занимался в областном аэроклубе, затем поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу. В Советской Армии с 1938 года.

С первых дней Великой Отечественной войны находился на фронте. Участвовал в боях на Южном, Закавказском, Северо-Кавказском и других фронтах. Всего за годы войны лично сбил 35 самолетов врага и 13 самолетов - в групповых боях. Войну закончил в звании гвардии капитана.

После окончания войны прославленный советский летчик демобилизовался из армии и вернулся в свой родной город. Ныне П. М. Камозин живет в Брянске, работает в гражданской авиации.

Война застала младшего лейтенанта Камозина в запасном авиационном полку, в должности летчика-инструктора. 22 июня над военным городком прозвучал сигнал боевой тревоги. Знакомый голос диктора сообщил по радио, что гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз.

Короткий митинг на строевом плацу. Зажигательная, гневная речь комиссара. Сотни суровых лиц, ненавистью горящих глаз. Единый порыв патриотов - в бой, на фронт!

После митинга младший лейтенант Камозин обратился к командиру полка с просьбой откомандировать его в действующую армию. Командир, внимательно выслушав летчика, сказал:

Мне тоже хочется на фронт. Но пока мы нужны здесь.

Лучшие дня

В справедливости слов командира Камозин убедился в первые же дни войны. Летали днем и ночью. Переподготовку летчиков вели по ускоренной программе. И все же мысль о фронте ни на минуту не покидала Камозина.

И вот однажды к нему подошел посыльный из штаба:

К командиру полка!

Командир тепло улыбнулся летчику, когда тот переступил порог кабинета.

Завидую вам, Камозин, - сказал он авиатору. - Через неделю будете на фронте. Приказ уже подписан. Закалку вы получили у нас хорошую, большие надежды на вас возлагаем.

Спасибо, товарищ майор! - только и смог выговорить младший лейтенант.

В октябре 1942 года Павел Камозин прибыл в боевую часть. Летчика-истребителя назначили командиром звена. Началась фронтовая жизнь, полная риска и непредвиденных опасностей. На второй же день пребывания в полку его послали на выполнение боевого задания.

Семерка истребителей, возглавляемая младшим лейтенантом Камозиным, патрулировала над побережьем Черного моря, прикрывая высадку десанта. Время от времени командир группы накренял самолет с крыла на крыло и зорко осматривал воздушное пространство. Внизу проплывали плантации виноградников, горные речки и озера, змеевидные ленты шоссейных дорог. Вдали виднелась светлая полоса моря. Но вот из-за облаков вынырнули шесть «мессершмиттов». Они уверенно шли на сближение. Камозин приказал ведомым сомкнуть строй и приготовиться к атаке.

Первый воздушный бой с настоящим врагом. Камозин готовился к нему с того дня, когда впервые сел в кабину самолета. Он учился уничтожать врага в летной школе и в запасном полку. Он отлично стрелял по конусу и по мишеням на полигоне. Не дрогнет ли сейчас рука?

В голове летчика одна мысль - победить, выиграть первый бой. До «мессершмиттов» 500... 200... 100 метров... Пора открывать огонь. Не дрогнула рука, не подвел натренированный глаз. Первая атака - первая победа!

Гитлеровцы, понеся потери, вызвали с ближайшего аэродрома подкрепление. Вскоре -к месту боя подоспело еще 15 «мессершмиттов». Тройное превосходство не испугало советских истребителей. Один за другим падают на землю еще два самолета, сбитые Павлом Камозиным. Не отстают от командира и ведомые, Они дерзко атакуют фашистов, не дают им ни секунды передышки.

Пора возвращаться на аэродром. Горючее на исходе. Летчик ликовал. В первом бою - три сбитых вражеских самолета! Когда Камозин приземлился и вылез из кабины, к самолету подошел командир полка полковник Смирнов и крепко расцеловал молодого летчика.

Победа, одержанная над врагом, вселила в Павла Камозина уверенность в своих силах. Окреп его командирский авторитет. Подчиненные увидели в нем человека, на которого можно положиться в трудную минуту.

Боевая слава Павла Камозина умножилась в боях за освобождение Севастополя. Эскадрилья, которой он командовал, уничтожила в знойном крымском небе 63 гитлеровских самолета. Лично Павел Камозин сбил 19 самолетов противника. Своих потерь камозинцы не имели. Президиум Верховного Совета СССР присвоил летчику звание Героя Советского Союза.

Часто вылетая на «свободную охоту», командир эскадрильи не упускал ни одного случая, чтобы сразиться с врагом, уничтожить его или обратить в бегство. Вот и на этот раз, совершая полет по тылам фашистов, Павел Камозин заметил на горизонте тяжелый гитлеровский самолет. Он шел к линии фронта в сопровождении шести «мессершмпттов».

«Обыкновенный бомбардировщик не будет прикрываться шестью истребителями», - подумал советский летчик и подал ведомому сигнал приготовиться к атаке.

На легкую победу Камозин не рассчитывал. Знал, что фашисты будут драться до последнего. Набрал высоту, зашел со стороны солнца и бросил самолет в пике. Если с первой атаки не сбить, враг уйдет: второго удара истребители прикрытия не допустят. Все ближе и ближе вражеская машина. Камозин уже четко различает паучью свастику и все же не нажимает на гашетку. Сейчас с ним поравняется ведомый, и они вместе ударят по врагу. Очередь, другая, третья... Бомбардировщик задымил и резко пошел на снижение. «Мессершмитты» шарахнулись в разные стороны. А Камозин и его ведомый ушли на свою территорию.

Через несколько дней в штаб полка пришло сообщение, что Павел Камозин и его ведомый сбили самолет, на котором летела группа фашистских генералов и офицеров. Они везли из Берлина железные кресты для вручения «особо отличившимся» солдатам и офицерам действующей армии. Во фронтовых частях по случаю гибели генералов гитлеровское командование объявило траур.

Гибель группы высших фашистских генералов вызвала переполох в ставке гитлеровского командования. Был отдан приказ любыми средствами уничтожить русского аса Павла Камозина. Из «бриллиантовой» эскадрильи Геринга на участок фронта, где сражался Камозин, перебросили опытного летчика, широко известного в фашистской авиации под кличкой «Граф». Сотни боевых вылетов произвел он, сражаясь с англичанами в небе Норвегии. Он расстреливал с воздуха на дорогах Франции беззащитных женщин и детей, бомбил советские госпитали в Минске, удостоился личной благодарности Геринга за массовое уничтожение беженцев на дорогах Украины. Ему-то и поручено было «убрать» Камозина.

Коварный замысел гитлеровцев стал известен советскому командованию. В полк, где служил Павел Камозин, полетела срочная шифровка. Полковник Смирнов, ознакомившись с документом, вызвал Павла Камозина. Летчик, выслушав командира, сказал, что отныне усилит бдительность, но от специальной охраны отказался.

Командир и комиссар полка переглянулись. Они были довольны своим питомцем. За него можно быть спокойным: сумеет постоять за себя и за честь советского оружия.

Уничтожить «Графа», - заметил комиссар, - значит выбить из фашистов «бриллиантовый» дух, одержать над врагом большую моральную победу.

Из штаба полка Павел Камозин направился к оружейникам. Боевых вылетов в этот день не предвиделось, и он решил вместе с ними проверить самолет и заново произвести пристрелку оружия.

С каждым днем войны обогащался боевой и командирский опыт Камозина, но он по-прежнему отличался скромностью и трудолюбием. Он стремился использовать малейшую возможность для повышения летного и огневого мастерства. Сколько раз оно выручало Камозина и его товарищей в бою! Павлу вспомнилось, как однажды он спас от неминуемой гибели лейтенанта Тоичкина. Молодой летчик не заметил, как в хвост ему пристроился гитлеровец. Секунда, другая - и самолет Тоичкина полетит к земле, объятый пламенем. Но прицельной очереди врага не последовало: в последнее мгновение фашист был свит Павлом Камозиным.

За этот подвиг летчика наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.

В бою решают секунды, - всегда говорил молодым летчикам Павел Камозин. - Цена секунды - жизнь!

И вот, готовясь к встрече с фашистским асом, Павел Камозин изучал тактику врага, его сильные и уязвимые места. Но «Граф» пока не показывался. Видимо, он тоже не терял времени зря и наблюдал за действиями Камозина со стороны.

Боевое напряжение с каждым днем нарастало. Павел Камозин чувствовал, что «Граф» ходит где-то рядом и вот-вот должен показать свои когти. Однажды под вечер, когда командир эскадрильи возвращался после боевого задания на аэродром, по радио ему передали:

В воздухе «Граф».

Командир эскадрильи, заметив противника, поднял свою четверку на высоту 6500 метров. Да, «Граф» предусмотрел многое. Выбрал момент, когда Камозин уже возвращался с боевого задания. Значит, устал и горючее на исходе. Вел воздушный бой. Значит, боеприпасов мало. Обстановка сложилась не в пользу Камозина, и он мог бы уклониться от боя. Но командир эскадрильи, решительно отдавая приказания ведомым, уже занимал исходное положение для первой атаки.

У Камозина созрел оригинальный замысел боя. Ведомые Камозина удивились, увидев, как близко прошел командир мимо «Графа» и как вяло сделал боевой разворот. Фашист соблазнился легкостью добычи и устремился за Камозиным. Навстречу «Графу» ринулись два резервных самолета, находившиеся несколько выше основного состава. Гитлеровец прервал атаку и стал обороняться, потеряв из виду Камозина.

Не теряя ни секунды, Камозин набрал высоту и, когда «Граф» заложил очередной вираж, бросил самолет в пике и нажал на гашетку. Очередь была меткой и сокрушительной. Фашистский самолет начал разваливаться на части в воздухе. Так было покончено с «Графом» - гордостью «бриллиантовой» эскадрильи Германа Геринга.

На аэродроме Павла Камозина и его ведомых ждал командир авиадивизии. Поседевший в боях генерал горячо поблагодарил камозинцев за мужество и отвагу.

В тот день Павел Камозин писал родным: «Время на фронте горячее. Каждый день - напряженные воздушные бои. Мы научились ненавидеть врага и беспощадно его уничтожать».

Этот бой был одним из самых тяжелых воздушных боев, в которых участвовал Павел Камозин. В группе, которую он возглавлял, было всего 5 «лаггов», а против - 18 «мессершмиттов» и 7 «хейнкелей». Камозинцы знали, что победа в этом бою зависит от того, как будет драться каждый из пяти советских летчиков. Никто не думал отступать, уклоняться от встречи с врагом. Все хотели одного - уничтожить фашистов, обратить их в бегство. Камозин плотнее сомкнул группу и напал на врага первым. Одна за другой последовали дружные дерзкие атаки советских летчиков. И когда после второго удара на землю упало три «мессершмитта» (двух сбил Камозин, одного - лейтенант Тоичкин), противник стал драться неуверенно, перешел на виражи. 30 минут длился этот тяжелый бой. Фашисты потеряли шесть самолетов. У советских летчиков не было уже боеприпасов, но они не прекращали своих атак до тех пор, пока оставшиеся 19 гитлеровцев первыми не покинули район боя.

Павел Камозин любил повторять слова своего друга летчика-героя подполковника Калараша: «Летчик должен иметь сердце из стали, тогда и с деревянной спинкой сиденья он не дрогнет в бою». Таким был сам Павел Камозин...

12 января 1944 года. В этот день старший лейтенант Павел Камозин сделал несколько боевых вылетов. Как всегда, он появлялся в точно указанное время в районе патрулирования и по первому сигналу станции наведения уверенно устремлялся на врага.

Двумя группами шли 13 «юнкерсов» под прикрытием четырех «мессершмпттов». Первую группу в лоб атаковал подполковник Смирнов, вторую в хвост - старший лейтенант Камозин. Атака обоих увенчалась успехом. И тот другой сбили по одному самолету врага.

После этого старший лейтенант Камозин завязал бой с двумя «мессершмиттами», но те поспешили удрать, не приняв вызова советского аса.

Во втором боевом вылете Павел Камозин во главе группы истребителей снова прикрывал советские наземные войска. Немецкие бомбардировщики решили пройти линию фронта под облаками, чтобы избежать встречи с советскими истребителями. Но Павел Камозин и его боевые друзья были начеку. Они сумели разгадать замысел врага и встретили фашистов при выходе из облаков меткими сокрушительными атаками. Камозин первым атаковал флагмана вражеской группы и почти в упор расстрелял его кинжальными очередями. «Юнкерс» загорелся и, перевалившись на крыло, полетел вниз. Сраженная летчиком Владыкиным, упала на землю еще одна вражеская машина. Но бой не затихал, бой продолжался.

В это время станция наведения передала Камозину: «На бреющем полете под вами идет еще одна группа бомбардировщиков. Перехватить!»

Старший лейтенант Камозин устремился на перехват второй группы бомбардировщиков. На пути он встретил двух «мессершмиттов» и с ходу атаковал одного из них. Вражеская машина загорелась. Тогда Камозин устремился на отражение налета бомбардировщиков.

В упорных и жестоких воздушных схватках Павел Камозин сбил 12 января 1944 года две немецкие машины. На счету героя стало 30 лично сбитых самолетов врага. Армейская газета «Крылья Советов» в эти дни призывала на своих страницах: «Истребитель, дерись, как Павел Камозин!»

«Почему же Камозин дерется успешнее других, в чем его сила?» - спрашивала газета. И отвечала: «Она кроется в стремительности атаки. Шансы на победу в бою у того летчика, который первым заметит врага. Это прекрасно понимает Камозин. Его зоркий глаз всегда ищет и первым находит противника. Именно этим отважный летчик создает себе преимущество над врагом».

Газета разъясняла, что умелый поиск цели, разумеется, еще не означает победу. Она, как известно, сама не приходит. Ее завоевывает Павел Камозин благодаря другому замечательному качеству - мастерству атаки. Настойчивость в достижении цели, дерзость, исключительная меткость огня, искусный маневр - сот что обеспечивает успех отважному летчику-истребителю.

Павел Камозин верен испытанному правилу истребителя-аса: он бьет врага с близкой дистанции, короткой прицельной очередью. Он не пугает фашиста, а в упор расстреливает его. Именно так были уничтожены им в последних боях пять вражеских самолетов.

В одной из последних воздушных схваток Павел Камозин оказался в исключительно трудном положении. Ему одному пришлось вступить в бой и драться с группой фашистских истребителей. Но и в таком положении Камозин не оборонялся, а нападал, атаковал. Советский летчик выстоял в неравном бою и вышел из него победителем. Два фашиста нашли себе смерть в крымском небе.

Павел Камозин неустанно совершенствовал свое боевое мастерство, от победы к победе повышал знания, умение, боевые навыки. Он учил своего ведомого младшего лейтенанта Владыкина не отрываться от ведущего в бою, быть его надежной защитой в воздухе и верным другом и товарищем на земле.

Летчик-истребитель Павел Камозин воплощал в себе пример умелого, храброго и дерзкого воздушного бойца. На его славных боевых делах воспитывалась наша летная молодежь.

Капитан Камозин воевал на самых ответственных участках фронта, всегда оказывался там, где труднее. До конца войны он в общей сложности сбил 35 фашистских самолетов лично и 13 - в групповых воздушных боях. Советское правительство наградило крылатого воина второй золотой медалью Героя Советского Союза.

Дважды Герой Советского Союза Павел Михайлович Камозин не расстался с авиацией. Он плодотворно трудится в Гражданском воздушном флоте СССР. Земляки из города Бежицы знают его как активного общественного деятеля, человека большой души.

Камозин Павел Михайлович – заместитель командира авиаэскадрильи 269-го истребительного авиационного полка (236-я истребительная авиационная дивизия, 5-я воздушная армия, Черноморская группа войск Закавказского фронта), младший лейтенант;
командир авиаэскадрильи 66-го истребительного авиационного полка (329-я истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Отдельная Приморская армия), старший лейтенант.

Родился 3 (16) июля 1917 года в городе Бежица Брянского уезда Брянской губернии (позднее город вошёл в черту Брянска). Русский. В 1932 году окончил 6 классов школы в родном городе, в 1934 году – школу фабрично-заводского ученичества. В 1934–1936 годах работал слесарем на паровозостроительном заводе «Красный Профинтерн» в Бежице. В 1936 году окончил Бежицкий аэроклуб, был оставлен в нём лётчиком-инструктором.

В армии с декабря 1937 года. В октябре 1938 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком 2-го истребительного авиационного полка (в Киевском особом военном округе; город Васильков Киевской области, Украина). Летал на истребителях И-15бис и И-16.

Участник похода советских войск в Западную Украину в сентябре 1939 года в должности лётчика 2-го истребительного авиационного полка.

В апреле – августе 1940 – оперативный дежурный штаба 38-й авиационной бригады, с августа 1940 года – оперативный дежурный штаба 44-й истребительной авиационной дивизии (в Киевском особом военном округе; город Умань Черкасской области, Украина).

Участник Великой Отечественной войны: в июне – августе 1941 – оперативный дежурный штаба 44-й истребительной авиационной дивизии. Воевал на Юго-Западном фронте (июнь – август 1941). Участвовал в оборонительных боях на Украине.

С августа 1941 года в 25-м запасном авиационном полку (город Кюрдамир, Азербайджан) переучивался на истребитель ЛаГГ-3, после чего был назначен лётчиком-инструктором 25-го запасного авиаполка, который с марта 1942 года базировался в городе Аджикабул (Азербайджан). Обучил около 40 молодых лётчиков.

В октябре – декабре 1942 – командир звена 246-го истребительного авиационного полка, в декабре 1942 – мае 1943 – заместитель командира авиаэскадрильи 269-го истребительного авиационного полка. Воевал в составе Черноморской группы войск Закавказского фронта (октябрь 1942 – февраль 1943) и на Северо-Кавказском фронте (февраль – май 1943). Участвовал в Туапсинской, Новороссийско-Майкопской и Краснодарской операциях.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года старшему лейтенанту Камозину Павлу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

Летом 1943 года в 25-м запасном авиационном полку (город Аджикабул, Азербайджан) переучился на американский истребитель Р-39 «Аэрокобра».

В октябре 1943 – декабре 1944 – заместитель командира авиаэскадрильи и командир авиаэскадрильи 66-го истребительного авиационного полка. Воевал на Северо-Кавказском фронте (октябрь – ноябрь 1943) и в составе Отдельной Приморской армии (октябрь 1943 – май 1944). Участвовал в Керченско-Эльтигенской и Крымской операциях.

16 ноября 1943 года его самолёт был серьёзно повреждён огнём вражеской зенитной артиллерии. Совершил вынужденную посадку на нейтральной полосе.

5 декабря 1943 года в воздушном бою в районе города Керчь (Крым) его самолёт был подбит. На самолёте с остановившимся мотором лётчик совершил вынужденную посадку на своей территории – у берега косы Тузла (Темрюкский район Краснодарского края). При посадке «аэрокобра» была разбита, но сам лётчик не пострадал и на следующий день вернулся в полк.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года капитан награждён второй медалью «Золотая Звезда» .

С июля по ноябрь 1944 года лётчики 66-го истребительного авиаполка выполняли задачи по прикрытию Полтавского аэроузла, используемого авиацией союзников для «челночных» налётов на Германию и Румынию.

С декабря 1944 – заместитель командира авиаэскадрильи 101-го гвардейского истребительного авиационного полка. Воевал на 2-м Белорусском фронте (декабрь 1944 – март 1945). Участвовал в Млавско-Эльбингской и Восточно-Померанской операциях.

5 марта 1945 года во время боевого вылета на его «аэрокобре» заклинило мотор. Во время вынужденной посадки с убранными шасси самолёт был разбит, а лётчик получил тяжёлые травмы. До мая 1945 года находился на излечении в госпитале.

За время войны совершил 179 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3 и Р-39 «Аэрокобра», в 65 воздушных боях сбил лично 35 и в составе группы 13 самолётов противника .

После войны продолжал командовать авиаэскадрильей 101-го гвардейского истребительного авиационного полка (в Северной группе войск, город Быдгощ, Польша; с января 1946 – города Абсдорф и Айзенштадт, Австрия). Летал на истребителях Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра». С сентября 1946 года капитан П.М. Камозин – в запасе.

С декабря 1946 – пилот, а в сентябре 1947 – августе 1952 – заместитель командира 204-го авиаотряда спецприменений по лётной службе (Московское управление ГВФ; город Брянск). Пилот 3-го класса (1947). В августе 1952 – марте 1955 – заместитель командира авиаэскадрильи по лётной службе в 170-м авиаотряде спецприменений ГВФ (город Брянск), в марте 1955 – апреле 1957 – заместитель командира 189-го авиаотряда ГВФ по лётной части (город Брянск). Участвовал в проведении сельскохозяйственных работ и аэрофотосъёмки на самолётах По-2 и Як-12.

После ухода с лётной работы трудился диспетчером службы движения в 189-м авиаотряде ГВФ и диспетчером отдела перевозок Брянского аэропорта. В 1970–1979 – инструктор тренажёра в Брянском объединённом авиаотряде.

Жил в городе Брянск. Умер 24 ноября 1983 года. Похоронен в Брянске на Центральном кладбище Советского района.

Награждён орденом Ленина (01.05.1943), 2 орденами Красного Знамени (23.03.1943; 21.11.1943), орденами Александра Невского (31.01.1944), Отечественной войны I степени (19.12.1942), медалями.

Почётный гражданин Брянска (1966).

Бронзовый бюст П.М.Камозина установлен в Брянске (открыт в 1950 году). Его именем названы улицы в Брянске и селе Отрадное Брянского района, переулок в городе Сочи (Краснодарский край). В Брянске на здании аэропорта и Бежицкого авиаспортивного клуба ДОСААФ установлены мемориальные доски. Имя П.М.Камозина носят Брянский авиационно-спортивный клуб и средняя школа №11 в Брянске.

Примечания:
1) Награждён за выполнение 82 боевых вылетов и участие в 23 воздушных боях, в которых лично сбил 12 самолётов противника (на 18 апреля 1943 года);
2) Награждён за выполнение 131 боевого вылета и участие в 56 воздушных боях, в которых сбил лично 29 и в составе группы 13 самолётов противника (на начало февраля 1944 года);
3) Согласно исследованиям М.Ю.Быкова, документальные подтверждения имеются на 34 личные и 4 групповые победы.

Воинские звания:
младший лейтенант (16.10.1938)
старший лейтенант (28.03.1943)
капитан (26.02.1944)
капитан гражданской авиации (29.06.1950)

В одном из первых боевых вылетов – 7 октября 1942 года П.М.Камозин одержал тройную победу, сбив в районе Туапсе три Ме-109. За первый месяц боёв он сбил четыре неприятельских самолёта. Несколько раз ему довелось вылетать на боевые задания вместе с подполковником – известным в довоенное время лётчиком-испытателем, виртуозным истребителем в годы войны, посмертно удостоенным звания Героя Советского Союза.

Фронтовая судьба этого лётчика была яркой и неповторимой, как судьба любого великого воина. По своей «закрученности» интрига его ратной жизни напоминает порой сюжет захватывающего приключенческого фильма.

16 ноября 1943 года, в одном первых боевых вылетов в новом полку на новой для себя «аэрокобре», его самолёт был серьёзно повреждён яростным огнём зенитной артиллерии, и лётчик приземлил его на нейтральной полосе, прямо у окопов своего боевого охранения…

5 декабря 1943 года, в тяжёлом бою над Керчью, он уничтожил два вражеских Ю-87. Отбивая атаку на своего ведомого – младшего лейтенанта А.В.Владыкина, П.М.Камозин сбил Ме-109. Другие «мессера» в это время атаковали самого Павла Михайловича и вскоре подбили его «аэрокобру». П.М.Камозин искусно маневрировал, не позволяя немецким лётчикам добить его истребитель. Однако немецкий ас Г.Липферт сумел попасть в его самолёт, у которого отказал двигатель. П.М.Камозин выровнял самолёт и продолжал тянуть к нашей территории, сбросив дверцу для возможного прыжка с парашютом. В этот момент один из «мессеров» проскочил вперёд, и Павел Михайлович, приподняв нос своего самолёта, открыл огонь. По словам П.М.Камозина, Ме-109 загорелся и ушёл на свою территорию. Под атаками трёх Ме-109 лётчик продолжал тянуть на свою территорию и, в конце концов, совершил вынужденную посадку у берега косы Тузла. При посадке «аэрокобра» была разбита, но сам лётчик не пострадал и на следующий день вернулся в полк.

31 декабря 1943 года, во время боевого вылета в Крыму, он заметил транспортный самолёт, шедший в окружении шести «мессершмиттов». Маскируясь в лучах солнца, Павел Михайлович набрал высоту и, приказав ведомому младшему лейтенанту А.В.Владыкину открыть огонь, разогнал истребитель до предельной скорости. Сблизившись с целью, длинной очередью поразил «юнкерс», после чего, форсируя моторы, вместе с ведомым ушёл на свою территорию…

В своей ратной жизни Павел Михайлович провёл десятки воздушных боёв, одерживал победы над «хейнкелями» и «юнкерсами», «рамами» и «лаптёжниками», «мессерами» и «фоками». Ему доводилось эффектно спасать товарища, выбивая из-под хвоста его самолёта вражескую машину, гореть самому, приземлять подбитый истребитель на переднем крае, приводняться зимой на берег моря, капотировать на разбитой снарядами взлётно-посадочной полосе и попросту падать вместе с машиной после отказа мотора…

С конца 1944 года Павел Михайлович неоднократно вылетал на боевые задания в паре с младшим лейтенантом В.В.Масловым.

5 марта 1945 года во главе пятёрки «аэрокобр» П.М.Камозин сопровождал восьмёрку «бостонов» в район города Берент (ныне Косцежина, Польша). При отходе от цели они были атакованы 12 ФВ-190. В момент атаки на самолёте Павла Михайловича заклинило мотор. С высоты 3.500 метров он спланировал на свою территорию и произвёл вынужденную посадку с убранными шасси. При посадке самолёт был разбит, а лётчик получил тяжёлые травмы. День Победы он встретил в госпитале.

(1983-11-24 ) (66 лет) Место смерти Принадлежность

СССР 22x20px СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Часть Командовал Должность Сражения/войны Награды и премии
Орден Ленина Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Александра Невского
Орден Отечественной войны I степени Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» Медаль «За оборону Кавказа» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
40px 40px 40px 40px
Связи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В отставке

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Павел Михайлович Камозин (3 (16) июля (19170716 ) - 24 ноября ) - советский лётчик-истребитель , командир эскадрильи , дважды Герой Советского Союза , капитан .

Биография

Павел Михайлович Камозин родился 16 июля 1917 года в городе Бежица (ныне район города Брянска) в семье рабочего. В 1931 году окончил 6 классов школы и поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). После окончания училища работал слесарем на заводе «Красный Профинтерн» (ныне ОАО «Брянский машиностроительный завод »). В 1934 году начал учиться в Бежицком аэроклубе . В РККА с 1937 года . В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов (ныне Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков), после окончания которой работал лётчиком-инструктором.

Боевой путь в Великой Отечественной войне

Свой первый боевой вылет в Великую Отечественную войну командир звена, младший лейтенант П. М. Камозин совершил 23 июня 1941 года на истребителе «И-16 ». В этом бою был ранен в ступню. После госпиталя работал в штабе 44-й истребительной дивизии.

5 августа 1941 года медкомиссией допущен к полётам и до 27 декабря 1941 года служил в составе 275-го бомбардировочного авиаполка.

С 27 декабря 1941 года по октябрь 1942 года - лётчик, затем лётчик-инструктор 253-го запасного авиационного полка . За это время не только сам в совершенстве овладел техникой пилотирования самолёта ЛаГГ-3 , но и научил и выпустил 40 лётчиков.

После неоднократных просьб направлен на фронт. С октября по декабрь 1942 года - командир звена в 246-м истребительном авиационном полку. В первом же воздушном бою на туапсинском направлении под селом Шаумян лично сбил 3 немецких истребителя «Bf-109 F » . Также в течение октября сбивает вооружённый четырьмя пушками и шестью пулемётами бомбардировщик - «Do-217 ».

С 18 декабря 1942 года - заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка .

  • .
  • .

Отрывок, характеризующий Камозин, Павел Михайлович

Нас опять встретил тот же хмурый, зловещий пейзаж, на который я уже почти не обращала внимания, так как он, как и всё остальное, после стольких хождений в Нижний Астрал, стал для нас почти что привычным, насколько можно было привыкнуть к такому вообще...
Мы быстренько осмотрелись вокруг, и тут же увидели Марию...
Малышка, сгорбившись, сидела прямо на земле, совершенно поникшая, не видя и не слыша ничего вокруг, и только ласково гладила замёрзшей ладошкой мохнатое, неподвижное тело «ушедшего» друга, как бы пытаясь этим его разбудить... Суровые, и горькие, совсем не детские слёзы ручейками струились из её грустных, потухших глаз, и, вспыхивая блестящими искорками, исчезали в сухой траве, орошая её на мгновение чистым, живым дождём... Казалось, весь этот и без того уже достаточно жестокий мир стал для Марии теперь ещё более холодным и ещё более чужим... Она осталась совсем одна, такая удивительно хрупкая в своей глубокой печали, и некому больше было её ни утешить, ни приласкать, ни хотя бы просто по-дружески защитить... А рядом с ней, огромным, неподвижным бугром лежал её лучший друг, её верный Дин... Она жалась к его мягкой, мохнатой спине, бессознательно отказываясь признавать его смерть. И упорно не желала его покидать, как будто зная, что даже сейчас, после смерти, он всё ещё также верно её любил и также искренне оберегал... Ей очень не хватало его тепла, его сильной «мохнатой» поддержки, и того привычного, надёжного, «их мирка», в котором обитали только лишь они вдвоём... Но Дин молчал, упорно не желая просыпаться... А вокруг него шныряли какие-то маленькие, зубастые существа, которые так и норовили ухватить хотя бы малый кусок его волосатой «плоти»... В начале Мария ещё пыталась отгонять их палкой, но, увидев, что нападавшие не обращали на неё никакого внимания, махнула на всё рукой... Здесь так же, как и на «твёрдой» Земле, существовал «закон сильного», но когда этот сильный погибал – те, кто не могли достать его живым, теперь же с удовольствием старались наверстать упущенное, «отведав» его энергетического тела хотя бы мёртвым...
От этой горестной картины у меня резко заныло сердце и по предательски защипало в глазах... Мне стало вдруг дико жаль эту чудесную, храбрую девчушку... И я не могла даже себе представить, как же сможет она, бедняжка, совсем одинокой, в этом страшном, зловещем мире, за себя постоять?!
Стеллины глаза тоже вдруг влажно заблестели – видимо, её посетили схожие мысли.
– Прости меня, Мария, как же погиб твой Дин? – наконец-то решилась спросить я.
Девчушка подняла на нас свою заплаканную мордашку, по-моему даже не понимая, о чём её спрашивают. Она была очень далеко... Возможно там, где её верный друг был ещё живой, где она не была такой одинокой, где всё было понятно и хорошо... И малышка никак не хотела сюда возвращаться. Сегодняшний мир был злым и опасным, а ей больше не на кого было опереться, и некому было её защищать... Наконец-то, глубоко вздохнув и геройски собрав свои эмоции в кулачок, Мария поведала нам грустную историю Дининой смерти...
– Я была с мамой, а мой добрый Дин, как всегда, нас стерёг... И тут вдруг откуда-то появился страшный человек. Он был очень нехороший. От него хотелось бежать, куда глаза глядят, только я никак не могла понять – почему... Он был таким же, как мы, даже красивым, просто очень неприятным. От него веяло жутью и смертью. И он всё время хохотал. А от этого хохота у нас с мамой стыла кровь... Он хотел забрать с собой маму, говорил, что она будет ему служить... А мама вырывалась, но он, конечно же, был намного сильнее... И тут Дин попробовал нас защитить, что раньше ему всегда удавалось. Только человек был наверняка каким-то особенным... Он швырнул в Дина странное оранжевое «пламя», которое невозможно было погасить... А когда, даже горящий, Дин попытался нас защитить – человек его убил голубой молнией, которая вдруг «полыхнула» из его руки. Вот так погиб мой Дин... И теперь я одна.
– А где же твоя мама? – спросила Стелла.
– Мама всё здесь же, – малышка смутилась.– Просто она очень часто злится... И теперь у нас нет защиты. Теперь мы совсем одни...
Мы со Стеллой переглянулись... Чувствовалось, что обоих одновременно посетила та же самая мысль – Светило!.. Он был сильным и добрым. Оставалось только надеяться, что у него возникнет желание помочь этой несчастной, одинокой девчушке, и стать её настоящим защитником хотя бы до тех пор, пока она вернётся в свой «хороший и добрый» мир...
– А где теперь этот страшный человек? Ты знаешь, куда он ушёл? – нетерпеливо спросила я. – И почему он не взял-таки с собой твою маму?
– Не знаю, наверное, он вернётся. Я не знаю, куда он пошёл, и я не знаю, кто он такой. Но он очень, очень злой... Почему он такой злой, девочки?
– Ну, это мы узнаем, обещаю тебе. А теперь – хотела бы ты увидеть хорошего человека? Он тоже здесь, но, в отличие от того «страшного», он и правда очень хороший. Он может быть твоим другом, пока ты здесь, если ты, конечно, этого захочешь. Друзья зовут его Светило.
– О, какое красивое имя! И доброе...
Мария понемножечку начала оживать, и когда мы предложили ей познакомиться с новым другом, она, хоть и не очень уверенно, но всё-таки согласилась. Перед нами появилась уже знакомая нам пещера, а из неё лился золотистый и тёплый солнечный свет.
– Ой, смотрите!.. Это же солнышко?!.. Оно совсем, как настоящее!.. А как оно попало сюда? – ошарашено уставилась на такую необычную для этого жуткого места красоту, малышка.
– Оно и есть настоящее, – улыбнулась Стелла. – Только его создали мы. Иди, посмотри!
Мария робко скользнула в пещеру, и тут же, как мы и ожидали, послышался восторженный визг...
Она выскочила наружу совершенно обалдевшая и от удивления всё никак не могла связать двух слов, хотя по её распахнутым от полного восторга глазам было видно, что сказать ей уж точно было что... Стелла ласково обняла девочку за плечи и вернула её обратно в пещеру... которая, к нашему величайшему удивлению, оказалась пустой...
– Ну и где же мой новый друг? – расстроено спросила Мария. – Разве вы не надеялись его здесь найти?
Стелла никак не могла понять, что же такое могло произойти, что заставило бы Светило покинуть свою «солнечную» обитель?..
– Может что-то случилось? – задала совершенно глупый вопрос я.
– Ну, естественно – случилось! Иначе он бы никогда отсюда не ушёл.
– А может здесь тоже был тот злой человек? – испуганно спросила Мария.
Честно признаться, у меня тоже мелькнула такая мысль, но высказать её я не успела по той простой причине, что, ведя за собой троих малышей, появился Светило... Детишки были чем-то смертельно напуганы и, трясясь как осенние листики, боязливо жались к Светилу, боясь от него отойти хоть на шаг. Но детское любопытство вскоре явно пересилило страх, и, выглядывая из-за широкой спины своего защитника, они удивлённо рассматривали нашу необычную тройку... Что же касалось нас, то мы, забыв даже поздороваться, вероятно, с ещё большим любопытством уставились на малышей, пытаясь сообразить, откуда они могли взяться в «нижнем астрале», и что же всё-таки такое здесь произошло...

Выпускник 1938 года

Дважды Герой Советского Союза


Павел Михайлович Камозин (16 июля 1917 г. - 24 ноября 1983 г.) - дважды Герой Советского Союза, лётчик-истребитель, капитан, командир эскадрильи.


Биография
Павел Михайлович Камозин родился 16 июля 1917 года в городе Бежица (ныне район города Брянска) в семье рабочего.
В 1931 году окончил 6 классов школы и поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ).

После окончания училища работал слесарем на заводе «Красный Профинтерн» (ныне ОАО «Брянский машиностроительный завод»).

В 1934 году начал учиться в аэроклубе без отрыва от производства.

В Советской Армии с 1937 года.

В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов, после окончания которой работал лётчиком-инструктором.

Свой первый боевой вылет в Великую Отечественную войну командир звена, младший лейтенант П. М. Камозин совершил 23 июня 1941 года на истребителе «И-16». В этом бою был ранен в ступню. После госпиталя вместе с частью был направлен на переучивание на новые истребители ЛаГГ-3. Но фронт вернулся только через год. В первом же воздушном бою на туапсинском направлении, под селом Шаумян он сбил гитлеровский истребитель «Ме-109», а в первый месяц боёв им были уничтожены четыре вражеских самолета, среди которых, вооружённый четырьмя пушками и шестью пулеметами бомбардировщик — «Do-217».
К концу апреля 1943 года младший лейтенант Камозин совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23-х воздушных боях лично сбил 12 вражеских самолётов.
1 мая 1943 года ему было присвоен звание Героя Советского Союза.
В боях за Севастополь лётчики эскадрильи Камозина сбили 64 самолёта противника, 19 из них сбил лично командир эскадрильи.
31 декабря 1943 года при возвращении из воздушной разведки Камозин обнаружил транспортный самолёт противника в сопровождении большлго числа истребителей. Он атаковал его и сбил. В самолёте погибли 18 немецких генералов, которые направлялись в Севастополь.
1 июля 1944 года Камозину было присвоено второе звание Героя Советского Союза.
20 января 1945 года, выполняя боевой вылет, потерпел аварию: самолёт самолёт разбился, Камозин сильно пострадал и долго находился в госпитале. За время Великой Отечественной воны в воздушных боях он сбил лично 35 самолётов противника и 13 в составе группы.
После окончания войны прославленный советский летчик демобилизовался из армии и вернулся в свой родной город. С 1946 работал в гражданской авиации. Проживал в городе Брянск.

Награды
. Орден Ленина
. 2 ордена Красного Знамени
. Орден Александра Невского
. Орден Отечественной войны 1-й степени
. Медали.
. Почетный гражданин города Брянска

Память
Имя П. М. Камозина носит одна из улиц города Брянска. В брянской средней школе № 11 открыт музей Героя. У Дворца Культуры брянских машиностроителей установлен бронзовый бюст Камозина.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D0%BD,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

************************


Война застала младшего лейтенанта Камозина в запасном авиационном полку, в должности летчика-инструктора. 22 июня над военным городком прозвучал сигнал боевой тревоги.
В октябре 1942 года Павел Камозин прибыл в боевую часть. Летчика-истребителя назначили командиром звена. Началась фронтовая жизнь, полная риска и непредвиденных опасностей. На второй же день пребывания в полку его послали на выполнение боевого задания.
Семерка истребителей, возглавляемая младшим лейтенантом Камозиным, патрулировала над побережьем Черного моря, прикрывая высадку десанта. Время от времени командир группы накренял самолет с крыла на крыло и зорко осматривал воздушное пространство. Внизу проплывали плантации виноградников, горные речки и озера, змеевидные ленты шоссейных дорог. Вдали виднелась светлая полоса моря. Но вот из-за облаков вынырнули шесть «мессершмиттов». Они уверенно шли на сближение. Камозин приказал ведомым сомкнуть строй и приготовиться к атаке.
Первый воздушный бой с настоящим врагом. Камозин готовился к нему с того дня, когда впервые сел в кабину самолета. Он учился уничтожать врага в летной школе и в запасном полку. Он отлично стрелял по конусу и по мишеням на полигоне. Не дрогнет ли сейчас рука?
В голове летчика одна мысль — победить, выиграть первый бой. До «мессершмиттов» 500... 200... 100 метров... Пора открывать огонь. Не дрогнула рука, не подвел натренированный глаз. Первая атака — первая победа!
Гитлеровцы, понеся потери, вызвали с ближайшего аэродрома подкрепление. Вскоре -к месту боя подоспело еще 15 «мессершмиттов». Тройное превосходство не испугало советских истребителей. Один за другим падают на землю еще два самолета, сбитые Павлом Камозиным. Не отстают от командира и ведомые, Они дерзко атакуют фашистов, не дают им ни секунды передышки.
Пора возвращаться на аэродром. Горючее на исходе. Летчик ликовал. В первом бою — три сбитых вражеских самолета! Когда Камозин приземлился и вылез из кабины, к самолету подошел командир полка полковник Смирнов и крепко расцеловал молодого летчика.
Победа, одержанная над врагом, вселила в Павла Камозина уверенность в своих силах. Окреп его командирский авторитет. Подчиненные увидели в нем человека, на которого можно положиться в трудную минуту.
Боевая слава Павла Камозина умножилась в боях за освобождение Севастополя. Эскадрилья, которой он командовал, уничтожила в знойном крымском небе 63 гитлеровских самолета. Лично Павел Камозин сбил 19 самолетов противника. Своих потерь камозинцы не имели. Президиум Верховного Совета СССР присвоил летчику звание Героя Советского Союза.
Часто вылетая на «свободную охоту», командир эскадрильи не упускал ни одного случая, чтобы сразиться с врагом, уничтожить его или обратить в бегство. Вот и на этот раз, совершая полет по тылам фашистов, Павел Камозин заметил на горизонте тяжелый гитлеровский самолет. Он шел к линии фронта в сопровождении шести «мессершмпттов».
«Обыкновенный бомбардировщик не будет прикрываться шестью истребителями», — подумал советский летчик и подал ведомому сигнал приготовиться к атаке.
На легкую победу Камозин не рассчитывал. Знал, что фашисты будут драться до последнего. Набрал высоту, зашел со стороны солнца и бросил самолет в пике. Если с первой атаки не сбить, враг уйдет: второго удара истребители прикрытия не допустят. Все ближе и ближе вражеская машина. Камозин уже четко различает паучью свастику и все же не нажимает на гашетку. Сейчас с ним поравняется ведомый, и они вместе ударят по врагу. Очередь, другая, третья... Бомбардировщик задымил и резко пошел на снижение. «Мессершмитты» шарахнулись в разные стороны. А Камозин и его ведомый ушли на свою территорию.
Через несколько дней в штаб полка пришло сообщение, что Павел Камозин и его ведомый сбили самолет, на котором летела группа фашистских генералов и офицеров. Они везли из Берлина железные кресты для вручения «особо отличившимся» солдатам и офицерам действующей армии. Во фронтовых частях по случаю гибели генералов гитлеровское командование объявило траур.
Гибель группы высших фашистских генералов вызвала переполох в ставке гитлеровского командования. Был отдан приказ любыми средствами уничтожить русского аса Павла Камозина. Из «бриллиантовой» эскадрильи Геринга на участок фронта, где сражался Камозин, перебросили опытного летчика, широко известного в фашистской авиации под кличкой «Граф». Сотни боевых вылетов произвел он, сражаясь с англичанами в небе Норвегии. Он расстреливал с воздуха на дорогах Франции беззащитных женщин и детей, бомбил советские госпитали в Минске, удостоился личной благодарности Геринга за массовое уничтожение беженцев на дорогах Украины. Ему-то и поручено было «убрать» Камозина.
Коварный замысел гитлеровцев стал известен советскому командованию. В полк, где служил Павел Камозин, полетела срочная шифровка. Полковник Смирнов, ознакомившись с документом, вызвал Павла Камозина. Летчик, выслушав командира, сказал, что отныне усилит бдительность, но от специальной охраны отказался.
Командир и комиссар полка переглянулись. Они были довольны своим питомцем. За него можно быть спокойным: сумеет постоять за себя и за честь советского оружия.
— Уничтожить «Графа», — заметил комиссар, — значит выбить из фашистов «бриллиантовый» дух, одержать над врагом большую моральную победу.
Из штаба полка Павел Камозин направился к оружейникам. Боевых вылетов в этот день не предвиделось, и он решил вместе с ними проверить самолет и заново произвести пристрелку оружия.
С каждым днем войны обогащался боевой и командирский опыт Камозина, но он по-прежнему отличался скромностью и трудолюбием. Он стремился использовать малейшую возможность для повышения летного и огневого мастерства. Сколько раз оно выручало Камозина и его товарищей в бою! Павлу вспомнилось, как однажды он спас от неминуемой гибели лейтенанта Тоичкина. Молодой летчик не заметил, как в хвост ему пристроился гитлеровец. Секунда, другая — и самолет Тоичкина полетит к земле, объятый пламенем. Но прицельной очереди врага не последовало: в последнее мгновение фашист был сбит Павлом Камозиным.
За этот подвиг летчика наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.
Боевое напряжение с каждым днем нарастало. Павел Камозин чувствовал, что «Граф» ходит где-то рядом и вот-вот должен показать свои когти. Однажды под вечер, когда командир эскадрильи возвращался после боевого задания на аэродром, по радио ему передали:
— В воздухе «Граф».
Командир эскадрильи, заметив противника, поднял свою четверку на высоту 6500 метров. Да, «Граф» предусмотрел многое. Выбрал момент, когда Камозин уже возвращался с боевого задания. Значит, устал и горючее на исходе. Вел воздушный бой. Значит, боеприпасов мало. Обстановка сложилась не в пользу Камозина, и он мог бы уклониться от боя. Но командир эскадрильи, решительно отдавая приказания ведомым, уже занимал исходное положение для первой атаки.
У Камозина созрел оригинальный замысел боя. Ведомые Камозина удивились, увидев, как близко прошел командир мимо «Графа» и как вяло сделал боевой разворот. Фашист соблазнился легкостью добычи и устремился за Камозиным. Навстречу «Графу» ринулись два резервных самолета, находившиеся несколько выше основного состава. Гитлеровец прервал атаку и стал обороняться, потеряв из виду Камозина.
Не теряя ни секунды, Камозин набрал высоту и, когда «Граф» заложил очередной вираж, бросил самолет в пике и нажал на гашетку. Очередь была меткой и сокрушительной. Фашистский самолет начал разваливаться на части в воздухе. Так было покончено с «Графом» — гордостью «бриллиантовой» эскадрильи Германа Геринга.
На аэродроме Павла Камозина и его ведомых ждал командир авиадивизии. Поседевший в боях генерал горячо поблагодарил камозинцев за мужество и отвагу.
В тот день Павел Камозин писал родным: «Время на фронте горячее. Каждый день — напряженные воздушные бои. Мы научились ненавидеть врага и беспощадно его уничтожать».
...Этот бой был одним из самых тяжелых воздушных боев, в которых участвовал Павел Камозин. В группе, которую он возглавлял, было всего 5 «лаггов», а против — 18 «мессершмиттов» и 7 «хейнкелей». Камозинцы знали, что победа в этом бою зависит от того, как будет драться каждый из пяти советских летчиков. Никто не думал отступать, уклоняться от встречи с врагом. Все хотели одного — уничтожить фашистов, обратить их в бегство. Камозин плотнее сомкнул группу и напал на врага первым. Одна за другой последовали дружные дерзкие атаки советских летчиков. И когда после второго удара на землю упало три «мессершмитта» (двух сбил Камозин, одного — лейтенант Тоичкин), противник стал драться неуверенно, перешел на виражи. 30 минут длился этот тяжелый бой. Фашисты потеряли шесть самолетов. У советских летчиков не было уже боеприпасов, но они не прекращали своих атак до тех пор, пока оставшиеся 19 гитлеровцев первыми не покинули район боя.
Павел Камозин любил повторять слова своего друга летчика-героя подполковника Калараша: «Летчик должен иметь сердце из стали, тогда и с деревянной спинкой сиденья он не дрогнет в бою». Таким был сам Павел Камозин...
12 января 1944 года. В этот день старший лейтенант Павел Камозин сделал несколько боевых вылетов. Как всегда, он появлялся в точно указанное время в районе патрулирования и по первому сигналу станции наведения уверенно устремлялся на врага.
Двумя группами шли 13 «юнкерсов» под прикрытием четырех «мессершмпттов». Первую группу в лоб атаковал подполковник Смирнов, вторую в хвост — старший лейтенант Камозин. Атака обоих увенчалась успехом. И тот другой сбили по одному самолету врага.
После этого старший лейтенант Камозин завязал бой с двумя «мессершмиттами», но те поспешили удрать, не приняв вызова советского аса.
Во втором боевом вылете Павел Камозин во главе группы истребителей снова прикрывал советские наземные войска. Немецкие бомбардировщики решили пройти линию фронта под облаками, чтобы избежать встречи с советскими истребителями. Но Павел Камозин и его боевые друзья были начеку. Они сумели разгадать замысел врага и встретили фашистов при выходе из облаков меткими сокрушительными атаками. Камозин первым атаковал флагмана вражеской группы и почти в упор расстрелял его кинжальными очередями. «Юнкерс» загорелся и, перевалившись на крыло, полетел вниз. Сраженная летчиком Владыкиным, упала на землю еще одна вражеская машина. Но бой не затихал, бой продолжался.
В это время станция наведения передала Камозину: «На бреющем полете под вами идет еще одна группа бомбардировщиков. Перехватить!»
Старший лейтенант Камозин устремился на перехват второй группы бомбардировщиков. На пути он встретил двух «мессершмиттов» и с ходу атаковал одного из них. Вражеская машина загорелась. Тогда Камозин устремился на отражение налета бомбардировщиков.
В упорных и жестоких воздушных схватках Павел Камозин сбил 12 января 1944 года две немецкие машины. На счету героя стало 30 лично сбитых самолетов врага. Армейская газета «Крылья Советов» в эти дни призывала на своих страницах: «Истребитель, дерись, как Павел Камозин!»
«Почему же Камозин дерется успешнее других, в чем его сила?» — спрашивала газета. И отвечала: «Она кроется в стремительности атаки. Шансы на победу в бою у того летчика, который первым заметит врага. Это прекрасно понимает Камозин. Его зоркий глаз всегда ищет и первым находит противника. Именно этим отважный летчик создает себе преимущество над врагом».
Газета разъясняла, что умелый поиск цели, разумеется, еще не означает победу. Она, как известно, сама не приходит. Ее завоевывает Павел Камозин благодаря другому замечательному качеству — мастерству атаки. Настойчивость в достижении цели, дерзость, исключительная меткость огня, искусный маневр — сот что обеспечивает успех отважному летчику-истребителю.
Павел Камозин верен испытанному правилу истребителя-аса: он бьет врага с близкой дистанции, короткой прицельной очередью. Он не пугает фашиста, а в упор расстреливает его. Именно так были уничтожены им в последних боях пять вражеских самолетов.
В одной из последних воздушных схваток Павел Камозин оказался в исключительно трудном положении. Ему одному пришлось вступить в бой и драться с группой фашистских истребителей. Но и в таком положении Камозин не оборонялся, а нападал, атаковал. Советский летчик выстоял в неравном бою и вышел из него победителем. Два фашиста нашли себе смерть в крымском небе.
Павел Камозин неустанно совершенствовал свое боевое мастерство, от победы к победе повышал знания, умение, боевые навыки. Он учил своего ведомого младшего лейтенанта Владыкина не отрываться от ведущего в бою, быть его надежной защитой в воздухе и верным другом и товарищем на земле.
Летчик-истребитель Павел Камозин воплощал в себе пример умелого, храброго и дерзкого воздушного бойца. На его славных боевых делах воспитывалась наша летная молодежь.
Капитан Камозин воевал на самых ответственных участках фронта, всегда оказывался там, где труднее. До конца войны он в общей сложности сбил 35 фашистских самолетов лично и 13 — в групповых воздушных боях. Советское правительство наградило крылатого воина второй золотой медалью Героя Советского Союза.