500 счета в казенном учреждении. Принятые бюджетные обязательства - бухгалтерские проводки

"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 9

Согласно нормам Инструкции N 157н <1> процесс санкционирования расходов бюджетов предусматривает утверждение сметных назначений, распределение бюджетных ассигнований, получение лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), а также принятие и исполнение обязательств (денежных обязательств). Порядку отражения государственными (муниципальными) учреждениями в бухгалтерском учете операций, осуществляемых в рамках этого процесса, и посвящена данная статья.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Организация ведения учета операций по санкционированию расходов

Единым планом счетов бухгалтерского учета к Инструкции N 157н (далее - Единый план счетов) для отражения государственными (муниципальными) учреждениями (далее - учреждения) операций, осуществляемых в рамках санкционирования расходов бюджетов, предусмотрен счет 500 00 "Санкционирование расходов". Ведение учета показателей бюджетных ассигнований, ЛБО, утвержденных сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) <2>, а также показателей принятых обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной) финансовый год и первый и второй годы планового периода производится учреждениями на соответствующих синтетических счетах в разрезе аналитических групп, которые формируются по следующим финансовым периодам (п. 309 Инструкции N 157н):

  • 10 "Санкционирование по текущему финансовому году";
  • 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (по очередному финансовому году)";
  • 30 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (по первому году, следующему за очередным)" (далее - первый год планового периода);
  • 40 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным" (далее - второй год планового периода).
<2> Суммы сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) утверждаются сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.

Синтетические и группировочные счета, используемые учреждениями для отражения в бухгалтерском учете показателей по санкционированию расходов бюджетов, приведены в таблице.

Номер и наименование
синтетического счета
Номер соответствующего группировочного счета
0 501 00 000
"Лимиты бюджетных
обязательств"
0 501 10 000 - текущего финансового года;
0 501 20 000 - очередного финансового года;
0 501 30 000 - первого года планового периода;
0 501 40 000 - второго года планового периода
0 502 00 000
"Принятые
обязательства"
0 502 10 000 - текущего финансового года;
0 502 20 000 - очередного финансового года;
0 502 30 000 - первого года планового периода;
0 502 40 000 - второго года планового периода
0 503 00 000
"Бюджетные
ассигнования"
0 503 10 000 - текущего финансового года;
0 503 20 000 - очередного финансового года;
0 503 30 000 - первого года планового периода;
0 503 40 000 - второго года планового периода
0 504 00 000
"Сметные (плановые)
показатели"
0 504 10 000 - текущего финансового года;
0 504 20 000 - очередного финансового года
0 506 00 000
"Право на принятие
обязательств"
0 506 10 000 - текущего финансового года;
0 506 20 000 - очередного финансового года
0 507 00 000
"Утвержденный объем
финансового обеспечения"
0 507 10 000 - текущего финансового года;
0 507 20 000 - очередного финансового года
0 508 00 000
"Получено финансового
обеспечения"
0 508 10 000 - текущего финансового года;
0 508 20 000 - очередного финансового года

Аналитический учет операций по санкционированию расходов бюджетов осуществляется учреждениями в журнале по операциям санкционирования на основании первичных (учетных) документов, установленных финансовым органом соответствующего бюджета (учреждением), с отражением указанных операций на счетах санкционирования расходов в соответствии с Инструкциями, предусмотренными для соответствующего типа учреждений (п. 314 Инструкции N 157н):

  1. для получателей бюджетных средств (для казенных учреждений, а также для бюджетных учреждений, в отношении которых не принято решение о выделении субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ) - на основании Инструкции N 162н <3>;
  2. для получателей субсидий :
  • для бюджетных учреждений, в отношении которых принято решение о выделении субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, - согласно Инструкции N 174н <4>;
  • для автономных учреждений - на основании Инструкции N 183н <5>.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Бюджетные ассигнования и ЛБО для главных распорядителей бюджетных средств (далее - главные распорядители) по кодам групп, статей КОСГУ утверждают финансовые органы. Те в свою очередь детализируют их по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ с отражением оборотов по дебету и кредиту счетов 0 503 00 000 и 501 00 000 соответственно.

Причем главные распорядители (распорядители) не вправе распределять бюджетные ассигнования и ЛБО распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей, в соответствии со ст. 158 "Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств" БК РФ. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть отнесены к подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств только одного главного распорядителя. Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и ЛБО только от главного распорядителя (распорядителя), в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ).

Обратите внимание! Изменения показателей по санкционированию расходов бюджетов отражаются в бухгалтерском учете корреспонденциями на соответствующих счетах санкционирования расходов (п. 311 Инструкции N 157н):

  • при утверждении увеличения - со знаком "плюс";
  • при утверждении уменьшения - со знаком "минус".

Согласно п. 312 Инструкции N 157н по завершении текущего финансового года показатели (остатки), сформированные по аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, ЛБО и утвержденных сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года, на следующий год не переносятся (то есть показатели (остатки), сформированные по аналитическим счетам 0 501 10 000 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года", 0 503 10 000 "Бюджетные ассигнования текущего финансового года" и 0 504 10 000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год").

При этом показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода (далее - показатели по санкционированию), подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета:

  • показатели по санкционированию очередного финансового года - на счета санкционирования текущего финансового года;
  • показатели по санкционированию первого года планового периода - на счета санкционирования очередного финансового года;
  • показатели по санкционированию второго года планового периода - на счета санкционирования первого года планового периода.

Обратите внимание! Показатели по санкционированию второго года планового периода на соответствующих аналитических счетах санкционирования расходов бюджета до принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и до утверждения в соответствии с ним главным распорядителям и главным администраторам дефицита бюджета бюджетных ассигнований и ЛБО отражению не подлежат (п. 312 Инструкции N 157н).

Лимиты бюджетных обязательств

Лимит бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (очередном финансовом году, первом и втором годах планового периода) (ст. 6 БК РФ). Доводятся ЛБО по принципу адресности и целевого характера до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). Для учета учреждениями ЛБО Единым планом счетов предусмотрен счет 501 00.

Исходя из сказанного, указанный счет применяется только получателями бюджетных средств (получатели субсидий его не используют). Поэтому для рассмотрения особенностей учета ЛБО обратимся к нормам п. 129 Инструкции N 162н. Так, согласно данному пункту учет ЛБО ведется на следующих аналитических счетах.

Номер счета Наименование счета Кто применяет
0 501 01 000 Доведенные лимиты
бюджетных обязательств

органы
0 501 02 000 Лимиты бюджетных
обязательств
к распределению
Главные распорядители
0 501 03 000 Лимиты бюджетных
обязательств получателей
бюджетных средств

финансовые органы
0 501 04 000 Переданные лимиты
бюджетных обязательств
Главные распорядители
(распорядители), финансовые органы
0 501 05 000 Полученные лимиты
бюджетных обязательств
Распорядители, получатели
органы
0 501 06 000 Лимиты бюджетных
обязательств в пути
0 501 09 000 Утвержденные лимиты
бюджетных обязательств
Финансовые органы

Аналитический учет операций по счетам 0 501 04 000 и 0 501 05 000 ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета к Инструкции N 162н. Напомним, по остальным аналитическим счетам учет осуществляется в журнале по операциям санкционирования.

Корреспонденция счетов бюджетного учета по санкционированию расходов бюджета, осуществляемых главными распорядителями (распорядителями), получателями бюджетных средств, приведена в разд. II Приложения 1 к Инструкции N 162н. Представим ее в таблице.

Содержание операции Дебет Кредит
Главный распорядитель
Суммы ЛБО, доведенные в установленном порядке
финансовыми органами по кодам групп, статей
КОСГУ
1 501 01 000 1 501 02 000

1 501 02 000 1 501 02 000

средств
1 501 02 000 1 501 04 000
Распорядитель
1 501 05 000 1 501 02 000
Детализация показателей утвержденных ему ЛБО
по соответствующим статьям, подстатьям КОСГУ
1 501 02 000 1 501 02 000
Суммы ЛБО, переданные подведомственному
распорядителю и (или) получателю бюджетных
средств
1 501 02 000 1 501 04 000
Получатель
Суммы ЛБО, полученные в установленном порядке 1 501 05 000 1 501 03 000
Детализация показателей доведенных ему ЛБО
по соответствующим статьям, подстатьям КОСГУ
1 501 03 000 1 501 03 000
Суммы ЛБО, доведенные себе как получателю 1 501 02 000 1 501 03 000

Пример 1 . Учреждение здравоохранения - распорядитель бюджетных средств получило от главного распорядителя суммы ЛБО на текущий финансовый год в размере 44 800 тыс. руб., в том числе по статьям КОСГУ:

  • 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" - 7300 тыс. руб.;
  • 220 "Оплата работ, услуг" - 26 800 тыс. руб.;
  • 310 "Увеличение стоимости основных средств" - 6300 тыс. руб.;
  • 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - 4400 тыс. руб.

Из них учреждение здравоохранения передало обособленному подразделению - получателю бюджетных средств суммы ЛБО текущего финансового года в размере 11 900 тыс. руб., в том числе по статьям КОСГУ:

  • 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" - 2200 тыс. руб.;
  • 220 "Оплата работ, услуг" - 8400 тыс. руб.;
  • 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - 1300 тыс. руб.

В целях упрощения примера детализация ЛБО по подстатьям КОСГУ не рассматривается.

В бюджетном учете данные операции будут оформлены следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
тыс. руб.
В учете учреждения здравоохранения
Получены суммы ЛБО текущего
статьям КОСГУ:
44 800

выплаты по оплате труда"
1 501 15 210 1 501 12 210 7 300
- 220 "Оплата работ, услуг" 1 501 15 220 1 501 12 220 26 800

средств"
1 501 15 310 1 501 12 310 6 300
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
1 501 15 340 1 501 12 340 4 400
Переданы суммы ЛБО текущего
финансового года обособленному
подразделению по следующим статьям
КОСГУ:
11 900
- 210 "Оплата труда и начисления на
выплаты по оплате труда"
1 501 12 210 1 501 14 210 2 200
- 220 "Оплата работ, услуг" 1 501 12 220 1 501 14 220 8 400
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
1 501 12 340 1 501 14 340 1 300
Доведены суммы ЛБО текущего
финансового года себе как получателю
по следующим статьям КОСГУ:
32 900
- 210 "Оплата труда и начисления на
выплаты по оплате труда"
(7300 - 2200) тыс. руб.
1 501 12 210 1 501 13 210 5 100
- 220 "Оплата работ, услуг"
(26 800 - 8400) тыс. руб.
1 501 12 220 1 501 13 220 18 400
- 310 "Увеличение стоимости основных
средств"
1 501 12 310 1 501 13 310 6 300
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
(4400 - 1300) тыс. руб.
1 501 12 340 1 501 13 340 3 100
В учете обособленного подразделения
Получены суммы ЛБО текущего
финансового года по следующим
статьям КОСГУ:
11 900
- 210 "Оплата труда и начисления на
выплаты по оплате труда"
1 501 12 210 1 501 13 210 2 200
- 220 "Оплата работ, услуг" 1 501 12 220 1 501 13 220 8 400
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
1 501 12 340 1 501 13 340 1 300

Бюджетные ассигнования

Бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ). К бюджетным ассигнованиям относятся, в частности, ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд (ст. 69 БК РФ).

Доводятся бюджетные ассигнования, как и ЛБО, по принципу адресности и целевого характера до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). Для учета учреждениями бюджетных ассигнований Единым планом счетов предусмотрен счет 503 00.

То есть указанный счет применяется только получателями бюджетных средств. В связи с этим при рассмотрении особенностей учета бюджетных ассигнований воспользуемся нормами п. 142 Инструкции N 162н, в соответствии с которыми для учета бюджетных ассигнований учреждения применяют следующие аналитические счета.

Номер счета Наименование счета Кто применяет
0 503 01 000 Доведенные бюджетные
ассигнования
Главные распорядители, финансовые
органы
0 503 02 000 Бюджетные ассигнования
к распределению
Главные распорядители
(распорядители), финансовые органы
0 503 03 000 Бюджетные ассигнования
получателей бюджетных
средств и
администраторов выплат
Получатели бюджетных средств,
финансовые органы
0 503 04 000 Переданные бюджетные
ассигнования
Главные распорядители
(распорядители), финансовые органы
0 503 05 000 Полученные бюджетные
ассигнования
Распорядители, получатели
бюджетных средств, финансовые
органы
0 503 06 000 Бюджетные ассигнования
в пути
0 503 09 000 Утвержденные бюджетные
ассигнования
Финансовые органы

Аналитический учет операций по счетам 0 503 04 000 и 0 503 05 000 ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета к Инструкции N 162н.

Бухгалтерские проводки по отражению бюджетных ассигнований в учете получателей бюджетных средств предусмотрены разд. II Приложения 1 к Инструкции N 162н. Приведем их в таблице.

Содержание операции Дебет Кредит
Главный распорядитель
Суммы бюджетных ассигнований, доведенные в
установленном порядке финансовыми органами
1 503 01 000 1 503 02 000
Детализация доведенных ему бюджетных
ассигнований по соответствующим статьям,
подстатьям КОСГУ
1 503 02 000 1 503 02 000

получателю бюджетных средств
1 503 02 000 1 503 04 000
Распорядитель

установленном порядке
1 503 05 000 1 503 02 000
Детализация показателей утвержденных ему
статьям, подстатьям КОСГУ
1 503 02 000 1 503 02 000
Суммы бюджетных ассигнований, переданных
подведомственному ему распорядителю и (или)
получателю бюджетных средств
1 503 02 000 1 503 04 000
Получатель
Суммы бюджетных ассигнований, полученные в
установленном порядке
1 503 05 000 1 503 03 000
Детализация показателей доведенных ему
бюджетных ассигнований по соответствующим
статьям, подстатьям КОСГУ
1 503 03 000 1 503 03 000
Главный распорядитель (распорядитель) как получатель
Суммы бюджетных ассигнований, доведенных себе
как получателю
1 503 02 000 1 503 03 000

Принятые обязательства

Бюджетные обязательства - это расходные обязательства учреждения, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Под денежными обязательствами следует понимать обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому и юридическому лицам за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или на основании положений закона, иного правового акта, условий договора или соглашения (ст. 6 БК РФ).

В силу п. 2 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает:

  • принятие бюджетных обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств;
  • санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств.

Показатели принятых обязательств (денежных обязательств) учитываются на счете 502 00. Данный счет применяется как получателями бюджетных средств, так и получателями субсидий. Операции текущего (очередного) финансового года, первого и второго годов планового периода по принятию бюджетных обязательств (денежных обязательств), а также операции по внесению в текущем финансовом году изменений в эти показатели отражаются учреждениями на указанном счете на основании документов, подтверждающих их принятие. Перечень таких документов утверждается в рамках формирования учетной политики (п. 318 Инструкции N 157н).

Например , обязательства (денежные обязательства) могут быть приняты к бухгалтерскому учету на основании:

  • расчетно-платежной ведомости - обязательства по заработной плате перед сотрудниками учреждения (в последний день месяца, за который производится начисление);
  • акта выполненных работ - обязательства по договорам гражданско-правового характера на выполнение работ, оказание услуг (в день подписания);
  • счета-фактуры - обязательства по коммунальным услугам (на дату составления счета-фактуры);
  • договора с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) - обязательства по всем видам хозяйственных операций, за исключением расчетов по заработной плате, расчетов с бюджетом по налогам и платежам, а также по долговременным договорам на оказание коммунальных услуг, услуг связи (на дату подписания договора) и т.п.

Обратите внимание! Принятие в текущем финансовом году обязательств осуществляется с учетом ранее принятых и не исполненных учреждением обязательств (денежных обязательств) (п. 310 Инструкции N 157н).

Для обобщения информации о принятых обязательствах (денежных обязательствах) в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, ЛБО и объемах утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности учреждения используют следующие аналитические счета (п. 139 Инструкции N 162н, п. 163 Инструкции N 174н и п. 189 Инструкции N 183н).

Аналитический учет принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в журнале учета принятых обязательств в разрезе расходов (выплат) , предусмотренных сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (п. 320 Инструкции N 157н).

Учет принятых обязательств (денежных обязательств) получателями бюджетных средств. Бухгалтерские проводки по отражению в учете получателей бюджетных средств принятых бюджетных обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной) финансовый год, а также на первый и второй годы планового периода (с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году) предусмотрены п. п. 140 и 141 Инструкции N 162н. Приведем их в таблице.

Содержание операции Дебет Кредит

обязательств (в пределах утвержденных ему на
соответствующий период ЛБО)
1 501 03 000 1 502 01 000
Суммы принятых получателем бюджетных средств
обязательств по расходам (выплатам), исполнение
которых предусмотрено за счет утвержденных ему
на соответствующий период бюджетных
ассигнований
1 503 03 000 1 502 01 000
Суммы принятых получателем бюджетных средств
обязательств в объеме утвержденных ему сметных
назначений по приносящей доход деятельности
2 506 00 000 2 502 01 000
Суммы принятых получателем бюджетных средств
денежных обязательств в пределах ЛБО, бюджетных
ассигнований и сметных назначений по приносящей
доход деятельности, утвержденных ему на
соответствующий период
0 502 01 000 0 502 02 000

Учет принятых обязательств (денежных обязательств) получателями субсидий. Операции по принятию указанными учреждениями обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной) финансовый год, а также на первый и второй годы планового периода (с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году) предусмотрены п. 167 Инструкции N 174н и п. 193 Инструкции N 183н. Данные операции оформляются следующими бухгалтерскими проводками:

Обратите внимание! Счета 0 502 01 000 и 0 501 02 000 применяются учреждениями всех трех типов по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200 "Расходы", 300 "Поступление нефинансовых активов", 500 "Поступление финансовых активов" и 800 "Уменьшение обязательств" (п. 164 Инструкции N 174н, п. 190 Инструкции N 183н).

Сметные (плановые) назначения

Для учета получателями бюджетных средств и получателями субсидий сумм утвержденных на соответствующий финансовый год сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также сумм внесенных в указанные показатели изменений, утвержденных в установленном порядке в течение текущего финансового года, предназначен счет 504 00. Аналитический учет по данному счету ведется в карточке учета сметных (плановых) назначений в разрезе видов (кодов) доходов (поступлений) и расходов (выбытий) в структуре, утвержденной на соответствующий финансовый год сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения (п. п. 324, 325 Инструкции N 157н).

Получатели бюджетных средств применяют данный счет для учета сумм сметных (плановых) назначений по расходам (внесенных в текущем финансовом году изменений), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности. В бухгалтерском учете эта операция оформляется проводкой (п. 150 Инструкции N 162н):

Дебет счета 2 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения" (по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800)

Кредит счета 2 506 00 000 "Право на принятие обязательств" (по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800).

Получатели субсидий, в отличие от получателей бюджетных средств, учитывают на счете 0 504 00 000 утвержденные сметные (плановые) назначения по доходам и расходам (внесенные в текущем финансовом году изменения) по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ (п. 168 Инструкции N 174н, п. 198 Инструкции N 183н):

  • по дебету - в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800;
  • по кредиту - в разрезе видов доходов по группам 100, 600 и 700.

Операции по учету сметных назначений получателями субсидий оформляются следующими проводками (п. 171 Инструкции N 174н, п. 197 Инструкции N 183н):

<*> В данной проводке получатели субсидий указывают в 18-м разряде номеров счетов код финансового обеспечения в соответствии с экономическим содержанием операции: 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания", 5 "Субсидии на иные цели", 6 "Бюджетные инвестиции" и 7 "Средства по обязательному медицинскому страхованию".

Право на принятие обязательств

Информация об объеме права на принятие учреждением обязательств в пределах утвержденных ему на соответствующий финансовый год сумм сметных (плановых) назначений по приносящей доход деятельности собирается на счете 506 00. Аналитический учет по нему ведется в структуре, предусмотренной сметой либо планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, по аналогии с утвержденными сметными (плановыми) назначениями - в разрезе видов (кодов) доходов (поступлений) и расходов (выбытий) (п. п. 326, 327 Инструкции N 157н).

Согласно п. 151 Инструкции N 162н получатели бюджетных средств по кредиту счета 2 506 00 000 учитывают утвержденные суммы сметных (плановых) назначений по расходам в рамках приносящей доход деятельности (бухгалтерская проводка, которой оформляется данная операция, была приведена ранее при рассмотрении учета сметных (плановых) назначений). Также на этом счете отражаются суммы обязательств, исполнение которых предусмотрено сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, следующей проводкой:

Дебет счета 2 506 00 000 "Право на принятие обязательств"

Кредит счета 2 502 01 000 "Принятые обязательства".

Получатели субсидий оформляют операции по счету 0 506 00 000 следующим образом (п. 174 Инструкции N 174н, п. 200 Инструкции N 183н):

Обратите внимание! Счет 0 506 00 000 применяется учреждениями всех трех типов по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800 (п. 172 Инструкции N 174н, п. 198 Инструкции N 183н).

Финансовое обеспечение получателей субсидий

Суммы сметных назначений по доходам (поступлениям), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности), предусмотренных к поступлению в соответствующем финансовом году, учитываются получателями субсидий по дебету счета 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" (п. 176 Инструкции N 174н, п. 202 Инструкции N 183н). В свою очередь, информация о суммах полученного в текущем финансовом году финансового обеспечения (доходов, поступлений) и суммах возвратов ранее поступившего финансового обеспечения обобщается по дебету счета 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" (п. 179 Инструкции N 174н, п. 205 Инструкции N 183н).

В бухгалтерском учете операции по санкционированию финансового обеспечения отражаются получателями субсидий следующими проводками (п. 177 Инструкции N 174н, п. 203 Инструкции N 183н):

Обратите внимание! Счета 0 507 00 000 и 0 508 00 000 применяются получателями субсидий по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе групп 100 "Доходы", 600 "Выбытие финансовых активов" и 700 "Увеличение обязательств" (п. п. 175 и 178 Инструкции N 174н, п. п. 201 и 204 Инструкции N 183н).

Аналитический учет по указанным счетам ведется в разрезе видов (кодов) доходов (поступлений) в структуре, предусмотренной сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения на соответствующий финансовый год (п. п. 329 и 331 Инструкции N 157н).

Пример 2 . Поликлиника (бюджетное учреждение - получатель субсидий) заключила со строительной организацией договор на осуществление текущего ремонта бытовых помещений здания на сумму 450 тыс. руб. Условиями договора предусмотрен авансовый платеж в размере 20% для приобретения стройматериалов. Ремонт будет проводиться за счет субсидий на . На текущий финансовый год на эти цели планом финансово-хозяйственной деятельности поликлинике предоставлены средства в размере 900 тыс. руб. по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ, которые поступили ей на лицевой счет.

Бухгалтерией поликлиники в рамках санкционирования расходов будут произведены следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
тыс. руб.


по доходам на выполнение
государственного задания <*>
4 507 10 150 4 504 10 150 900
Утверждены сметные (плановые)
назначения на текущий финансовый год
по расходам на выполнение
государственного задания <*>
4 504 10 225 4 506 10 225 900
Поступило на лицевой счет
поликлиники финансовое обеспечение
выполнения государственного задания
<**>
4 508 10 150 4 507 10 150 900
Приняты обязательства по текущему
финансового обеспечения на
выполнение государственного задания
<***>
4 506 10 225 4 502 11 225 450
Приняты денежные обязательства
по авансовому платежу по текущему
ремонту бытовых помещений за счет
финансового обеспечения на
выполнение государственного задания
<***>
(450 тыс. руб. x 20%)
4 502 11 225 4 502 12 225 90
<*> Основание - план финансово-хозяйственной деятельности.
<**> Основание - выписка из лицевого счета.
<***> Основание - заключенный со строительной организацией договор.

После завершения ремонтных работ на основании подписанного обеими сторонами (поликлиникой и строительной организацией) акта выполненных работ бухгалтерией будет произведена проводка по принятию денежных обязательств на сумму 360 тыс. руб. (450 - 90).

К сведению. Рассмотренные в примере 2 операции по санкционированию расходов в бухгалтерском учете автономного учреждения будут оформлены аналогичным образом.

Пример 3 . Психиатрическая больница (казенное учреждение - получатель бюджетных средств) заключила со строительной организацией договор на осуществление текущего ремонта рентгеновского кабинета на сумму 90 тыс. руб. Условиями договора предусмотрен авансовый платеж в размере 30% на приобретение стройматериалов. Ремонт будет проводиться за счет средств от приносящей доход деятельности. Сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год на эти цели (по подстатье 225 КОСГУ) предусмотрены средства в сумме 150 тыс. руб. В силу норм Федерального закона N 83-ФЗ <6> больница в 2011 г. имеет право использовать средства от приносящей доход деятельности на собственные нужды.

<6> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Бухгалтерией психиатрической больницы в рамках санкционирования расходов будут произведены следующие записи:

<*> Основание - смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
<**> Основание - заключенный со сторонней организацией договор.

После завершения ремонтных работ на основании подписанного обеими сторонами (психиатрической больницей и строительной организацией) акта выполненных работ бухгалтерией будет произведена проводка по принятию денежных обязательств на сумму 63 тыс. руб. (150 - 90).

В.Лахматова

Главный редактор журнала

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Бюджетный учет, N 9, 2013
Т.В.Швыткина,
консультант

по бюджетному учету


Все бухгалтеры при подготовке квартального отчета сталкиваются с проблемой, как заполнить форму 0503128 . Что такое бюджетные обязательства? Чем же они отличаются от денежных обязательств? Как и с чем сверить данную форму отчетности? Предлагаю в настоящей статье рассмотреть эти вопросы более подробно.


В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

А согласно пункту 308 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений , утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н (далее - Инструкция N 157н), денежные обязательства - это соответствующая обязанность уже не получателя бюджетных средств, а обязанность учреждения (казенного, бюджетного, автономного) уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения. Можно сделать вывод, что бюджетные и денежные обязательства должны приниматься как участниками бюджетного процесса (казенными учреждениями), так и бюджетными и автономными учреждениями. В первом случае - в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на текущий год, а во втором и третьем случаях - в пределах доведенной субсидии на государственное задание в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности или субсидии на иные цели.

Итак, согласно статье 219 Бюджетного кодекса исполнение бюджета по расходам состоит из нескольких этапов.

На первом этапе учреждения принимают бюджетные обязательства в сумме доведенных до них лимитов (для казенных) или прав на принятие обязательств (для бюджетных и автономных). Именно этот этап соответствует формированию учетных данных по кредиту счета 0 502 01 000 "Принятые обязательства" в корреспонденции со счетом 0 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" (для казенных) или со счетом 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" . Поскольку порядок ведения учета и формирования учетных данных по принятию бюджетных обязательств не раскрывается в Инструкции N 157н , он подлежит самостоятельной разработке учреждением и закреплению в учетной политике.

Основания для принятия бюджетных обязательств

Основаниями для принятия бюджетных обязательств являются заключенный договор (контракт), который должен быть подписан и скреплен печатью обеими сторонами, расчеты с подотчетными лицами - на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету, начисление заработной платы и социальных взносов за определенный период (месяц).

Какие документы подтверждают данный факт?

Данный факт подтверждается следующими документами: заключенный договор, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы, авансовый отчет, ведомость начисленной заработной платы.



На основании указанных документов происходит факт принятия бюджетных обязательств и оформляется бухгалтерская запись:

- датой договора на полную стоимость по договору;



- датой принятия к учету авансового отчета (необходима корректировка с учетом выданного аванса);



На следующем этапе исполнения бюджета по расходам происходит подтверждение принятых денежных обязательств. Согласно пункту 4 статьи 219 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств (учреждение) подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами. Именно данный этап соответствует формированию в бухгалтерском учете информации по счету 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства" .

Основания для принятия денежных обязательств

Основаниями для принятия денежных обязательств являются оплата аванса поставщику, акт выполненных работ (услуг), товарная накладная, подтверждающая факт получения товара, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы, авансовый отчет, начисление заработной платы за определенный период (месяц).

Когда необходимо в учете отражать данную операцию?

На основании указанных документов необходимо принять денежные обязательства и оформить бухгалтерскую запись:

- датой подписанных акта выполненных работ (услуг), товарной накладной; датой выписки органа казначейства, где перечислен аванс поставщикам;

- одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;

- одновременно с принятием к учету авансового отчета (корректировка на сумму выданного аванса);

- последним числом месяца, за который начислена заработная плата.

Рассмотрим на примерах принятие бюджетных и денежных обязательств.

ПРИМЕР 1.

Финансовая деятельность бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности, который утверждается учредителем.

Для обобщения информации о ходе исполнения бюджетным учреждением утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности сметных (плановых) назначений, в том числе по принятию и (или) исполнению принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год, применяются счета разд. 5 "Санкционирование расходов" (п. 161 Инструкции N 174н)

Для учета принятых бюджетным учреждением обязательств (денежных обязательств) используются следующие термины и понятия (п.308 Инструкции 157н):

  • обязательства учреждения - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного учреждения, автономного учреждения предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения;
  • денежные обязательства - обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Согласно абз. 2 п. 318 Инструкции N 157н учет принятых обязательств и денежных обязательств бюджетным учреждением осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие.

Перечень документов, подтверждающих принятие обязательств (денежных обязательств) и момент их принятия устанавливается учреждением в Учетной политике.

Счета, используемые для учета принятых бюджетным учреждением обязательств

Учет показателей по принятию обязательств (денежных обязательств) бюджетным учреждением ведется: 1. на счете 0 502 01 000 "Принятые обязательства", который предназначен для обобщения информации принятых обязательствах на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год. На указанном счете отражаются т (п. 311 Инструкции N 157н). акже суммы внесенных изменений в принятые обязательства
2. на счете 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства", который предназначен для обобщения информации о принятых денежных обязательствах на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год. На указанном счете отражаются также суммы внесенных изменений в принятые денежные обязательства (п. 311 Инструкции N 157н).

Операции на этих счетах группируются в разрезе кодов КОСГУ, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности.

Аналитический учет принятых бюджетным учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в журнале регистрации обязательств (ф. 0504064). В журнале указываются наименование, номер и дата документа-основания для принятия обязательств, номер счета бухгалтерского учета и сумма, дата постановки обязательства на учет и дата снятия с бухгалтерского учета.

По окончании текущего финансового года при наличии неисполненных обязательств в следующем финансовом году они должны быть приняты к учету на очередной финансовый год в объеме, запланированном к исполнению. Перенос показателей осуществляется в первый рабочий день текущего года на основании справки ф. 0504833.

Согласно п. 167 Инструкции N 174н принятие обязательств бюджетным учреждением отражается следующей корреспонденцией счетов:

Принятые обязательства бюджетного учреждения

В показатели принятых бюджетных обязательств бюджетного учреждения включаются:

  • обязательства по контрактам (договорам), которые приняты в прошлые годы и не исполненны по состоянию на начало текущего финансового года, и подлежат исполнению в текущем финансовом году;
  • обязательства по выплате заработной платы работникам;
  • обязательства по выплате работникам иных выплат в соответствии с трудовыми договорами и законодательством РФ, которые предусмотренны к исполнению в текущем финансовом году;
  • обязательства по уплате обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (налогов, пошлин, взносов, сборов и иных выплат), которые предусмотренны к исполнению в текущем финансовом году;
  • обязательства по возмещению вреда, причиненного учреждением при осуществлении им хозяйственной деятельности, по иным выплатам, которые вступили в законную силу по решению суда, и предусмотренны к исполнению в текущем финансовом году;
  • иные расходные обязательства.

Основаниями для принятия бюджетным учреждением обязательств являются:

  • заключенный договор (контракт), который должен быть подписан и скреплен печатью обеими сторонами;
  • по расчетам с подотчетными лицами - утвержденные руководителем учреждения письменные заявления подотчетных лиц с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету;
  • начисление заработной платы и социальных взносов за определенный период (месяц).

Принятие обязательств бюджетным учреждением подтверждается следующими документами: заключенным договором, расходным кассовым ордером на выдачу подотчетной суммы, авансовым отчетом, ведомостью начисленной заработной платы.

На основании указанных документов оформляется бухгалтерская запись по принятию обязательств:

  • датой договора на полную стоимость по договору;
  • одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;
  • датой принятия к учету авансового отчета;
  • последним числом месяца, за который начислена заработная плата.

Принятые бюджетным учреждением денежных обязательств

Принятые бюджетным учреждением денежные обязательства отражаются, когда по условиям договора или в соответствии с законами, иными нормативными актами у учреждения возникла обязанность уплатить денежные средства по принятым обязательствам.

В показатели принятых денежных обязательств включаются:
1) в части расчетов с контрагентами в разрезе получателей авансовых платежей (контрагенты):
а) на основании данных счетов а 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" (разница дебетовых оборотов, отражающих получение контрагентами денежных средств, и кредитовых оборотов, отражающих возвраты выданных в текущем периоде авансовых платежей и (или) зачеты авансовых платежей в оплату начисленных (принятых) в текущем периоде обязательств) - предоставленные в текущем периоде авансовые платежи по принятым обязательствам за минусом произведенных возвратов указанных авансовых платежей. Остатки выданных авансовых платежей, числящиеся на начало текущего периода по счетам 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", а также кредитовые обороты, которые изменяют указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включаются;
б) на основании кредитовых оборотов счетов 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам" - начисленные денежные обязательства,котроые подлежат исполнению в текущем финансовом году. Кредитовые и дебетовые обороты, которые отражают увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по принятым денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включаются;
в) на основании дебетовых оборотов 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", 0 304 02 000 "Расчеты с депонентами", 0 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда" - принятые денежные обязательства прошлых лет, исполненные в текущем периоде;
2) в части расчетов с подотчетными лицами в разрезе подотчетных лиц:
а) на основании дебетовых оборотов по счетам 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" за минусом кредитовых оборотов по счетам 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" - полученные подотчетными лицами денежные средства за минусом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей;
б) на основании дебетовых оборотов по счетам 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" - полученные в текущем периоде подотчетными лицами денежные средства в возмещение перерасходов прошлых лет.
Остатки выданных авансовых платежей подотчетным лицам, которые числятся на начало отчетного года по счетам 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", а также кредитовые обороты, которые изменяют указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств текущего периода не включаются;
в) в части расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ на основании аналитических данных в разрезе платежей в бюджеты бюджетной системы РФ:
- на основании кредитовых оборотов счетов 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" (0 303 02 730 - 0 303 13 730) - начисленные в текущем периоде платежи (налоги, пошлины, сборы, взносы и иные обязательные платежи);
- на основании дебетовых оборотов счетов 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" (0 303 02 830 - 0 303 13 830) - обязательства по уплате платежей прошлых лет, которые числятся на начало текущего года и исполненные в текущем периоде.
Показатели расчетов по излишне уплаченным платеж, которые числятся на начало текущего периода по счетам 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты", а также кредитовые обороты, которые изменяют указанные расчеты, в принятых денежных обязательствах текущего периода не учитываются.
Документами-основаниями для принятия бюджетным учреждением денежных обязательств являются:
- оплата аванса поставщику;
- акт выполненных работ (услуг);
- товарная накладная, подтверждающая факт получения товара;
- расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных сумм;
- авансовый отчет;
- начисление заработной платы за определенный период (месяц).
На основании указанных документов оформляется бухгалтерскую запись по принятию денежных обязательств:
- датой подписанных акта выполненных работ (услуг), товарной накладной; датой перечисленного аванса поставщикам;
- одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;
- одновременно с принятием к учету авансового отчета;
- последним числом месяца, за который начислена заработная плата.

Пример отражения операций по принятию обязательств (денежных обязательств)

Бюджетному учреждению выделена целевая субсидия для проведения капитального ремонта здания в сумме 940 000 руб. Эта сумма поступила на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК. Согласно условиям заключенного с подрядчиком договора ему должен быть перечислен аванс в размере 282 000 руб. (30%). По окончании работ подписан акт выполненных работ, после чего учреждением была перечислена оставшаяся сумма.

В бухгалтерском учете эти операции отразятся следующим образом.

Статья актуальна на май 2015 года.

Наталья Смолина

Эксперт-методолог отдела контроля качества услуг и методологии

Напомним, что, согласно статье 219 Бюджетного кодекса РФ, исполнение бюджета по расходам состоит из нескольких этапов.

На первом этапе получатели бюджетных средств принимают бюджетные обязательства в сумме доведенных до них лимитов. Именно этот этап соответствует формированию учетных данных по кредиту счета 1 50201 000 "Принятые обязательства" в корреспонденции со счетом 1 50103 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств". Поскольку порядок ведения учета и формирования учетных данных по принятию бюджетных обязательств не раскрывается в Инструкции от 01.12.2010 № 157н, то он подлежит самостоятельной разработке получателем бюджетных средств и закреплению в учетной политике учреждения.

На следующем этапе исполнения бюджета по расходам происходит подтверждение принятых денежных обязательств. Согласно п. 4 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами. Именно данный этап соответствует формированию в бухгалтерском учете информации по счету 0 50202 000 "Принятые денежные обязательства" .

Понятие обязательств, как бюджетных, так и денежных, закреплено в статье 6 БК РФ, действие которого с 2011 года распространяется только на казенные учреждения. При этом аналогичные положениям Бюджетного кодекса РФ определения обязательств даются в пункте 308 Инструкции № 157н.

Так, согласно статье 6 БК РФ денежные обязательства - это обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

А согласно пункту 308 Инструкции № 157н денежные обязательства - это соответствующая обязанность уже не получателя бюджетных средств, а учреждения. При этом отметим, что бюджетные и автономные учреждения, не являясь участниками бюджетного процесса, не обладают какими-либо бюджетными полномочиями.

Отметим еще один важный, на наш взгляд, момент. Согласно пункту 1 Инструкции № 157н устанавливаются обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов. При этом информация, отражаемая на счетах 5-го раздела Единого плана счетов, никоим образом не влияет на изменение активов и обязательств, в связи с чем указанные счета не являются балансирующими. Такой особый и неопределенный "статус" 500-х счетов порождает немало вопросов не только при ведении бухгалтерского учета, но и при составлении форм отчетности.

Следовательно, порядок применения в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений соответствующих счетов по учету денежных обязательств требует дополнительных уточнений и разъяснений как со стороны разработчика Инструкции, так и в учетной политике учреждений.

Обязательства бюджетные, денежные и расчеты по ним

Как уже было отмечено выше, денежные обязательства учреждения перед бюджетом, физическими или юридическими лицами возникают на основании договоров, соглашений или исходя из условий гражданско-правовой сделки. Однако в отличие от бюджетных обязательств (то есть планируемых, ожидаемых расходов) денежное обязательство возникает в результате наступления условий, требующих выполнения от учреждения принятых на себя обязательств.

ПРИМЕР 1

Муниципальное казенное учреждение "Сельская библиотека" 28 февраля 2011 года заключило договор на проведение капитального ремонта подсобного помещения с ООО "Прораб" на сумму 75 000 руб. Согласно условиям договора учреждение обязуется в течение 10 рабочих дней после его подписания перечислить поставщику аванс в размере 30% от суммы договора, то есть 22 500 руб. При этом окончательный расчет за выполненные работы, согласно условиям договора, может быть произведен не позднее 5 рабочих дней после приемки работ.

10 марта 2011 года учреждение перечислило аванс в размере 22 500 руб. ООО "Прораб".

30 марта 2011 года учреждением был подписан акт выполненных работ, а 4 апреля 2011 года ООО "Прораб" были перечислены денежные средства в окончательный расчет в сумме 52 500 руб.

В бухгалтерском учете муниципального казенного учреждения "Сельская библиотека" хозяйственные операции по подписанию договора с поставщиком и выполнению договорных условий были отражены следующим образом:

28 февраля 2011 года приняты учреждением бюджетные обязательства текущего финансового года согласно заключенному с ООО "Прораб" договору на сумму 75 000 руб.:

Дебет КРБ 1 50113 225 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по работам, услугам по содержанию имущества"

Кредит КРБ 1 50211 225 "Принятые обязательства текущего финансового года по работам, услугам по содержанию имущества".

10 марта 2011 года приняты учреждением денежные обязательства текущего финансового года по уплате аванса ООО "Прораб" согласно условию заключенного договора на сумму 22 500 руб.:

30 марта 2011 года приняты учреждением денежные обязательства текущего финансового года по окончательному расчету с ООО "Прораб" согласно акту выполненных работ на сумму 52 500 руб.:

Дебет КРБ 1 50211 225 "Принятые обязательства текущего финансового года по работам, услугам по содержанию имущества"

Кредит КРБ 1 50212 225 "Принятые денежные обязательства текущего финансового года по работам, услугам по содержанию имущества".

Денежные обязательства возникают в результате принятия учреждением бюджетных обязательств, поэтому в бухгалтерском учете, как правило, хронологически сначала отражаются операции с бюджетными обязательствами, а затем операции с денежными обязательствами.

Положения локальных актов, принятых в учреждении, могут влиять на порядок возникновения денежных обязательств учреждения. И это тот редкий случай, когда денежное обязательство может быть принято раньше бюджетного. Но такой порядок должен быть предусмотрен учетной политикой учреждения.

ПРИМЕР 2

Согласно коллективному договору, действующему в муниципальном казенном учреждении "Сельская библиотека", заработная плата работникам выплачивается два раза в месяц: аванс за первую половину месяца - каждое 20-е число текущего месяца, заработная плата за вторую половину месяца (окончательный расчет) - не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным.

21 марта 2011 года работникам учреждения был выплачен аванс за первую половину месяца на общую сумму 37 860 руб.

31 марта 2011 года учреждением начислена заработная плата за март в размере 83 200 руб., а 5 апреля выплачена заработная плата за вторую половину месяца.

В бухгалтерском учете были сделаны такие записи:

21 марта 2011 года приняты учреждением денежные обязательства по выплате заработной платы (аванса за 1-ю половину месяца) на сумму 37 860 руб.:

Кредит КРБ 1 50212 211 "Принятые денежные обязательства текущего финансового года по заработной плате";

а) приняты учреждением бюджетные обязательства текущего финансового года по заработной плате за март на сумму 83 200 руб.:

Дебет КРБ 1 50113 211 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по заработной плате"

Кредит КРБ 1 50211 211 "Принятые обязательства текущего финансового года по заработной плате";

б) приняты учреждением денежные обязательства по выплате заработной платы на сумму 45 340 руб.:

Дебет КРБ 1 50211 211 "Принятые обязательства текущего финансового года по заработной плате"

Кредит КРБ 1 50212 211 "Принятые денежные обязательства текущего финансового года по заработной плате".

Однако чаще всего возникновение денежного обязательства совпадает с принятием учреждением соответствующего бюджетного обязательства. Правда, еще раз отметим, что различия в порядке принятия к бухгалтерскому учету бюджетных и денежных обязательств, прежде всего, зависят от принятой в учреждении учетной политики.

Завершающий этап исполнения бюджета

На следующем этапе исполнения бюджета по расходам учреждение предъявляет платежные и иные документы в Казначейство или финансовый орган либо в банк. Далее, согласно п. 5 ст. 219 БК РФ, производится оплата денежных обязательств в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов или ассигнований.

Отметим, что денежное обязательство не может быть исполнено без соответствующей разрешительной надписи (акцепта) соответствующего финансового органа. Нанесение такой разрешительной надписи называется санкционированием расходов и в учете учреждений не отражается.

Факт исполнения денежных обязательств, как правило, подтверждается платежными документами, на основании которых было произведено списание денежных средств со счета бюджета в пользу физических или юридических лиц.

Следуя логике статьи 219 БК РФ, становится очевидным, что операции, отражаемые на таких счетах Единого плана счетов, как 20600 "Расчеты по выданным авансам", 20800 "Расчеты с подотчетными лицами", 30200 "Расчеты по принятым обязательствам", 30300 "Расчеты по платежам в бюджет" в корреспонденции с кредитом счетов 20100 "Денежные средства учреждения", 30405 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом", как раз и свидетельствуют об исполнении денежных обязательств.

И на этом отражение в бухгалтерском учете этапов исполнения бюджета по расходам прекращается.

Отражение операций в учете

Как самостоятельный объект учета денежные обязательства в учете государственных (муниципальных) учреждений независимо от типа возникли только с 1 января 2011 года. Поэтому у бухгалтеров еще не накопился опыт ведения учета денежных обязательств на практике.

И если порядок ведения учета бюджетных обязательств относительно прост, поскольку принятие такого обязательства подтверждается документом-основанием (договор, извещение о закупках, контракт и т. п.), нетрудно установить и момент отражения таких операций в учете. Однако с отражением в учете денежных обязательств все обстоит несколько сложнее.

Прежде всего, бухгалтеру придется найти ответы надва ключевых вопроса:

Как уже отмечалось выше, необходимость принятия денежных обязательств чаще всего возникает в результате наступления соответствующих условий договоров с поставщиками (подрядчиками) или на основании локальных актов. Однако особенностью принятия денежного обязательства является именно наступление (возникновение) определенного условия, которое не связано с изменением активов или расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Представляется, что порядок ведения учета денежных обязательств, прежде всего, будет зависеть от того, какую информацию бухгалтер и руководитель учреждения хотят получить.

Очевидно, что учет операций, отражаемых на 500-х счетах Единого плана счетов, позволяет получать оперативную информацию о ходе исполнения бюджета по расходам в данном учреждении в целом. А ведение учета с учетом соответствующих кодов бюджетной классификации позволяет получать сведения об исполнении бюджета по расходам в разрезе разделов (подразделов), целевых статей, программ вплоть до КОСГУ.

Обратите внимание, что сумма оборотов по кредиту счета 50201 "Принятые обязательства" отражает объем принятых бюджетных обязательств или, другими словами, объем заключенных учреждением договоров. На соответствующую отчетную дату учреждение как бы "резервирует", планирует произвести расходы в пределах доведенных лимитов.

В то же время сумма оборотов по кредиту счета 50202 "Принятые денежные обязательства" характеризует объем отраженных в бухгалтерском учете учреждения своих денежных обязательств перед контрагентами (поставщиками, подрядчиками, работниками). Или, другими словами, обороты по кредиту счета 50202 соответствуют объему денежных средств, которое учреждение готово оплатить за счет средств бюджета на соответствующую отчетную дату.

Таким образом, разница между кредитовыми оборотами по счетам 50201 и 50202 , соответствующая кредитовому сальдо по счету 50201, свидетельствует о том, какая сумма должна быть оплачена из бюджета для исполнения договоров, контрактов и других обязательств, принятых учреждением на соответствующую отчетную дату.

В то же время кредитовое сальдо по счету 50103 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" соответствует "невостребованному" объему лимитов, под которые учреждением еще не заключены договоры и не приняты обязательства перед юридическими и физическими лицами.

Отметим также, что соотношение кредитовых оборотов по соответствующему КОСГУ аналитических счетов по счету 50202 и аналитических счетов по счетам 20100 и 30405 позволит получить информацию о суммах ожидающих исполнения принятых денежных обязательств и уже исполненных денежных обязательств.

Имея указанную аналитическую информацию об исполнении бюджета по расходам, руководитель учреждения, бухгалтер и другие заинтересованные лица могут контролировать порядок принятия решений на определенных этапах хозяйственной деятельности учреждения.

Напомним, что Инструкция № 157н не содержит жестких установок по порядку отражения в учете операций по принятию денежных обязательств. Поэтому учреждению необходимо самостоятельно разработать такой порядок. При этом очевидно, что порядок отражения денежных обязательств следует увязать с принятым в учреждении порядком учета бюджетных обязательств. Такая "увязка" между учетом бюджетных и денежных обязательств необходима для получения объективной и корректной информации об исполнении бюджета.

Например, если учетной политикой учреждения принято отражать бюджетные обязательства в момент подписания договора, то денежные обязательства по расчетам с поставщиком (подрядчиком) целесообразно принимать к учету согласно условиям договора об уплате аванса и окончательного расчета, но не позднее даты перечисления средств.

Другой пример - если учетной политикой учреждения бюджетные обязательства принимаются в момент образования кредиторской задолженности (например, при расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, взносам и иным платежам), то денежные обязательства могут отражаться в учете также в момент образования кредиторской задолженности (то есть одновременно с принятием бюджетных обязательств) либо на дату уплаты соответствующих сумм в бюджет.

Учетный документ-основание

Согласно пункту 318 Инструкции № 157н бухгалтерский учет как принятых обязательств, так и денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики.

Как уже отмечалось в предыдущей статье, основанием для принятия бюджетных обязательств является договор либо извещение о размещении заказа или иной первичный учетный документ.

Особенностью отражения в учете денежных обязательств является то, что они принимаются в развитие уже принятых бюджетных обязательств и фиксируют лишь наступление условия о частичной (например, о выплате аванса) или полной готовности учреждения исполнить свои обязательства по перечислению денежных средств.

На наш взгляд, нецелесообразно для осуществления проводок по принятию денежных обязательств еще раз использовать договоры (копии договоров) или иные документы. Для отражения в регистрах учета рекомендуем использовать Справку (ф. 0504833).

Напомним, что в соответствии с Инструкцией от 15.12.2010 № 173н Справка (ф. 0504833) предназначена для отражения учреждением операций, совершаемых в ходе ведения хозяйственной деятельности, не требующих документов от плательщиков, субъектов учета. На основании Справки (ф. 0504833) производятся записи в соответствующий Журнал по санкционированию (ф. 0504071) по учету принимаемых денежных обязательств <2>. В соответствии с пунктом 319 Инструкции № 157н учет принимаемых обязательств ведется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.

--------------------

<2> Очевидно, ошибочно в пункте 319 Инструкции № 157н Журнал по санкционированию (см. п. 11) называется Журналом учета принятых обязательств.

Корректировка принятых бюджетных обязательств

При выполнении договорных обязательств принятые бюджетные обязательства должны быть скорректированы с учетом фактически выполненных работ (услуг), поставленной продукции и т. д.

ПРИМЕР 3

25 января 2011 года муниципальному казенному учреждению "Сельская библиотека" были выделены годовые лимиты бюджетных обязательств на подстатью 223 КОСГУ "Коммунальные услуги" в размере 30 000 руб.

28 января 2011 года руководитель учреждения подписал договор с поставщиком на оказание коммунальных услуг по теплоснабжению на сумму 28 000 руб.

Однако сумма фактически оказанных учреждению услуг за 2011 год, согласно актам приема-передачи, составила 26 370 руб.

В конце отчетного периода (в декабре 2011 г.) бухгалтером делается исправительная проводка на уменьшение суммы принятых бюджетных обязательств по данному договору:

уменьшены бюджетные обязательства в соответствии с фактическим объемом оказанных услуг на 1 630 руб. (28 000 руб. - 26 370 руб.) (сторно):

Если же сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило получение услуг актами приема-передачи или другими документами, то необходимо доначислить сумму бюджетных обязательств по данному договору. Однако это возможно только в случае, если лимиты бюджетных обязательств по соответствующей подстатье КОСГУ не выбраны полностью. Заметим, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов не допускается.

В рассмотренных условиях перед руководством учреждения встает вопрос о необходимости реорганизации работы по учету использования лимитов бюджетных обязательств и принятия бюджетных обязательств.

ШИХОВ А.Ю.,
редактор-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

Бухгалтерский учет на основе Единого плана счетов в государственных и муниципальных учреждениях независимо от их типа в целом не имеет принципиальных различий. Однако в Едином плане счетов есть ряд счетов, которые применяются только учреждениями соответствующего типа. Особое значение при этом отводится 500-м счетам, которые предназначены для контроля за исполнением учреждениями утвержденных им планов.

История вопроса

Группа 500-х счетов в Едином плане счетов, утвержденном в составе Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее - Инструкция № 157н), представлена в разделе 5 "Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта".
Понятие "санкционирование расходов" в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений появилось еще в 2005 году в связи с принятием приказа Минфина России от 26.08.2004 № 70н, утвердившего Инструкцию по бюджетному учету. При этом наиболее существенные изменения в учет санкционирования расходов внесены Инструкцией № 157н, а именно:
- существенно изменилась структура соответствующего раздела Плана счетов;
- введены новые счета;
- несколько изменилось предназначение отдельных ранее используемых счетов.
Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ государственные и муниципальные учреждения, получившие статус бюджетного и автономного учреждения, были выведены из бюджетного процесса. В связи с этим применение счетов раздела 5 "Санкционирование расходов" на "равных правах" с казенными учреждениями стало невозможным, а необходимость контроля за исполнением бюджетными и автономными учреждениями своих обязательств по реализации полномочий соответствующих органов исполнительной власти осталась.
С учетом накопленного практического опыта на страницах нашего журнала наиболее подробно были разобраны операции по санкционированию расходов в учреждениях - получателях бюджетных средств <1>. При этом казенные учреждения могут практически в полном объеме применять опыт отражения таких операций в бюджетном учете уже в рамках Инструкции № 157н и Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н).
<1> См. статьи Г.А. Селезневой в журнале "Советник бухгалтера бюджетной сферы" № 8 за 2008 год, А.Ю. Шихова в журнале "Советник бухгалтера бюджетной сферы" № 3 за 2011 год.

Однако за последние восемь лет многие вопросы ведения бухгалтерского учета на счетах санкционирования расходов так и остались неурегулированными. Поэтому необходимость сбора и учета информации об осуществлении соответствующих хозяйственных операций на 500-х счетах бухгалтерам государственных (муниципальных) учреждений - особенно бюджетных и автономных - по-прежнему представляется излишней и неактуальной. Тем более что применение на практике полученных на рассматриваемых счетах сведений остается невостребованным не только самими бухгалтерами и руководителями учреждений, но и другими пользователями отчетности, в частности главными распорядителями бюджетных средств.
В то же время отсутствие четкой позиции Минфина России по порядку отражения операций на 500-х счетах привело к появлению среди бухгалтеров и экспертов различных точек зрения по данному вопросу. Поскольку отражение операций на этих счетах нормативно на федеральном уровне не раскрыто, то каждый главный распорядитель бюджетных средств, учредитель или главный бухгалтер учреждения вынужден были самостоятельно регулировать отражение операций на 500-х счетах, издавая ведомственные или локальные акты.
Тем не менее вопросы по применению 500-х счетов обозначаются все острее, поэтому мы предлагаем вниманию читателей свое решение проблем.

Объект учета

Напомним, что порядок исполнения бюджета по расходам, закрепленный в статье 219 Бюджетного кодекса РФ, в целом соответствует порядку бюджетного учета обязательств получателями бюджетных средств согласно