Обсуждение притчи правда и кривда. Толкования на Рим

Свт. Василий Великий

Вопрос . Что значит: «дайте место гневу» ?

Ответ . Или «не противься злому» , как написано, но ударяющему «в правую щеку» обращать и другую и пр. (Матф.5, 39 – 41) или же: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Матф.10, 23) .

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 19-21 Не себе отмщающе, возлюблении, но дадите место гневу. Писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. Аще убо алчет враг твой, ухлеби его: аще ли жаждет, напой его: сие бо творя, углие огнено собираеши на главу его. Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое

Не себе отмщающе, возлюбленне, но дадите место гневу: писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь (ст. 19) . Какому гневу должны мы давать место? Божию. Так как обиженный всего более желает видеть и насладиться возмездием за свою обиду, то Бог дает тоже самое в большей мере: если ты сам не отомстишь, Он будет твоим мстителем. Итак, Ему, говорит (апостол), предоставь отмщение. Вот что значат слова: дадите место гневу. Потом для большего успокоения (апостол) привел свидетельство и, этим еще более ободрив слушателя, требует от него и большего любомудрия, говоря: аще убо алчет враг твой, ухлеби его, аще ли жаждет, напой его. Cиe бо творя, углие огненно собираеши на главу его (Притч. XXV, 22, 23) . Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (ст. 20, 21) . Зачем я говорю, продолжает (апостол), что надобно жить в мире с врагом? Я повелеваю и благодетельствовать ему. Ухлеби его, напой , - сказано. А так как он заповедал весьма трудное и великое, то присовокупил: cиe бо творя, угли огненно собираеши на главу его. Апостол сказал это для того, чтобы обидчика смирить страхом, а обиженного поощрить надеждой воздаяния. Когда обиженный ослабевает (духом), то не столько поддерживается собственными благами, сколько наказанием оскорбившего его. Ведь ничто так не приятно, как видеть врага наказанным. А чего человек желает, то (апостол) и дает ему прежде; когда же яд извлечен, предлагает ему увещания более возвышенные, говоря: не побежден бывай от зла. (Апостол) знал, что враг, хотя бы он был зверь, будучи накормлен, не останется врагом, и что обиженный, хотя бы он был весьма малодушен, накормив и напоив врага, не станет уже и сам желать наказания его. Потому, будучи уверен в значении дела, он не только не запретил, но делается щедрым на наказание. Не говорит, что ты отмстишь, но - углие огненно собираеши на главу его. А потом и заповедал ему, говоря: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое. И этим он как бы слегка намекнул, что не должно поступать с таким намерением, так как помнить обиду - значит уже быть побежденным злом. Сначала (апостол) не сказал этого, потому что было еще неблаговременно; когда же истощил гнев слушателя, тогда и присовокупил, говоря: побеждай благим злое. Это и есть победа. Ведь и боец удачнее одерживает победу не тогда, когда подвергает себя ударам противника, но когда приводит себя в такое положение, что противник принужден тратить силу на воздух. Таким образом, он не только сам спасается от ударов, но и истощает всю силу противника.

Гомилии на Послание к Римлянам.

Свт. Амвросий Медиоланский

Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь

Это написано, чтобы гнев другого человека не подвигнул тебя ко греху, когда ты захочешь воспротивиться или отплатить ему. Но ты можешь снять вину и с него, и с себя, если решишь уступить.

Послания.

Свт. Феофан Затворник

Не себе отмщающе, возлюбленный, но дадите место гневу: писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь

Уже говорил, чтоб не воздавали злом за зло: что и значит не отмщать за себя. Что же значит новое внушение не отмщать за себя? Или повторение того же для усиления заповеди; потому что отмщение так соблазнительно и такою благовидностию прикрывается, что и не считается грехом, - а между тем случаи к тому в житейских столкновениях очень часты. Этим повторением напоминает Апостол быть внимательными, не прорвалось бы как чувство или дело мщения. Или, может быть, говоря сие, Апостол имел в виду особый род отмщения - судом, именно: когда терпите какую напраслину от другого, очевидно неправо, не ищите восстановления своего права порядком судебным, ибо: έκδικεΐν - это собственно означает. Хотя это, по-граждански, и неукорное дело; но как при сем все же питается и удовлетворяется чувство мести, то Апостол не велит совсем заводить судебных дел. Потерпи лучше, пребудь лучше обидимым, как в Послании к Коринфянам говорится: почто не паче обидими есте ? (1 Кор. 6, 7) - или как учит Спаситель: если кто хочет взять ризу твою, отдай ему и срачицу (ср.: Мф. 5, 40). То или другое намерение припишем Апостолу, более всего должно обратить внимание на выставляемое здесь побуждение к неотмщению, именно - предание дела суду Божию. Отмщающий считает дело свое правым и, отмщая, держит ту мысль и то чувство, что стоит за правду. Пресечение отмщения кажется ему будто отступлением от правды. Апостол делает отвод этому помышлению, говоря как бы: правда ничего от твоей уступчивости не потерпит. Есть отмститель правды - Бог. Предай дело отмщению Божию; Он воздаст, если должно. Это и значат слова: дадите место гневу , - гневу Божию, то есть праведному Его воздаянию: ибо у Бога нет гнева, а есть праведное воздаяние, которое кажется гневом тому, кто подвергается ему. Так толкует святой Златоуст: «Чьему гневу должны мы дать место? Божию. И как обиженный всего более желает видеть сие, дабы насладиться мщением; то Бог даст то самое в большей мере. И если ты сам не отмстишь, то Он будет твоим мстителем. Итак, Ему, говорит Апостол, предоставь отмщение. Вот что значат слова: дадите место гневу ! Ту же мысль выражает несколько сильнее и блаженный Феофилакт: «дайте, говорит, место гневу Божию в отношении к обижающим вас. Если вы мстите сами за себя, то Бог не будет мстить за вас; а если вы простите, то Бог отомстит строже». - Экумений прибавляет: «если ты сам отмстишь за себя, то гнев Божий, пришедши, не будет иметь, что воздать обидевшему, потому что ты наперед уже взыскал с него». А Амвросиаст наводит даже на такую мысль, что гнев Божий, пришедши, найдет, что ты, взявшись стоять за правду, преступил меру правды, взыскав более должного, паче меры, и, вместо воздаяния обидевшему тебя, тебе воздаст за излишек взыскания, допущенный тобою. А что это возможно, можешь судить по свойству гнева, всегда стоящего в содружестве с отмщением. Гнев никогда праведной меры не соблюдает, а всегда забирает выше меры. Почему апостол Иаков и написал: гнев мужа правды Божией не соделовает (ср.: Иак. 1, 20). Амвросиаст именно пишет: «для сохранения союза мира Апостол убеждает воздерживаться от гнева, потому особенно, что в гневе нельзя не погрешить: ибо движимый гневом обычно взыскивает более, нежели сколько требует неправое дело, - чем и себе самому причиняет вред, оказываясь неправым по причине несоразмерного взыскания, и обидевшего делает худшим, тогда как снисходительностию мог бы исправить его. Почему премудрый Соломон учит: не буди правдив вельми… есть праведный погибали в своей правде (ср.: Еккл. 7, 17, 16): ибо когда гнев обдержит нас, находит в нас место враг и, под благовидностию правды, внушает неправое и пагубное».

Писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь . «Для большего убеждения Апостол привел свидетельство, подкрепляя слово свое» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт). Не моя это заповедь; но такова воля Божия, таков закон промыслительных о нас действий Божиих. Бог Сам на Себя берет дело отмщения. Не вмешивайтесь в сие дело, говорит как бы Он, Я Сам воздам, Мое это дело. Вы не сумеете сделать это как должно. По-вашему, сейчас надо отмстить, а по лучшему порядку - лучше отложить отмщение, или на время, или совсем. Можно бывает обойтись и совсем без отмщения: обидевший сам придет в чувство и исправит свою неправду; а это гораздо лучше. - Или - сделай ему теперь отмщение, и он паче ожесточится; но покарай его чем-либо после, - и он умягчится сердцем и исправится. Как вы этого ничего не знаете, то и не беритесь лучше за сие дело. К тому же ты, обиженный, сам бывал неправ во многом. Я послал эту тебе напраслину, в воздаяние тебе за твои неправды и грехи, чтоб избавить тебя от будущего воздаяния. Если претерпишь, видишь, какую беду предотвратишь? А если отмстишь, сгубишь весь благой плод для тебя от напраслины. Грехи твои на тебе остаются, и жди вечного воздаяния, если в очищение тебе не выпадет на твою долю другая напраслина. Так не ищи отмщения. С тем, кто причинил тебе напраслину, Я лучше тебя знаю, как поступить по всей правде, а ты прими ее, как врачевство для тебя и как отвод большего и страшнейшего зла. У Меня все направляется к тому, чтобы из всего всем выходило благо, - не временное, а вечное, не земное, а небесное, не видимое, а духовное. Так и бывает, когда вы не вмешиваетесь со своими правдами; а когда вмешиваетесь, возмущаете Мои порядки и, вместо добра, размножаете и пожинаете зло.

Слова: Мне отмщение, Аз воздам - не читаются слово в слово в ветхозаветных Писаниях, но мысль эта ясно выражена пророком Моисеем другими словами, именно: в день отмщения воздам (Втор. 32, 35) . Дух Апостольский взял мысль духа пророческого, - того же с Апостольским, - и выразил ее другим, сильнейшим словом.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь

Блаж. Феофилакт Болгарский

Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь

Дайте, говорит, место гневу Божию в отношении к обижающим вас. Если вы мстите сами за себя, то Бог не будет мстить за вас; а если вы простите, то Бог отомстит строже. Приводит и свидетельство, подкрепляя свое слово. Говорит же это для одобрения малодушных; потому что они ничего другого не желают, как видеть, что враги их получили за них отмщение.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь

То, что не мстящие за себя дают место гневу, мне кажется, можно понять двояко. Во-первых, в том смысле, что кто не отвечает обманом на обман или злобой на злобу, позволяет пройти и исчезнуть гневу обидчика. Ибо никто не яростен настолько, чтобы, нанеся обиду и не получив ответной обиды, вновь свирепствовать. Так что истощив и утолив свою ярость, он по необходимости успокоится. Поэтому большая польза в том, что многие грешники перестают грешить благодаря терпению Божиему, которое дает обиде пройти. Во-вторых, «дать место гневу» означает, что, совершая грех, обидчики собирают, по слову самого Павла, гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его (Рим. 2:6) . Так что если мы сами за себя будем мстить, не велика месть воздать злом за зло: например, за удар рукой - ударом руки, за удар камнем - ударом камнем, за словесное оскорбление - словесным оскорблением (см. Исх. 21:24; Лев. 24:20; Втор. 19:21; Мф. 5:38-48). Если же предоставим отмщение Богу, то, несомненно, дадим место гневу Его в том самом, что обидчик сам собрал для себя собственными поступками. И на суде Божием он будет наказан за них гораздо сильнее, чем могли бы наказать его мы.

Рассказывают, что жили некогда два брата. Старшего брата звали Правда, а младшего брата - Кривда. Был Правда прекрасен всем телом своим, и не было ему равных во всей стране. Завидовал ему Кривда. И решил он его погубить. И вот достал Кривда красивый кинжал в красивых ножнах, взял с собою десять хлебов, посох, пару сандалий, бурдюк и меч и пришёл к хранителю утвари Правды.

И сказал он ему:

Возьми себе эти десять хлебов, посох, пару сандалий, бурдюк и меч, но сохрани мой кинжал, пока я не вернусь из города.

Прошло много дней, и хранитель утвари Правды решил почистить кинжал, который оставил ему Кривда. Он сел на берегу пруда и стал его чистить. И вот кинжал выскользнул из его рук и упал в пруд. Сколько его ни искали, найти не смогли.

Услышал Кривда, что хранитель утвари Правды потерял его кинжал. Пришёл он к хранителю утвари и сказал ему:

Где мой кинжал? Верни мне его!

И ответил ему хранитель утвари:

У меня его нет, я его потерял. Но вот тебе все кинжалы Правды, и все они - твои. Возьми себе какой хочешь.

Тогда сказал ему Кривда:

Разве есть второй такой кинжал, какой был у меня? Клинок его - гора. Эль, рукоятка его, - ствол дерева Коптоса, ножны его, - гробница бога, а обвязка ножен - все стада пастбищ Кара.

Сказал тогда ему хранитель утвари:

Может ли быть такой большой кинжал, как ты говоришь?

Но Кривда схватил его и потащил за собою туда, где был Правда. И он привёл Правду на суд к Эннеаде и сказал:

Доверил я Правде свой кинжал. А он потерял его. А кинжал тот был необыкновенный! Клинок его - гора. Эль, рукоятка его, - ствол дерева. Коптоса, ножны его, - гробница бога, а обвязка ножен - все стада пастбищ Кара. Не может он мне его возместить!

И ещё сказал Кривда Эннеаде:

Пусть схватят Правду, и пусть ослепят его на оба глаза. И да будет он привратником дома моего!

И боги Эннеады сделали всё, как говорил Кривда. Тогда стал мальчик собираться в путь, чтобы отомстить за отца своего. Нашёл он быка самой красивой масти, взял десять хлебов, посох, пару сандалий, бурдюк и меч и отправился к пастуху Кривды. Сказал он ему:

Возьми себе эти десять хлебов, посох, пару сандалий, бурдюк и меч, но постереги моего быка, пока я не вернусь из города.

Прошло после этого много дней. Много месяцев пас быка пастух Кривды. И вот однажды отправился Кривда в поля, чтобы взглянуть на своих быков. И увидел он быка, который был самой прекрасной масти. Сказал тогда Кривда своему пастуху:

Отдай мне этого быка! Я хочу его съесть.

Но ответил ему пастух:

Это бык не мой. Не могу я отдать его тебе.

Тогда сказал ему Кривда:

Посмотри, вот мои быки, и все они у тебя. Любого из них отдай хозяину того быка!

И вот услышал мальчик, что Кривда взял его быка. Пришёл он к пастуху Кривды и сказал ему:

Где мой бык? Я не вижу его среди твоих быков.

Ответил ему пастух:

Вот все быки Кривды, и все они - твои. Возьми себе какого захочешь.

Тогда сказал ему мальчик:

Разве есть второй такой бык, какой был у меня? Когда стоит он на Острове Амона, кисть хвоста его лежит в Зарослях Папируса; один рог его покоится на Западной горе, а другой рог - на Восточной горе, ложем ему служит Великая Река; шестьдесят телят рождается от него ежедневно.

Сказал ему пастух:

Может ли быть такой большой бык, как ты говоришь?

Но мальчик схватил его и потащил за собой туда, где был Кривда. И привёл он Кривду на суд к Эннеаде. Выслушали его боги Эннеады и сказали:

Неправда то, что ты говоришь. Мы никогда не видели такого большого быка!

Тогда сказал Эннеаде мальчик:

Но разве есть такой большой кинжал, как вы говорили прежде? Вы говорили, будто клинок его - гора. Эль, рукоятка его, - ствол дерева. Коптоса, ножны его, - гробница бога, а обвязка ножен - все стада пастбищ Кара!

И ещё сказал он Эннеаде:

Рассудите между Правдой и Кривдой. Я - сын Правды, и я пришёл отомстить за него.

Тогда Кривда поклялся именем фараона, да будет он жив, здоров и могуч, и сказал:

Клянусь вечностью Амона и жизнью повелителя, неправда это! И если найдут Правду живым, пусть ослепят меня на оба глаза и пусть сделают меня привратником дома его!

Но мальчик тоже поклялся именем фараона, да будет он жив, здоров и могуч, и сказал:

Клянусь вечностью Амона и жизнью повелителя, это правда. И если найдут отца моего живым, пусть жестоко накажут Кривду! Пусть дадут ему сто простых ударов и нанесут ему пять рваных ран. А потом пусть его ослепят на оба глаза и сделают привратником в доме Правды. И да служит он ему вечно!

Так отомстил мальчик за отца своего, и так решился спор между Кривдой и Правдой.

Не мстите за себя

От апостола Павла из его Послания к Римлянам мы получаем ясные библейские инструкции относительно того, как нужно отвечать на несправедливое отношение.

Павел знал эту тему вдоль и поперек. Прежде своего драматического обращения во время встречи с Иисусом на Дамасской дороге Савл (так звали тогда Павла) преследовал всех христиан, до которых мог добраться. Так что это был крупный специалист в области несправедливого отношения к людям. Савл был полон ненависти и возмущения по отношению к христианам, поэтому Писание говорит, что он «терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8:3). Савл вдохновлял толпу, когда она забивала камнями до смерти Стефана, который стал первым мучеником. Затем во время его путешествия в Дамаск Бог осиял Савла ослепительным светом, так что он упал на землю. Библия сообщает нам, что тогда он «дышал угрозами и убийством на учеников Господа» (Деян. 9:1).

Но очень скоро после встречи с Иисусом он на собственном опыте понял, что значит быть гонимым. После первой его проповеди и сильного свидетельства, в котором апостол утверждал, что Иисус был Мессией, иудеи решили его убить. Поэтому Павлу пришлось выбираться из Дамаска в корзине, в которую его посадили ученики Иисуса и спустили с городской стены. Позже Савл (тогда уже называемый Павлом) подытожил различные виды гонений, которым он подвергался как апостол Евангелия:

От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах

(2 Кор. 11:24–28).

Вот так. Этот человек мог бы написать книгу о несправедливостях и гонениях. Собственно, он и написал ее. Послушайте, что говорит о несправедливостях эксперт, вдохновленный Святым Духом:

Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»

(Рим. 12:17–19).

Вы поняли? Павел после всех обид и оскорблений, которые он перенес во время служения Господу Иисусу Христу, делает следующее заявление: «Никому не воздавайте злом за зло».

Если бы я прочитал вам этот стих на одном из моих собраний, я бы попросил вас громко подтвердить свое согласие, сказав: «Аминь!» Поскольку я не могу посмотреть вам в глаза и убедиться в том, что вы внимательно меня слушаете, я умоляю вас замедлить свой бег и постараться понять, что говорит вам Слово Божье в этом месте. Если вы устали или у вас слипаются глаза, пойдите, выпейте чашку кофе! Если вы действительно хотите правильно реагировать на случаи несправедливого отношения, вы должны понять этот принцип !

Павел утверждает, что когда нас обижают или причиняют боль, мы не должны думать о наших правах и не должны желать свести счеты с обидчиками. На самом деле при каждом удобном случае мы должны стремиться к восстановлению мира в своих взаимоотношениях с другими людьми.

Вы помните старое выражение «как с гуся вода»? Идея заключается в том, что мы должны спокойно относиться ко всему, что с нами случается. Мы не должны пытаться сопротивляться, восстановить справедливость или «качать» свои права.

Вы когда?нибудь встречали людей, которые просто не могут промолчать, когда что?нибудь происходит не так, как надо? Если кто?нибудь пытается пролезть в магазине без очереди, такие люди тут же кричат: «Эй, вы там, вы что, не видите, что здесь очередь?» Они могут кинуть такой искрометный взгляд на правонарушителя, что от высокой температуры их возмущения вокруг может загореться пожар.

Но если мы хотим быть послушными повелению «не воздавайте злом на зло», тогда мы не должны так реагировать.

Затем Павел объясняет нам, почему не следует стремиться оправдывать и защищать себя. «Не мстите за себя, возлюбленные… Ибо написано: „Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь"».

Вот он, первый важный ключ к пониманию того, как стать выше всех несправедливостей - начиная с мелких оскорблений и заканчивая самым большим предательством. Верой мы понимаем и принимаем идею о том, что наш небесный Отец обещал все исправить нам во благо, но только если мы предадим это дело в Его руки. Он берет на себя всю ответственность за восстановление справедливости - не вы, и не я, но только Он Сам.

Эти слова из Писания - не предложение и не рекомендация. Это приказ! Когда Бог говорит, Он говорит не потому, что нужно заполнить тишину словами. Бог не занимается мелкими и пустыми разговорами, Он говорит серьезно! Когда Он что?то говорит, Он говорит со знанием дела и с властью!

Снова и снова на протяжении всей Библии Господь напоминает, что нам не следует брать ответственность за восстановление справедливости в случаях, когда нам причиняют боль. Вот несколько примеров того, что Бог говорил в подобных случаях.

Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя

(Прит. 20:22).

У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них

(Втор. 32:35).

Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, [Я, Господь] воздам человеку по делам его»

(Прит. 24:29).

Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой»

(Евр. 10:30).

Вы видите? По плоти мы делаем полностью противоположные вещи - мы часто с нетерпением ожидаем возможности расквитаться с обидчиками. Но это неправильно. Бог повелевает нам предоставить Ему возможность восстановить справедливость. Божий народ поступит неправедно, если попытается мстить за себя. И все будет по справедливости, если Сам Бог отомстит за Свой народ.

Из книги Зарождение общества будущего автора Лайтман Михаэль

1.4.2 Исправляем себя и через себя весь мир Вопрос:Мы говорим, что самое важное - это подготовка к каким-то действиям. Как мы можем подготовиться к каждому вечеру так, чтобы правильно получить…?Мы не можем правильно подготовиться к «каждому вечеру». Человек, который

Из книги Тайны русского слова автора Ирзабеков Василий

Понимать себя Преодоление множества кризисных явлений сегодняшнего периода российской истории невозможно без духовно-нравственного очищения и подъема общества, без опоры на классическую и народную, выдержавшую испытание временем русскую культуру и культуру народов

Из книги Слова подвижнические автора Сирин Исаак

Слово 8. О хранении и блюдении себя от людей расслабленных и нерадивых; о том, что от сближения с ними воцаряется в человеке нерадение и расслабление, и он исполняется всякой нечистой страсти; и о хранении себя от близости с юными, чтобы ум не осквернился непотребными

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Почему в Евангелии сказано, что надо любить ближних как самих себя, а в другом месте - что надо отвергнуться себя? иеромонах Иов (Гумеров)Для согласования этих двух мест святого Евангелия надо точно определить содержание двух ключевых понятий «возлюби» (Мф.22:39) и

Из книги Я не виноват! автора Таунсенд Джон

Из книги Сочинения автора Сирин Исаак

Слово 8. О хранении и блюдении себя от людей расслабленных и нерадивых; о том, что от сближения с ними воцаряется в человеке нерадение и расслабление, и он исполняется всякой нечистой страсти; и о хранении себя от близости с юными, чтобы ум не осквернился непотребными

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

Испытание себя Как нужно ежедневно испытывать свои действия. .Испытывая себя и сравнивая житие наше с житием святых отцев, найдем, что мы ничего еще не исправили. .По испытании себя в добродетелях и страстях, найдем, что в первых мы недостаточны, а вторых

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

13. И уведомили Фамарь, говоря: вот, свекор твой идет в Фамну стричь скот свой. 14. И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену. 15. И увидел ее Иуда и

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

15. Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем. 16. Не будь слишком строг и не выставляй себя слишком мудрым: зачем тебе губить себя? Не будь слишком строг, буквально: не будь слишком праведен. В этих

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

15. Так как вы говорите: "мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, - потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя". Пророк влагает в уста своих противников слова, полные

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

11. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! Усиленно подчеркивает мысль 9 ст. и делает ее еще очевиднее и яснее. Теперь же, вместо

Из книги Книга о счастье автора Лоргус Андрей

17. И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом. 18. По мере возмездия, по этой мере Он воздаст противникам Своим - яростью, врагам Своим - местью, островам воздаст должное. 19. И

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

12. ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. (Лк. 14:11; 18:14). Объяснение стиха см. в примечаниях к 18:4. "Видишь ли, - говорит Златоуст, - как Он здесь ведет слушателя к делам, совершенно противоположным гордости? Он не только запрещает искать

Из книги автора

Это нехорошо - зажимать себя и накручивать (плиттис) самого себя, чтобы стать монахом Кто хочет преуспеть в монашестве, для того все должно быть открыто - все возможности (и жить в миру и жениться), и он должен принять свободное решение, движимый одной лишь Божественной

Из книги автора

Рецепт для себя А сам я радуюсь? На людях – улыбаюсь? Как-то один фотограф сделал несколько моих снимков, и я увидел, какой я сам нерадостный. Я посмотрел на себя: напряжение, какая-то угрюмость, морщина на лбу от мрачного выражения лица… Оказалось, что лицо свидетельствует

Из книги автора

Очищать себя – принимать в себя Бога Затем, все радуйтесь и мужайтесь против лютого диавола, ибо мечи его оскудеша в конец (Пс. 9:7), и мы юношески возмогли на него и постоянно попираем главу его. Поскольку вы очищаете себя, постольку вы принимаете в себя Бога. Посему

От Священного Писания мы привыкли ждать чего-то возвышенного. Мы часто говорим, что эта книга о Любви Бога к нам, и поучение для человека, как любить Бога и других. Но читая Ветхий Завет и Псалмы, мы то и дело натыкаемся на выражения и слова человеческие, которые приводят наше сердце в смятение. Например в Псалме 17:38 Давид откровенно желает зла своим врагам: «Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их . Или мы читаем в Псалме 54:16:«Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад .» Давид просит Бога об очень странных вещах, которые нам с вами кажутся неадекватными: « И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб (Псалом 142 :12).

Во- первых Псалтирь - это молитва верующей души, разговаривающей с Богом, и в этом разговоре мы слышим разные настроения, видим разные ситуации и обстоятельства, в которых находился молящийся человек…

Во-вторых, такие слова - это просто честность и открытость перед Богом.

Мы все злимся на кого-нибудь, и знаем, что это не хорошо, поэтому приходя к Богу в молитве, мы как правило нашу злобу одеваем внешне в вежливую одежду. Разозлившись на брата(сестру), часто мы говорим как бы с вызовом: « Да благословит тебя Господь», но при этом внутри мы считаем, что мы правы, а вот он…

Но смотрите этот человек говорит Богу ровно то, что переживает внутри себя, не пряча ничего за мишурой внешне красивых слов. Он выражает свободно свою досаду, что он желает своим врагам…

Библия рассказывает нам не об идеальных людях, а о настоящих, с их внутренней испорченностью…

Псалмопевец делает очень важный поступок: он приносит, все, что есть в его сердце в молитве к Богу. Для чего он все так честно рассказывает? Ответ однозначен, чтобы Бог разобрал его ситуацию и наказал виновных… Если бы он хотел отомстить сам по себе, он бы сделал это… Он не мстит сам, а только молит Бога об отмщении…

Надо сказать, что такой подход - это уже огромный прогресс для тех времен, когда считалось правильным не просто самому покарать любого обидчика, а сделать это на глазах у всех, чтобы больше никому не захотелось тебя обижать. « Око за око, зуб за зуб…»

В Римлянах 12:19 открыт нам с вами важный урок. « Не мстите за себя возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: « Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь».

Эти слова Л. Н. Толстой даже вынес в качестве эпиграфа к своему роману «Анна Каренина». Муж не стал причинять никакого зла бросившей его жене, но все отдал в руки Бога. Конец этой истории мы все знаем…

Бог обращает эти слова к нам верующим, чтобы мы отказались от самостоятельной мести своим врагам и поручил ее Богу.

В этих библейских словах Бог говорит человеку: не торопись. Ты не знаешь всех обстоятельств, не знаешь побуждений чужой души, не хочешь выслушать свидетельств в ее пользу и не можешь судить ее поступки. Но Я, говорит Бог, могу это сделать. Мой суд праведен, и если Я сочту, что нанесенное тебе оскорбление должно быть отомщено, то воздам обидчику за его грехи.

Драгоценные нам надо научиться Богу говорить все честно о том, что происходит с нами внутри, и просить Его о разрешении ситуации не просто в нашу пользу, а в пользу справедливости… Но при этом вы должны знать, что может получиться так, что виновны вы, а не тот, на кого вы думали… Поэтому прежде, чем просить у Бога суда и мести, лучше спросить в первую очередь о себе:

« прав ли я», « усмотри Господи не на опасном ли пути и я..»

Мы всегда стоим за справедливость, когда она нарушена в отношении нас самих. Но когда бываем несправедливы мы, то часто даже не замечаем этого. И об этом тоже есть в псалмах: Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире… то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою (Псалом 7 :4-6). То есть никаких двойных стандартов.

Ну как не вспомнить слова из еще одного Псалма: «…скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! Поспеши на помощь мне!» (Псалом 21:17–20). Неслучайно слова именно этого псалма вспоминают евангелисты, рассказывая о Распятии. Хочется обратить внимание на то, что в этих словах боли, которую человек переживает никаких призывов к мести нет, страдалец только просит о помощи. Наверное, дело в том, что когда тебе действительно очень больно и страшно, то уже не думаешь о мести, а лишь о спасении…

Татьяна Сахарова

Спрашивает Michael
Отвечает Василий Юнак, 29.08.2010


Михаил пишет:

Прокоментируйте, пожалуйста, этот отрывок: К . Можно ли понимать "Если возможно с вашей стороны" таким образом, что есть ситуации, когда такой возможности может не быть? Не является ли ВОВ именно такой ситуацией?
Приветствую Вас, Брат Михаил!

"никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром " ().

Внимательно читая этот текст, равно как и предыдущие тексты в этой главе, Вы можете обнаружить, что здесь есть только одно условное повеление со словом "если", а все остальные - безусловные, написаны в повелительном наклонении. То есть, безусловными повелениями являются в данном отрывке следующие: "не воздавай злом...", "не мсти за себя...", "накорми врага...".

Но давайте разберем это единственное условное повеление: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми". Я приведу для примера другие слова апостола Павла, относящиеся к другой области, но подобные по своим обстоятельствам: "если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. ... Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь " (). Здесь также речь идет о мире, и здесь также есть две стороны. Но в этом примере видно, что бывают случаи, когда одна сторона желает мира, а другая - нет. Что делать в этой ситуации? Ответ прост: насколько возможно с вашей стороны, будьте в мире. А если вторая сторона не желает мира ни на каких условиях? Да, тогда в мире быть не возможно, однако со своей стороны выполните другие безусловные повеления: не воздавайте злом за зло, не мстите сами, накормите голодного врага...

Вы видите, что этот текст никак не делает исключения христианскому принципу? Он только усиливает нашу обязанность стремиться к миру всеми силами.

Благословений!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Толкование Писания":