Как проверить окончание ии. Безударные окончания имен существительных

Правописание окончаний имен существительных

Чтобы правильно написать безударные окончания существительных, в большинстве случаев (кроме слов, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ) достаточно определить, к какому склонению относится слово, и посмотреть, как пишутся слова с ударными окончаниями из этого же склонения в такой же форме.

При проверке для первого склонения удобно пользоваться словами ТРАВА, ЗЕМЛЯ, для второго – ОКНО, СЛОН, для третьего – СТЕПЬ, ЦЕПЬ. В этих словах все окончания ударные.

Например, мы сомневаемся, что писать на конце словосочетания «КЛЯКСЫ В ТЕТРАД_». Слово ТЕТРАДЬ третьего склонения. Подставляем проверочное слово «В СТЕПИ». Следовательно писать надо «КЛЯКСЫ В ТЕТРАДИ», с буквой И на конце.

У существительных женского рода, оканчивающихся на -ИЯ, пишется в родительном, дательном и предложном падежах окончание -И (АРМИЯ – от АРМИИ, к АРМИИ, об АРМИИ; НАТАЛИЯ – от НАТАЛИИ, к НАТАЛИИ, о НАТАЛИИ), у существительных мужского рода на -ИЙ и среднего рода на -ИЕ в предложном падеже пишется окончание –И (САНАТОРИЙ – о САНАТОРИИ, СОЗВЕЗДИЕ – о СОЗВЕЗДИИ).

КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

1. После суффиксов -УШК-, -ЮШК-, -ЫШК-, -ИШК- у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода пишется окончание –А, например: ЗИМУШКА, СТРАСТИШКА, КУПЧИЩКА, ТРУСИШКА. У существительных среднего рода и неодушевленных существительных мужского рода после этих суффиксов пишется окончание –О, например: ГОРЮШКО, ГОЛОСИШКО, МОЛОЧИШКО, РУБЛИШКО.

2. После суффикса –ИЩ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание –Е, а у существительных женского рода – окончание – А. Например: ВЕЛИКАНИЩЕ, ГОРОДИЩЕ, БОЛОТИЩЕ, БРЕВНИЩЕ, СКУЧИЩА, СИЛИЩА. Во множественном числе после суффикса -ИЩ- у существительных мужского и женского рода пишется окончание –И, а у существительных среднего рода – окончание – А. Например: ЗАБОРИЩИ, САПОЖИЩИ, ЛАДОНИЩИ, БОЛОТИЩА, ОКОНИЩА.

3. Односложные существительные ВИЙ и КИЙ имеют в форме предложного падежа окончание -Е.

4. В личных именах и фамилиях восточного происхождения, оканчивающихся на -ИЯ и имеющих ударение на последнем слоге, пишется в дательном и предложном падеже окончание Е: письмо Зульфие, мечтать об Алие (им. п. - Зульфия, Алия).

Упражнение

Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печал_ ? (А. Пушкин)

«Эй, пастухи, бегите сюда, бейте меня, лупите!» Пастухи с дубьем на волка, волк - от них. Бегут пастухи, диву даются. С ума спятил волчищ_ , сам бежит и сам кричит: «Догоняйте!». (Чингиз Айтматов, Белый пароход)

Опять я на большой дорог_ , стихи_ вольной – гражданин, опять в кочующей берлог_ я думу думаю один. (П. Вяземский)

Нет жалост_ к тоске моей глубокой. (Е. Баратынский).

В памят_ моей уж не было подруг_ прежних дней. (Е. Баратынский)

Он медленно поднялся по лестниц_ , медленно вошел в комнату среди почтительно расступившейся публик_ и, здороваясь со знакомыми, вопросительно обвел комнату глазами. (И. Бунин)

«Обручается раб Божий Виктор рабе Божией Натали_ », - еще громче, почти запев, провозгласил отец Василий и, сняв кольца с их рук и перекрестив их, надел каждому свое. (Сергей Бабаян, Господа офицеры)

Счастлив тот, в ком жизн_ цвет холод жизн_ не погубит. (И.Клюшников)

Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в пол_ стебль колышет, и елей ветви шевелит. (Ф.Тютчев)

Нельзя, милостивый государь, - помаленьку ковыряем, гроши собираем, авось детишкам на молочишк_ вышьем, - сказал Филат Никитич. (Ф. Решетников, Между людьми)

Темперамент, любопытство, силищ_ - все в его могучей натуре мешает ему осесть на открытых им землях, он дарит́ их другим, а сам спешит дальше. (Даниил Гранин, Зубр)

Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазур_ весело играя. (М. Лермонтов).

Софь_ Ивановне очень хотелось ехать, и мы решили вверить свою судьбу нервному ямщику. (Н. Тэффи, Горы)

Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софи_ : во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. (Н. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)

Будь же ты в стихи_ бурной то угрюма, то светла. (Ф.Тютчев).

В этом волнени_ , в этом сиянь_ , весь, как во сне, я потерян стою; о, как охотно бы в их обаянь_ всю потопил бы я душу свою. (Ф. Тютчев).

А винищ_ откупщик Мамонтов продавал такое же поганое, как и десять лет назад было, при Василье Александровиче Кокореве. (Н. Лесков, Житие одной бабы)

Мне наскучило, девиц_ , одинешенькой в светлиц_ , шить узоры серебром. (К. Аксаков)

В доме и в соседств_ , все, от дворовой девк_ до дворовой собак_ , бежало прочь, его завидя (Н. Гоголь)

Замелькали пожарищ_ , помятые кусты, черные, еще дымящиеся развалины. (Ю. Домбровский, Обезьяна приходит за своим черепом)

И путник усталый на Бога роптал: он жаждой томился и тен_ алкал, в пустын_ блуждая три дня и три ноч_ …(А.Пушкин).

За церковью, поперек проезда, распластался бетонный корпус, весь в стекле и алюмини_ . (Ю. Дружников, Виза в позавчера)

Я замечал, крепился, а тут вдруг, на беду мою (а может, и к счастью!), как снег на голову ремонтер наскакал на наш городишк_ . (Ф. Достоевский, Ползунков)

В задумчивост_ и в каком-то бессмысленном рассуждени_ о странност_ положения своего стал разливать чай (Н. Гоголь).

На самом деле это был Скворушк_ , совсем молоденький, желторотый: он даже не знал, что таких гусениц не едят, и был очень горд своей добычей. (Борис Заходер, Сказки для людей)

Цели: обобщить знания о 1 склонении имён существительных, развивать умение распознавать тип склонения имён существительных, упражнять в проверке безударных падежных окончаний, обогащать словарный запас, совершенствовать логическое мышление, развивать связную аргументированную речь и устойчивость внимания.

    Мобилизующий этап.

СЛАЙД 2-3

Прочитайте слова, обращая внимание на их смысловую связь. Составьте вторую пару слов.

чемпион – медаль

отличник - … (грамота)

    Чистописание.

Буквы, которые мы будем с вами писать, вы определите сами.

1 буква: в слове грамота –это глухой согласный в корне слова;

2 буква: в слове грамота – это безударный гласный в корне слова;

    буква: в слове грамота является окончанием.

тоа ато оат ттооаа ааатттооо

    Словарная работа.

Определите ошибко-опасное место в слове (гра′мо та)

Это словарное слово. Что такое грамота?

СЛАЙД 4

Толковый словарь

2. Официальный документ. Похвальная грамота.

3. В старину: документ, письмо. Берестяные грамоты.

Устойчивые выражения (фразеологизмы)

Филькина грамота - недействительный, неправильно и безграмотно составленный документ.

Китайская грамота - о чём-нибудь совершенно непонятном.

СЛАЙД 3 берестяная грамота

Запишите однокоренные слова к слову грамота. Выделите корень, подчеркните букву, которую надо запомнить.

Грамота грамотный грамотей грамотно грамотность безграмотный неграмотный

    Изучение нового материала.

К какой части речи относится новое словарное слово? (сущ.)

Что мы можем определить в имени сущ.? (род, число, падеж и склонение)

Грамота- ед.ч., ж.р., И.п., 1 скл..

Измените по падежам слово грамота, поставьте ударение, назовите окончание. (Устно)

СЛАЙД 5

И.п. гра′мота

Р.п. гра′моты

Д.п. гра′моте

В.п. гра′моту

Т.п. гра′мотой

П.п. о гра′моте

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Тема: «Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения»

Проблема: Как проверить безударные падежные окончания имён существительных 1 склонения?

Рассмотрим таблицу из упр 169.

Поставьте ударение в словах стена (1в), зима (2в) (ударение падает на окончание)

Могут эти слова быть проверочными? (да)

Для каких существительных?(1 скл.)

Проверим по слову грамота.

Поставьте ударение в слове земля (1в), дядя (2в)?

Почему не совпадают окончания с проверочным словом?(основа на мягкий согласный, основа на твёрдый согл.)

Чему должны научиться на уроке?

Выделять окончания сущ. 1 скл..

Правильно подбирать проверочное слово для сущ. 1 скл. с безударным окончанием.

Физкультминутка.

Игра «Закончи фразу»

Если в проверяемом слове перед окончанием стоит мягкий согласный, то проверочное слово … (земля). Если в проверяемом слове перед окончанием стоит твёрдый согласный, то проверочное слово … (стена).

    Закрепление.

Индивидуальное задание по карточкам.

Упражнение

Прочитайте предложения. Ориентируясь на таблицу, определите порядок их записи. Напишите. Выделите окончания существительных 1 склонения.

пред ложе ния

Падеж имени существительного

У каждой ягод... есть свой адрес.

Душистая земляника созревает на лесной опушк... или на солнечном пригорке.

Малин... можно чаще увидеть на вырубк... или в овраге.

Кислую клюкв... вы найдёте на болоте.

За брусник... надо идти к ельнику.

Какие окончания имеют сущ. 1 скл.?

СЛАЙД 6

Чему научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Какие сущ. будем проверять словом зима?

Какие сущ. будем проверять словом земля?

    (заячьего, заячьему, заячьим, о заячьем, заячьи, заячьих, заячьим, заячьи, заячьими, о заячьих). Исключение составляют именительный и винительный мужского рода единственного числа (заячий).

    Прилагательные, заканчивающиеся на –чий (зрячий, бродячий) в падежных формах пишутся иначе. Из-за отсутствия суффикса йот в косвенных падежах мягкий знак в подобных словах не . Например, зрячего пирата, с бродячим псом.

    Слова междугородный, загородный, пригородный являются исключениями и заканчиваются на –ый, -ое(пригородное, междугородное, загородное), -ая (пригородная, междугородная, загородная), -ые (пригородные, междугородные, загородные), в связи с изменением по твердой разновидности склонения. Слова бескрайний, иногородний изменяются по мягкой разновидности склонения и заканчиваются на –ий, -ее (бескрайнее, иногороднее), -яя (бескрайняя, иногородняя), -ие (бескрайние, иногородние). Написание этих слов необходимо запомнить.

    Согласно материалам сайта www.gramma.ru , опирающимся на исследования Д. Э. Розенталя, имена прилагательные, заканчивающиеся на –йный, в именительном падеже мужского рода единственного числа имеют краткую форму, которая заканчивается на –ен. Например, стройный – строен.

    Источники:

    • www.gramma.ru

    Существительное - часть речи, обозначающая предметы (бочка, здание, шляпа), а также одушевленные существа (женщина, олененок, слон) или явления (дождь, сияние, свобода). В предложении существительное бывает дополнением или подлежащим.

    Вам понадобится

    • Знание законов словообразования в русском языке, умение выделять приставку, корень, суффикс и окончание в слове.

    Инструкция

    Ознакомьтесь, что в справочной по называется окончанием . Окончание или по-другому флексия - изменяемая часть слова, обычно располагается на конце, после корня (отсюда и название). По окончанию в можно определить лицо, род, падеж и число.
    Просклоняйте существительное «ковёр» по числам:
    «Ковёр» (ед. число) - «ковр-ы» (мн. число).
    Окончание во множественном числе - «ы».Обратите внимание, что гласная «ё» в этом слове является «беглой», т.е. при постановке слова в определенную форму буква . В том числе и при склонении по :
    Именительный падеж - «ковёр-0» (Окончание нулевое, корень «ковёр»)
    Родительный падеж - «ковр-а» (Окончание «а», корень «ковр»)
    Дательный падеж - «ковр-у»
    Винительный падеж - «ковёр-0»
    Творительный падеж - «ковр-ом»
    Предложный падеж - «о ковр-е»
    Изменяемая часть слова и будет считаться окончанием .

    Обратите внимание, существительные в именительном падеже, мужского рода, мн. числа могут иметь окончание «а» или «я» вместо ожидаемого по правилам склонения «ы» или «и». Например, «стог» - «стога». Также возможны случаи вариативности употребления слов в именительном падеже мн.числа. Например, «инструкторы - инструктора». А в падеже мн.числа некоторые существительные могут иметь нулевое окончание, «ов», «ев» или «ей». Например, валенок (нулевое окончание), мандаринов (окончание «ов»), гвоздей (окончание «ей»). Стоит упомянуть еще 10 разносклоняемых существительных ср. рода, которые оканчиваются на «мя». В дательном, родительном и предложном ед. числа окончание у этих имен существительных третьего склонения «и», а в творительном падеже - окончание второго склонения «ем/ём». К ним относятся бремя, стремя, вымя, время, семя, темя, знамя, имя, пламя, племя.

    Закрепите навык определения окончания в существительном, выделив его в следующих словах.
    Коробка, горы, пенал, окно, поездов, пуловер, корабль, фотоаппарат, вагон, движение, ураган, покрышка, стихия, дом, хозяин, подкова, гром, вода, свобода, обвинение, молоток, работа, деревья, изба, небо, журавль, свечение, потолки, карамель.

    Обратите внимание

    В существительных встречается особая форма окончаний - нулевое. Оно не выражается звуком и для его обозначения не используется никаких букв, но оно также указывает на грамматическую связь существительного с остальными словами в предложении.

    Полезный совет

    Тренируйтесь, выделяя окончания в словах других частей речи - глаголе, прилагательном, причастии. При этом не забывайте, что в русском языке существуют части речи, у которых нет окончания - деепричастие и наречие.

    Совет 3: Как проверить безударное окончание имени существительного

    Имя и правильное написание окончаний изучают ещё в школе. Со временем, простые правила забываются и начинают появляться ошибки. Вспомните, что нужно сделать, чтобы проверить безударное окончание имени существительного.

    Инструкция

    Имена различаются по родам: мужской, женский, средний. Окончание существительного зависит от падежа и от склонения.Чтобы окончание , сначала определите склонение существительного. Повторите: 1 ое склонение – муж., жен., род, окончания А, Я; 2ое склонение – муж. род нулевое окончание , 3е склонение – жен. род нулевое окончание .

    Далее определите падеж существительного. Если слово написано в родительном падеже и относится к первому склонению - Ы-И; второму склонению - А-Я; третьему склонению – И. Если слово в дательном падеже первого склонения – Е; второго склонения – У-Ю; третьего склонения – И. Если слово в предложном падеже первого склонения – Е; второго склонения – Е; третьего склонения – И.

    Если существительное первого склонения в имени тельном падеже заканчивается на А, в предложном и дательном единственного числа пишите Е – о вод(е), о галер(ее), к юнош(е). Если существительное женского рода в имени тельном падеже заканчивается на ИЯ, в родительном и дательном падежах пишите И. Например, от арм(ии), к дискусс(ии). Это же правило относится к именам собственным – к Мари(и), о Мари(и).

    Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе

    Падежи I склонение II склонение III склонение
    И. п. -а, -я

    жена , земля

    , -о, -е

    конь, село , поле

    ночь, лошадь

    Р. п. -ы, -и

    жены , земли

    -а, -я

    коня , села , поля

    ночи , лошади

    Д. п.

    жене , земле

    -у, -ю

    коню , селу , полю

    ночи , лошади

    В. п. -у, -ю

    жену , землю

    ,-а, -я, -о, -е

    коня , село , поле

    ночь, лошадь

    Т. п. -ой (-ою), -ей (-ею)

    женой , землей

    -ом, -ем

    конём , селом , полем

    -ью

    ночью , лошадью

    П. п.

    жене , земле

    -е, -и

    коне , селе , поле

    ночи , лошади

    В падежных окончаниях единственного числа пишется:

    1. буква е : в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия , -ий , -ие ), например: к фабрике , на фабрике , к земле , о батарее , в статье ; на заводе , на станке ; о море ; в селе ;
    2. буква и :
      • в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики , у земли , около батареи , из статьи ;
      • в предложном падеже существительных II склонения на -ие , -ий , например: в лектории , в волнении , о мировоззрении ;
      • в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия , существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя , например: из коллекции , к коллекции , в коллекции ; из шинели , к шинели , в шинели ; у знамени , к знамени , о знамени .

    Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание ).

    Падежные окончания в фамилиях и названиях

    В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .

    В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .

    Падежные окончания существительных множественного числа

    Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе

    Падежи I склонение II склонение III склонение
    И. п. -ы, -и

    жены , земли

    а, -я, -ы, -и

    кони , сёла , поля

    ночи , лошади

    Р. п.

    жён, земель

    -ов, -ей,

    коней , сёл, полей

    -ей

    ночей , лошадей

    Д. п. -ам, -ям

    жёнам , землям

    -ам, -ям

    коням , сёлам , полям

    -ам, -ям

    ночам , лошадям

    В. п. -ы, -и,

    жён, земли

    -а, -я, -ы, -и, ей, -ов

    коней , сёла , поля

    -и, -ей

    ночи , лошадей

    Т. п. -ами, -ями

    жёнами , землями

    -ами, -ями

    конями , сёлами , полями

    -ами, -ями

    ночами , лошадями

    П. п. -ах, -ях

    жёнах , землях

    -ах, -ях

    конях , сёлах , полях

    -ах, -ях

    ночах , лошадях

    1. В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач , ремонт жилищ .
    2. В родительном падеже множественного числа существительных на -ья и -ье в безударном положении пишется -ий , под ударением — -ей , например: лгу́ний (лгунья), разду́мий (раздумье), но стате́й (статья), скаме́й (скамья) . Исключения: ру́жей (ружьё), платьев (платье), устьев (устье), верховьев (верховье), низовьев (низовье).
      У существительных на -ия , -ие в родительном падеже всегда пишется -ий , например: линий (линия), зданий (здание) .
    3. Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен , то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь) . После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень , барышень .

    Место проведения: класс

    Межпредметные связи: окружающий мир.

    Тип урока: закрепление изученного материала

    УМК «Гармония»

    Оборудование: компьютер, проектор, таблицы – опоры, памятки, раздаточный материал (таблица с заданием, текст), иллюстрации, картинки.

    Цели:

    обучающая: учить самостоятельно добывать знания, делать выводы по теме, на репродуктивном уровне применять полученные знания, закрепить полученные знания по данной теме;

    развивающая: развивать речь, внимание, орфографическую зоркость, мышление (выделять главное, обобщать и систематизировать);

    воспитательная: формировать нравственные качества, ответственность, воспитывать интерес к урокам русского языка;

    оздоровительная: содействовать сохранению здоровья через методы и приемы, реализующие принцип комфортности .

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Я желаю вам сегодня добра

    Вы желаешь мне сегодня добра

    Мы желаем сегодня друг другу успеха

    Если вам будет трудно

    Я помогу.

    Посмотрите на эти картинки и выберите ту, которая соответствует вашему настроению. Я надеюсь, что такое настроение у вас будет и в конце урока.

    Давайте улыбнемся, друг другу, подарим свою улыбку окружающим и пожелаем друг другу удачного и интересного урока. Ведь хорошее рабочее настроение поможет нам справиться с любыми заданиями на нашем пути. А освещать наш путь и помогать в трудную минуту нам будет вот это доброе и ласковое солнышко. (на доске рисунок солнышка)

    Сядем удобнее, выпрямим спинку и начнем урок.

    Проверка домашнего задания.

    Возникли у вас вопросы при выполнении домашнего задания? Все было понятно в задании? Хорошо, я проверю ваши работы и поставлю оценку.

    II. Чистописание.

    С чего же мы начнем наш урок? (Минутка чистописания)

    Откройте, ребята тетрадочки и запишите число.

    Прежде чем мы начнем работать, поставьте на полях отметку, которую бы вы хотели получить.

    https://pandia.ru/text/80/287/images/image002_145.jpg" width="80" height="87 src=">.jpg" width="93" height="136">

    м _ тель в _ тер

    Посмотрите на слова и скажите, какая буква в них пропущена. (буква е)

    Сегодня мы будем прописывать эту букву.

    А что это за буква? (гласная, йотированная, дает два звука)

    Когда эта гласная дает два звука?

    Молодцы.

    Давайте в воздухе пропишем эту букву с элементом. А теперь запишите в тетрадочке.

    Ребята, послушайте стихотворение.

    С неба падали пушинки

    На замерзшие поля.

    Ель закутали косынкой,

    Жаркой шубой – тополя.

    И укрыли дом да площадь

    Необычным одеялом.

    Как же их зовут? – ты спросишь.

    Имя здесь я написала.

    (Ирина Семенова)

    Кто самый внимательный?

    Назовите слово, которое можно составить из первых букв каждой строчки. (снежинки)

    Молодцы. Запишите это слово, выдели в нем корень и подбери однокоренные слова.

    Какой корень в этих словах? Что происходит в корнях этих слов? (чередование согласной г - ж)

    III. Определение темы урока.

    Послушайте стихотворение. Закончите его.

    Запорошила дорожки,

    Разукрасила серёжки.

    Наконец-то ты пришла

    К нам волшебница... (зима)

    (на доске картинки с зимним пейзажем)

    Посмотрите на слова, которые у меня написаны.

    у зимушки

    к зимушке

    на зимушку

    за зимушкой

    о зимушке

    Чем отличаются эти слова? (окончаниями) Почему изменяются окончания?

    Сформулируйте сами тему нашего урока (правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа)

    Мы сегодня будем повторять все, что знаем о падежах. Упражняться в определение безударных окончаний имен существительных. Эта проблема нашего урока.

    IV. Работа над темой урока.

    Давайте вспомним с вами название всех падежей и вопросы.

    Молодцы, вы отлично справились. Были ли вы внимательными и заметили ли что-нибудь? (падежи стояли не по порядку)

    Расставьте их в нужном порядке. (Ученик выполняет задание у доски)

    Молодец. Ты хорошо справился с заданием. А теперь давай вспомним предлоги. Некоторые падежи употребляются только с определенными предлогами.

    Давайте вспомним, Д. п. – к, по; П. п. – о; Р. п. – без; Т. п. – между.

    Посмотрите на слова, какой общей темой они объединены? (Вьюга, декабрь, метель, пороша, мороз, снежинка) (зима)

    Запишите существительное в нужной падежной форме. Выделите в существительных окончания, укажите падеж.

    Чтобы правильно написать безударное падежное окончание, что надо сделать?

    А как еще можно проверить безударное окончание? (ударным окончанием существительного того же типа склонения).

    (ученики заполняют каждый свою таблицу)

    идти по мороз

    смотреть на снежинка

    наступит за декабрь

    спрятался от метель

    выпала пороша

    рассказал о вьюга

    Значение всех слов вам понятно?

    Давайте воспользуемся толковым словарем и посмотрим, что обозначает это слово. (один из учеников слово пороша смотрит в толковом словаре)

    Что вы заметили? Все ли существительные употребили с предлогом. Вывод. (существительные в И. п. употребляются без предлогов)

    Молодцы.

    V. Физминутка. (для глаз)

    (в классе развешены снежинки, учитель показывает на них лазерной указкой, дети следят глазками; звучит музыка)

    VI. Актуализация знаний.

    Отгадайте загадки.

    Зверька узнаем мы с тобой

    По двум таким приметам:

    Он в шубке серенькой зимой,

    И в рыжей шубке - летом (белка)

    Что за зверь лесной

    Встал, как столбик, под сосной

    И стоит среди травы –

    Уши больше головы? (заяц)

    Просыпается весной

    А зимой под снежный вой

    Спит в избушке снеговой. (медведь)

    Недотрога, весь в иголках,

    Я живу в норе под елкой.

    Хоть открыты настежь двери,

    Но ко мне не входят звери. (ежик)

    А вы знаете, ребята, как проводят зиму эти животные?

    Послушайте, вам прочитаю об этих животных, а вы мне поможете. (учитель читает о животных, не называя их; ученики досказывает вслух название животного)

    Послушайте задание, которое вам надо будет выполнить.

    Определите падеж и выделите окончания выделенных слов.

    Давайте вспомним, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного?

    Молодцы.

    Сначала я буду читать о …? (учитель показывает картинку с изображением животного). Слово медведь я называть не буду, вы должны сами его назвать и поставить в нужный падеж. Определить склонение и вставить нужное окончание. (в процессе чтения на доску вывешиваются картинки с изображением животных).

    Медведь зимой забирается в свою берлогу и впадает там в спячку. Под кожей у медвед… – жир, он защищает медвед… от зимней стужи. О медвед… сложено много сказок.

    Зимой ежик спит в своей норке. Норка у ежик… в дупле поваленного дерева или в земле. Много интересного из книг можно узнать о ежик … .

    Не страшна белк… холодная зима. Осенью переменила она рыженькое пальто на шубку. Наготовила белк… запасов на зиму. Насушила грибов, натаскала в дупло орехи и желуди. Потом белк… утепляет свой домик. Устраивает в дупле мягкую перинку из мха и сухих листьев. Зимой белк… свернется там клубочком и хвостом прикроется. Хвост греет белк… как одеяло.

    К зиме заяц в новой шубке. Летняя шерсть у зайц … вылезает, отрастает светлая, пушистая. Трудно заметить зайц… зимой на снегу. Нет у него норы, нет запасов. Почки и кора деревьев кормят зайц… всю зиму. Страшны зайц… не мороз, а охотники, волки, лисы и совы. Спасает зайц… светлая шубка да быстрые ноги. (Работа делается на листочках индивидуально, про зайца дети записывают в свою тетрадь самостоятельно; звучит музыка).

    Проверка.

    Для каждого из этих животных, лес – родной дом. И приходя в лес, мы не должны нарушать покой зверей и птиц. Потому, что мы там гости.

    VII. Физминутка.

    Игра в «снежки».

    (учитель кидает помпон, ученик определяет род существительного, которое называет учитель; «снежок» дети могут кидать друг другу и сами называть любые слова)

    (Дерево, дорога, лес, прорубь, чаща, село, птица, зверь, верхушка, волк, кормушка, пальто, опушка, cирень).

    VIII. Работа с учебником.

    Упр. № 000.

    137. Составь и запиши предложение с однородными членами.

    На снегу были видны следы (- а; 1-е; ед. ч.) … , (н. о.; 2- е; ед. ч.) … , и (н. о; 3-е; ед. ч.) … .

    Слова для справок: рысь, куропатка, тетерев.

    Укажите падеж и склонение существительных. Выделите в них окончания.

    Обратите внимание, вам надо слова для справок записать именно в том порядке, в котором предлагают авторы учебника. Проверка.

    Давайте вспомним алгоритм написания безударного падежного окончания имени существительного.

    IX. Закрепление знаний.

    Игра «Альпинист».

    Ребята, а вы знаете, кто такие альпинисты ?

    Сейчас вы будете альпинистами вы должны покорить свою вершину знаний. - Послушайте задание. Вам надо правильно дописать окончание.

    Что вы должны сделать, чтобы не ошибиться в выборе окончания?

    А теперь давайте заполним таблицу.

    (на доске таблица с пустыми столбиками, дети по очереди заполняют ее, записывая, верное окончание)

    Р. п и - ы а - я и

    Д. п. е у - ю и

    П. п. е е и

    Мы с вами вспомнили падежные окончания, вы без ошибок заполнили таблицу и теперь, не боясь, никаких трудностей будем покорять вершину.

    Без шишк…, на ел…, на дерев …, в проруб …, о медвед …,

    без метел…, о зайц …, около дорог …, в чащ …, на ветк …, о снежинк …, о вьюг …, по тропинк …, на мороз …, к птиц …, у кормушк …, с ветк …, о сосульк …, от верхушк …, о волк …, без рыс …, о зимушк …, без ветк …, у белк …о лес …, около опушк ….

    (все слова записаны на карточках и прикреплены на изображение снежной вершины, дети выходят к доске и записывают окончание; слова можно брать не все)

    Молодцы, вы справились с этим заданием. Вот этот флажок мы прикрепим к нашей вершине, вы покорили ее. Давайте похлопаем сами себе.

    Молодцы.

    Вы стоите на самой вершине. Под вами огромная, прекрасная наша Земля. Как она красива! Сколько лесов, полей, рек, озер, морей! А сколько зверей и птиц живет на этой земле. Мы должны беречь и охранять природу нашей Земли.

    Белке, лисице, рыси, кунице лес – дом родной.

    Птице и зверю хочется верить в мир и покой. (Ф. Лисичкина)

    X. Рефлексия.

    Вот и подошел к концу наш урок? Вам было интересно сегодня на уроке?

    Над чем мы сегодня работали на уроке? Что нового для себя вы открыли?

    Смог ли мы решить проблему урока? Какое настроение у вас в конце урока? Оцени свое активное участие в уроке. (у каждого ученика три кружка разного цвета, ребенок сам оценивает свою работу0.

    XI. Итог урока.

    Оценка работы.

    Домашнее задание.

    Спасибо всем за урок.

    Задание.

    (Задание для домашней работы напечатано на листке. Ребенок выполняет его, записывая в тетрадь)

    Раскрой скобки, запиши существительные в нужном падеже. Определи склонение и падеж. Запиши 2 – 3 предложения, о том, что для тебя значит охранять природу.

    (Рыба) нужна чистая вода, (птица) необходим воздух, а (зверь) – лес, степь, горы.

    Охранять природу (страна) – это значит охранять (Родина), которая нужна каждому (человек).

    2. Юрьева Н. А.,«350 развивающих упражнений по русскому языку», Минск, Издательство «Юнипресс», 2005 г.

    3. Карягина Н. Н., Перепелицина Е. Н.«Развитие орфографической грамотности младших школьников», Волгоград, Издательство «Учитель», 2008 г.

    4. Форощук А. А. , Форощук Н. Е. « Русский язык. Учебное пособие для начальных классов», Донецк, Издательство «Сталкер», 2007 г. г.

    5. Касаткина Н. А., «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка (стихи, загадки, кроссворды, шарады)», Волгоград, Издательство «Учитель», 2003 г.

    6. Лазарева Л. А. www. pdps. lv