Self процесс. Жан-мари робин

Функция "Оно" является функцией, в наибольшей степени касающейся проявления потребности: потребностей, желаний, импульсов, аппетитов, неоконченных ситуаций. Это в основном единственная функция, проявляющаяся в теле ежеминутно, и проявляется она через ощущения, хотя и не только. В модусе "Оно" я не чувствую себя ответственным за то, что со мной происходит. Это происходит со мной; да, я хочу есть, я хочу пить, это так. Я тот, кто делает, но я не чувствую себя ответственным за это.

Функция "Личность", напротив, более стабильна, так как в нее внесены, записаны индивидуальная история, прожитый опыт... Именно благодаря функции "Личность" я способен ответить на вопрос: "Кто ты?" Это то, что я знаю о себе, то, что я думаю о том, каковым я являюсь (Это не значит, что я такой и есть! Это только то, что я думаю о своей сущности, как я представляю свой опыт). Функция "Личность" выражает представление, не всегда осознанное, которое я имею о себе самом. Именно здесь фиксируется опыт в своем возможном словесном выражении.

Обе эти функции одновременно или по отдельности будут вступать в контакт с окружающим миром через функцию "Эго", которая будет совершать идентификации и отвержения. Эти выборы будут выражать, экстериоризировать, приводить в действие функцию "Личность" или функцию "Оно". Если, например, через функцию "Оно" я определяю какую-то необходимость, через функцию "Эго" я буду входить в контакт с окружающим миром, делать выбор, говоря: "Это меня интересует, это меня не интересует".

Иногда происходит некоторое соревнование между двумя функциями; между функцией "Оно" и функцией "Личность". Я приведу вам один пример. Я люблю вспоминать этот пример, потому что встретился с ним в самом начале своей карьеры и потому, что он показателен по своей банальности. Это происходило в одной терапевтической группе. Женщина лет 40 - 45 с первого момента встречи с группой сказала: "Я боюсь мужчин", а потом группа перешла к чему-то другому. В некотором отношении можно сказать, что "я - некто, кто боится мужчин" выражает функцию "Личность" этой женщины.

На следующий день, во второй день занятий группы, получилось так, что в какой-то момент мне совершенно случайно довелось сесть недалеко от нее. И тогда она громко восклицает: "О, я боюсь, я боюсь, я боюсь...". После некоторого удивления с моей стороны я ее спрашиваю: "Если хотите, попробуйте не спеша прочувствовать, что происходит в вашем теле. Что вы сейчас чувствуете?". Тогда она начинает описывать мне некоторые ощущения: "Вот у меня влажные руки, мое дыхание вот такое, я чувствую напряжение в той, в другой части тела". Потом она вдруг прекращает свое описание и говорит мне; "Но то, что я вам рассказываю не имеет ничего общего со страхом!". Я пожимаю плечами: "Я не знаю ничего об этом". Я поддерживаю ее, и она мне говорит: "Да нет, это никак не связано со страхом".


Постепенно она начинает осознавать, что вот уже в течение 45 лет она живет с таким вот представлением о самой себе: "Я та, которая боится мужчин", не обращая внимания на то, что на самом деле происходило с ней, что заключалось в "оно" текущего момента. Актуальное "оно" могло привести ее совсем в другую сторону. С течением времени в ходе своей работы она смогла обнаружить, что этот момент ее опыта состоял гораздо больше из интереса, возбуждения, чем из страха, но что она жила с этой совершенно честной мыслью относительно себя, что она испытывает страх. С таким представлением, что ей было делать в повседневной жизни? Она могла налаживать контакты с людьми, только подчиняясь этому представлению, доказывая самой себе, что если она боится мужчин, то она имеет на это все основания. Эти контакты происходили плохо, она в какой-то степени создавала условия, подтверждающие ее представление о самой себе.

"Self" через функцию "Эго" или то, что ее заменяет, будет развивать, использовать информацию, которая к ней поступает от функции "Личность", в данном случае неправильную, и сделает плохой выбор и плохое отвержение; эта женщина действует согласно этому зафиксированному гештальту, согласно которому "Я та, кто...".

Некоторые нарушения функции "Личность" могут быть очень тонкими. Если я, например, являюсь отцом семейства (это составляет часть моей идентичности, но осуществляется в определенном контексте), в отношении какого-то пациента или друга речь не может идти о том, чтобы я вел себя как отец семейства. Если же в этом другом контексте я веду себя как отец семейства, я проявляю нарушение функции "Личность", потому что я не пользуюсь функцией своей идентичности, которая адекватна ситуации, т.к. эта функция соответствовала бы другой ситуации - когда я нахожусь со своими детьми.

Точно также, если я веду себя как психотерапевт со своими детьми, это тоже является нарушением функции "Личность", потому что дети ожидают от меня того же, что определяется ситуацией: чтобы я вел себя как отец, а не психотерапевт, т.е. чтобы через функцию "Эго" я осуществил надлежащий выбор.

Различные нарушения "self" Функция "Личность"

Эта функция может быть нарушена в том смысле, что человек может иметь представления о своем опыте, которые не соответствуют реальности этого опыта. Это то, что называют нарушением функции "Личность". Если я думаю о себе, что я - писатель, например, и представляюсь вам как романист, вы вправе будете мне сказать; "Ах, да! Так какие же произведения вы написали?" - "О, к настоящему моменту я ничего не написал, но это входит в мои планы: у меня действительно есть намерения посвятить себя роману". Это - нарушение функции "Личность", так как в данный момент я не романист.

Я провел свое детство в уверенности, что я - ноль в математике (функция "Личность") до того дня, когда перед экзаменом на бакалавра я сказал себе, что, может быть, было бы хорошо употребить все козыри в моей игре; не заняться ли мне все же математикой и посмотреть, что это может дать, так как я регулярно оказываюсь в тупике по этому предмету! Я тогда понял, что это было вполне возможно и что в течение 15-16 лет я жил с мыслью, что я - ничто в математике. Мне это было передано, это было частью моего семейного наследства: из поколения в поколение "быть нулем в математике" и объявлять себя "склонным к гуманитарным наукам". Эта верность семейным традициям представляет собой нарушение функции "Личность". Каждое нарушение функции "Личность" будет вторгаться в выбор, который мы будем осуществлять посредством функции "Эго".

Невроз в некотором роде будет проявляться через нарушение функции "Личность", через искажение представления о том, кто я. Ребенок, о котором упоминалось выше, испытывающий страх перед угрозами своего отца, создал в своей функции "Личность" представление о самом себе, согласно которому, "Я боюсь взрослого и взрослый мне угрожает". Он будет делать выбор, который выявит это нарушение функции "Личность": он не обязательно тот, кто боится, но он приобрел эту привычку. При неврозе будут встречаться нарушения функции "Личность", которые будут мешать полному функционированию в модусе "Эго".

Функция "Оно"

Эта функция будет характерным образом нарушена при психозе. При неврозе мы можем потерять осознание нашего актуального "оно": нашего желания, потребности, аппетита, но мы не теряем желания и аппетита; мы можем потерять осознание голода, но мы не теряем голода, тогда как психотик может потерять ощущение холода, например, выйти легко одетым в 15 градусов мороза. Он потерял ощущение холода, потребность, "оно" данной ситуации.

Эти обе функции, функция "Оно" и функция "Личность", могут быть нарушены. Что произойдет, если эти обе функции или одна из них окажутся нарушены, учитывая, что эти две функции должны участвовать в контакте с внешним миром через функцию "Эго"? Как может действовать функция "Эго", если ее "источники информации" нарушены? Функция "Эго" будет потеряна. "Потеряна" означает, что человек делает что-то похожее на выбор, но что в действительности не является выбором, т.к. человек не может не поступать таким образом. Человек что-то делает, но он не смог бы сделать иначе, он, очевидно, потерял свою свободу, потому что не может принять во внимание свою историю, то, что он о себе знает и т.д.

Прошлое возвращается в настоящее. Ответ устарел, он был успешен в своем контексте, возможно, был хорош еще один раз, но он уже не относится к настоящему и теперь ответ является промахом, в собственном смысле этого слова, т.е. он неправильно адресован.

Работа психотерапевта в этом случае будет состоять в том, чтобы помочь пациенту восстановить способность к выбору, так как именно при помощи этой способности он сможет вновь осуществлять творческое приспособление.

Итак, рассмотрим немного подробнее функцию "Эго", одну из форм функционирования "self". Эта функция, которая позволяет "self" одновременно и выражать то, что к ней идет от функции "Оно" и от функции "Личность" и осуществлять то, что обеспечивает идентификацию и отчуждение, выбор и отвержение при контакте с окружающей средой. Мы уже говорили о последовательности построения-разрушения гештальтов и о той фазе, которая заключается в переходе к идентификации и отчуждению (фаза контактирования, в частности); функция "Эго" является в ней активной формой "self".

Потери функции "Эго" и их последствия

Когда происходит потеря функционирования модуса "Эго", на это пустое место стремятся разные явления, которые по-своему являются феноменами границы и контакта. Задача функции "Эго" - обеспечить установление границы между организмом и окружающей средой; замещающий феномен здорового функционирования модуса "Эго" должен тоже проявляться в виде феномена границы. Явления, которые мы будем рассматривать, могут быть здоровыми явлениями; но когда они связаны с потерей функционирования "Эго", перед нами явления "нездоровые", дисфункциональные. Их четыре. Некоторые авторы добавляют еще другие, но главные механизмы следующие: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия. Эти технические термины требуют разъяснения.

Большая часть психологических подходов рассматривает личность как некую структуру , состоящую из тех или иных частей или структур. Например, структура личности по З. Фрейд включает Эго, функцией которого является организация и синтез личности, Суперэго, занимающееся установлением и сохранением моральных норм, желаемых целей и идеалов, и Ид, включающее в себя инстинктивные влечения, побуждающие психику к активному поиску удовлетворения. З. Фрейд предположил, что психика имеет топическое измерение, то есть каждая из описанных им структур имеет определенную локализацию и связи с другими структурами. Иерархически организованные упорядоченные психические структуры, организующие и кодирующие то, как человек сознательно или бессознательно воспринимает самого себя, образуют Self или самость.

В гештальт терапии не принято понятие «личность». Скорее личность, в ее привычном понимании, может рассматриваться здесь как жесткая форма реагирования, в которой нет спонтанности в ее отклике на среду. В каждый момент времени изменяются характеристики поля, проявления организма и отклики среды. Постоянное изменение поля требует от организма большого внимания к возникающей новизне и выбора того, как организовывать контакт со средой в каждый момент времени.

Для гештальт терапи и, в отличие от психоанализа, характерно не топическое, а временное измерение : изучается не то, как структурированы психические процессы между собой, а то, как они организованы сейчас в данной среде, как они возникают и изменяются во времени и в пространстве. Поэтому, понятие Self в гештальт терапии является динамическим, темпоральным.

В гештальт терапии Self – это не фиксированная сущность и не психическая инстанция, это специфический для каждого человека процесс, характеризующий его способ реагирования в данный момент и в данном поле. Под ним понимается не просто «бытие» человека, а его «бытие-в-мире», которое изменяется в зависимости от возникающих ситуаций.

Self представляет собой то, как устроена контактная граница здесь-и-сейчас: где она пролегает и куда может сместиться через некоторое время. Self существует там, где происходит фактическое взаимодействие, Self это опыт, который здесь-и-сейчас переживается организмом. Перефразируя Аристотеля, Перлз пишет: «Когда палец прищемлен, Self находится в больном пальце».

Перлз рассматривает Self как комплексную систему контактов, необходимую для приспособления в сложном поле. «Self – система контактов – интегрирует перцептивно-проприоцептивные, моторно-мускульные функции и органические потребности. Self осознает и ориентируется, осуществляет агрессию и манипуляцию, а так же эмоционально чувствует, подходят ли друг другу среда и организм».

Self может проявляться и существовать в виде трех аспектов или функций: функция Id, функция Personality и функция Ego , которые вместе представляют собой главные стадии творческого приспособления .

Функция Ego это прогрессивное отождествление с возможностями и отчуждение от них. Функция Ego – это функция воли, выбора, здоровая произвольность, осознанное ограничение определенных интересов, движений, восприятий ради сосредоточения на других.

«Ид (Id) является фоном, раствором возможностей, он включает органическое возбуждение и прошлые незавершенные ситуации, становящиеся осознанными, и смутно ощущаемую среду, и зачаточные чувства, связывающие организм со средой». Id телесно, бессловесно, пассивно и иррационально. Мы говорим, что Self проявляется через функцию Id в том случае, когда человек сосредоточен на своих ощущениях или расслаблен и рассеян.

Функция Personality включает в себя систему представлений о себе и о мире, установки, принятые в межличностных отношениях, правила, роли, позиции. Часть этих представлений может быть ошибочна или усвоена без предварительного осмысления и проверки. Слово и язык так же связаны с функцией Personality. Пока Self проявляется функцией Id, мы бессловесны и ощущаем, но как только мы даем название ощущаемому процессу, обозначаем чувство, Self проявляется функцией Personality. Personality – это та фигура, которая создается из фона и которая может быть в конце цикла возвращена в фон и интегрирована с прошлыми опытами. «Персона проявляет себя до и после каждого цикла, она его обуславливает и им «питается», всякий опыт, будучи ассимилированным, обогащает ее, актуализируя тот образ, который я имею относительно себя».

И. Фромм акцентирует качественное отличие между тремя функциями. Он подчеркивает первичное положение Ego функции по отношению к Id и Personality. Утрата Ego функции означает, что Self теряет свою управляющую способность, и это нарушение приводит к расстройству двух других функций. Именно поэтому в гештальт терапии большое внимание уделяется функционированию Ego.

Любая психотерапевтическая школа имеет концепцию о природе человека. Авторы теории Гештальта Фриц Перлз и Пол Гудман исходят из понятия «человека-животного». Речь не идет о том, что вид Homo sapiens идентичен любым иным представителям животного мира или о сведении человека до состояния животного. Постулируется лишь необходимость признать «первичные условия» человеческого бытия. Подчеркивается существования некой экологической мудрости («мудрости организма», по Перлзу), которая состоит не столько в том, чтобы властвовать над природой, сколько в сотрудничестве с ней. При этом важно отдавать себе отчет в том, что никакой организм не существует без окружающей среды. Соответственно, базовым в теории Гештальта выступает положение об интерорганизмической целостности поля «организм - среда» .

Предметом психологии выступают события, косающиеся контакта между организмом и окружающей его средой. В дейсвительности для того, чтобы обеспечить выживание, организму необходимо дышать, двигаться, питаться и пр., то есть вступать в контакт с объектами окружения. Известно, что каждый организм имеет тенденцию к нахождению в равновесии. Сталкиваясь с разного рода нарушениями этого состояния, организм стремится восстановить баланс. "Теория человека-животного... содержит принцип саморегуляции, который называют организмическим, то есть принадлежащим организму, рассматриваемому в его целостности как функции поля" (Ж.-М. Робин, 1996, с.21). Поддержание гомеостаза и организмическая саморегуляция и есть процесс, посредством которого организм реагирует на требования внешней среды, удовлетворяет свои потребности и восстанавливает нарушенный баланс.

Способность к поддержанию гомеостаза дает возможность организму сохранять себя, "и единственный закон, который не изменяется с течением времени, это закон формирования гештальтов - целостностей, законченности. Гештальт - это органическая функция. Гештальт - основная эмпирическая единица" (F. Perls, 1969, p.16). Гештальт - это процесс осознания доминирующей в данный момент потребности (физиологической или психологической) и ее удовлетворения в контакте с окружающей средой.

В Гештальте выделяют два вида контакта со средой: пассивную адаптацию и творческое приспсобление.

Пассивную адаптацию можно наблюдать, когда человек неосознанно тиражирует один и тот же способ поведения в различных ситуациях, невзирая на их различия. В данном контексте можно сказать, что он "пассивно" повторяет привычное.

Творческое приспособление предполагает присутствие новизны. Это взаимодействие со средой, связанное не с "автоматическим" воспроизведением старых паттернов поведения, а с созданием новой целостности, исходя из конкретной ситуации настоящего момента, с принятием и реализацией нового решения в "здесь и теперь". Даже если такое решение "внешне" сходно с тем, которое уже было в опыте человека, важно, чтобы оно осознанно соотносилось с новыми реалиями.

Гештальт и изучает способы творческого приспособления организма к окружающей среде, нарушения данного процесса с целью восстановить "сбои", помогая человеку мобилизовать свои творческие ресурсы и выработать ответ среде, адекватный текущей ситуации, выйдя из фиксации прошлого.

Повторяющиеся (хронические) затруднения процесса творческого приспособления связаны с накоплением незакрытых (незавершенных) гештальтов (неудовлетворенных потребностей). Проявляют они себя, в частности, так называемыми расстройствами Self.

Понятие "Self" в Гештальте введено Полом Гудманом, который определяет его как непрерывный процесс творческого приспособления человека к своей внутренней среде и окружающему его миру.

Смысл этого понятия отличен от психоаналитического. В Гештальте Self - это не фиксированная сущность и не психическая инстанция, а совокупность функций, необходимых для творческого приспособления.

Согласно Джоэлю Латнеру, Self - это особый индивидуальный способ проявления себя в контакте с окружающей средой. Он - "действующая сила" контакта с настоящим, в котором происходит творческое приспособление (J. Latner, 1972). Близкое определение Self дает и С. Гингер: " Self - это специфический для каждого человека процесс, характеризующий его собственный спооб реагирования в данный момент и в данном поле в соответствии с его личным "стилем" (С. Гингер, А. Гингер, 1999, с.119).

Несмотря на то, что Self - это процесс, его можно рассматривать в динамическом проявлении и в условной статике, описав через частные подструктуры или функции.

Ещё одно понятие - «граница-контакт». Под границей/контакт в Гештальте понимается граница между организмом и внешней средой. Это не явление, ее нельзя проложить в пространстве, провести тушью на бумаге, обнаружить в инфракрасных лучах. Она обладает некой тайной, пролегая невидно и неслышно и находясь в непрерывном изменении. Пожалуй, единственным приходящим в голову примером границы/контакт, которую можно увидеть и которой можно физически коснуться, является кожа.

У границы/контакт есть одновременно две функции: отделение (отграничение) от окружающей среды и связь с ней (коммуникация).

На границе/контакт человек презентирован посредством Self. Иными словами, ещё одно определение Self может звучать следующим образом: Self - это совокупность событий на границе/контакт. Именно Self выступает неким синтезатором функций, задействованных в творческом приспособлении.

В гештальте структурное описание Self, естественно связанное с выделением его подструктур, в то же время является и описанием режимов его функционирования. Эти подструктуры или режимы называются также функциями и модальностями Self. Обычно выделяются три фукции Self (с оговоркой, что они, возможно, не описывают всё существующее множество функций): Id (Оно), Personality (Личность) и Ego (Эго).

Функция Id связана с внутренними импульсами, потребностями, побуждениями, аппетитами в широком смысле этого слова. Данная функция преимущественно проявляется в теле, точнее, именно через тело происходит ее идентификация. Учащенное дыхание, изменение мимики, позы, покраснение кожи, дрожание голоса и пр. - те сигналы, которые позволяют терапевту (консультанту) опознать, каким образом функционирует Id клиента сейчас. Функция Id до конца не может быть осуществима, реализована. Функция Id позволяет определить, в чем человек нуждается сейчас, при этом на модальности Id он не чувствует себя ответственным за то, что с ним происходит. Фукция Id чрезвычайно изменчива, она более, чем другие функции, связана с текущим моментом.

Функция Personality, напротив, является наиболее стабильной. Эта функция - совокупнрсть представлений субъекта о себе самом, основанных на интеграции его опыта, ассимиляции его личной истории. Модальность Personality связана со статусом личности, ее профессиональными и иными социальными ролями, но не только с ними.

Мой прошлый опыт говорит мне: "Я - такой-то человек". Поэтому естественно, что функция Personality имеет тенденцию к консервации и фиксированности. Для гештальтистов, однако, сильная личность не является "застывшей", она открыта новому опыту. Они признают возможность трансформации и этой, самой стабильной, функции Self, стремясь развивать креативность личности, ее способность к принятию и присвоению нового.

Некоторые аспекты собственной идентичности могут быть осознанны, другие - не осознаются. Но так или иначе фукция Personality, в отличие от функции Id, позволяет человеку признать ответственность за свое бытие: за то, что он переживает, к каким решениям приходит, какие поступки совершает...

Наиболее активной функцией Self является фукция Ego. Она обеспечивает непосредственный контакт с окружающей действительностью. С ее помощью человек совершает выборы, принимая одно и отчуждая иное, говоря чему-то (кому-то) "да", а другому - "нет". Это функция сознательного согласия или отказа, когда человек сам ответственно расширяет или ограничивает контакт с окружающей средой, исходя из осознания собственных потребностей.

Реже в русскоязычной литературе обсуждается еще одна функция Self, вылеленная Перлзом и Гудманом, - так называемая средняя модальность (middle modality). Эта функция не активна и не пассивна, но по форме одновременно и то, и другое. Средняя модальность предполагает "полный контакт, взаимный обмен между мной и другими, мной и окружением" (С. Гингер, 2002, с.81).

Функции Id и Personality могут быть нарушены. Если человек не ощущает холода, даже когда он покрылся гусиной кожей; если на многочисленные вопросы терапевта: "Что ты сейчас чувствуешь (переживаешь, хочешь)?", он искренне отвечает: "Не знаю"... то мы имеем дело с нарушениями функции Id.

Нарушения функции Personality могут быть двух видов. Во-первых, эти нарушения относятся к людям, которые имеют неадекватные представления о себе.

Второй вид нарушения функции Personality касается примеров, когда в конкретной ситуации актуализируется адекватное знание о себе, несоответствующее данной ситуации, не имея к ней прямого отношения.

Итак, один вид нарушений функции Personality связан с общей неадекватной интеграцией прошлого опыта, а второй предполагает доминирование неадекватных конкретной ситуации аспектов собственной идентичности - тех представлений о себе, которые в ином контексте были бы уместны и не идентифицировались бы как нарушения режима Personality.

Стоит отметить, что разнообразные нарушения функции Personality обычно имеют место при неврозах, в то время как для психозов характерными являются нарушения функции Id. Кроме того, как при неврозах, так и при психозах имеет место потеря функции Ego.

Гештальт-терапия создавалась для "условно здоровых" людей и людей с невротической симптоматикой. С психотиками гештальтисты начали серьезно работать лишь в последние годы. Поэтому в большей степени в Гештальте развиты способы работы с нарушениями фукции Personality, чем функции Id.

Любое нарушение функции Id или Personality будет вторгаться в выбор, который человек осуществляет посредством функции Ego. При этом функция Ego "обречена" базироваться на источниках неадекватной информации, и человек в действительности будет делать нечто, похожее на выбор, что на самом деле им не является. В данном случае человек как бы "вынужден" поступать тем или иным образом, он не в состоянии принять во внимание всю полноту информации в "здесь и теперь", оптимально соотнося ее с индивидуальной историей. Его ответ в новой ситуации явяется устаревшим. Возможно, он был успешным когда-то или был бы таковым в ином контексте, но не сейчас. Это ответ не тому адресату. Истинную свободу выбора человек потерял. Поэтому статус функции Ego отличен от других функций Self. Если функции Id и Personality могут быть "здоровыми" или нарушенными, то функция Ego может быть сохранена или потеряна (утрачена).

Говоря о потере функции Ego, имеют ввиду ее потерю в определенный момент, в конкретной ситуации. Некорректно утверждать: у данного человека вообще утрачена функция Ego. Молодой человек поступает в вуз, следуя семейным традициям, возможно, не совершая истинного собственного выбора (с потерей функции Ego), но он легко выбирает, делая заказ в кафе; проводя время в определенной компании и отказываясь пойти в это время в другую; посещая лекции, которые ему интересны, и пропуская те, которые скучны или непонятны.

При потере функции Ego работа гештальт-терапевта или гештальт-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту восстановить утраченную способность к выбору и, соответственно, способность вновь осуществлять творческое приспособление. Работая над возвратом потерянной функции Ego, терапевту важно понимать, с нарушением какой из других функций Self (а может быть и обеих) связана данная потеря. Выявляя эти нарушения, он будет помогать клиенту осознать их и далее восстановить адекватность режимов Id и Personality.

В процессе терапии важно понять, как функционирует Self клиента: есть ли нарушения функций Id и Personality, имеется ли потеря функции Ego. Существенно так же "диагностировать", строится ли гештальт клиента с помощью функции Id или Personality. При этом будем помнить, что функция Personality всегда оттягивает в область известного, а функция Id - это функция, проявляющаяся в настоящий момент.

Тераевт может начать сеанс с "широкой" интервенции: "Что для вас сейчас важно?". У клиента есть возможность ответить, как исходя из функции Id ("у меня болит голова, и я в тевоге после разговора с сыном"), так и исходя из функции Personality ("я не знаю, как строить свои отношения с сыном"). Во втором случае имеет смысл проверить, есть ли затруднения в доступе к функции Id, например задав простой вопрос, адресованный к ней: "А как вы сейчас переживаете то, что вы этого не знаете?" ("Что вы чувствуете по этому поводу?"). Если в ответ клиент остается в режиме Personality, рассказывая об отношениях с сыном, то это лишь подтверждает подозрение о трудности доступа к функции Id клиента. Стратегия терапевта может заключаться в актуализации именно данной функции, настойчиво возвращая клиента в "здесь и теперь" и скрупулезно работая на его осознание того, что с ним сейчас происходит, и далее - чего же в этой связи он хочет.

Выскажем еще несколько принципиальных положений о функциях Self и работе с ними.

Во-первых, гештальтисты не обучают клиентов своему языку, коду своей профессиональной практики. В гештальт-терапии не ставится задача, чтобы клиент идентифицировал, из какой модальности Self он отвечает терапевту, или осознавал, что в определенной ситуации у него утрачена функция Ego. Важно, чтобы все три функции Self клиента были ясны терапевту.

Во-вторых, стоит заметить, что четкая формулировка клиентом своего запроса, - свиетельство того, что заявка делается из режима Personality. Если терапевт не будет выходить за рамки определения проблемы в терминах клиента, то не появится новизны. Соответственно, в данном случае стоит потратить время на то, чтобы поработать с запросом, обогатив его живыми переживаниями настоящего момента, то есть не остаться в режиме Personality, но актуализировать режим Id. Информация прежде всего от функции Id позволяет строить полный гештальт, рождает новый опыт, восстанавливая способность к творческому приспособлению.

В-третьих, в определенный момент обычно задействованы все три функции Self, но доминирующей выступает одна из них. Когда говорится, что сейчас у клиента актуализирована функция Id, это не значит, что остальных функций не существует, но Self клиента функционирует в доминанте Id.

В-четвертых, начинающие гештальт-терапевты могут "купиться", радуясь, что функция Id клиента наконец-то актуализирована, обращая при этом внимание только на содержание его реплик. Если на вопрос о чувствах клиент сообщает о печали или эйфории, но голос его спокоен, дыхание ровное и эти самые печаль или эйфория телесно никак не представлены, то Self клиента продолжает функционировать в режиме Personality, а не Id. Если же клиент делится какими-то событийными новостями, но при этом он побледнел, говорит сквозь зубы, у него появились желваки и т.д., то скорее всего сейчас функция Id актуализирована. Вполне возможно, что, отвечая на ваш вопрос о переживаниях в связи с его собственным рассказом, он сможет осознать, что сейчас чувствует негодование или ужас...

До сих пор основное внимание было уделено функциям Self клиента. Вместе с тем естественно, что у терапевта тоже есть функции Self. На сеансах терапевт реально испытывает различные чувства и желания (функция Id). Он имеет многообразные представления о себе (функция Personality). Он должен делать выборы в ходе терапии: обращать ли сейчас внимание клиента на изменения громкости его голоса, сообщать ли клиенту о своих чувствах, предлагать ли эксперимент и т.д. Невозможно работать со всей вербально или невербально предъявляемой клиентом информацией, и критерии выбора всегда субъективны (функция Ego терапевта). Важно, чтобы выборы терапевта служили формированию завершенного гештальта клиента.

Иногда на сеансах происходит своеобразное соревнование между функцией Id и функцией Personality терапевта.

В заключение скажем, что для гештальт-терапевта, с неизбежностью делающего собственные выборы в процессе терапии, очень важно не подменять своей функцией Ego функцию Ego клиента. Предоставляя ему возможность выбирать то, в чем нуждается он, чего хочет он сам, мы не только можем восстановить его утраченную функцию Ego, но и реализуем гештальтистские принципы - расширение поля осознания клиента и развитие ответственности клиента за то, что с ним происходит.

ЧОУ ВО «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ИУБиП)

Доклад

По дисциплине: Гештальт психология

Тема: Основы теории SELF

Выполнила Белый Вадим Вячеславович

Проверила Пищик Влада Игоревна

Ростов-на-Дону 2016

Введение

1.SELF в гештальт-терапии

Свойства и функции теории SELF

Список использованной литературы

Введение

По Перлзу, невроз связан с накоплением незакрытых Гештальтов - полностью или частично неудовлетворенных потребностей. Такое накопление происходит в процессе приспособления организма к окружающей его среде и проявляет себя повторяющимися (хроническими) затруднениями этого процесса - расстройствами self.

Пол Гудман (1911-1972), первый теоретик Гештальта, ввел понятие «self», определив его как непрерывный процесс творческой адаптации человека к своей внутренней среде и внешнему, окружающему его миру

Теория self представлена во втором томе Статьи Гештальт-терапия, выпущенной в 1951 г. На ее обложке указаны фамилии авторов: Перлз, Хефферлин и Гудман. Это произведение все еще продолжает оставаться «Библией» для некоторых современных гештальтистов. Второй том был полностью написан и составлен Гудманом на основе разрозненных записей Фрица Перлза. Гудман - один из первых сотрудников Перлза - был основным теоретиком «Группы семерых». Впоследствии именно он принял на себя руководство двумя первыми институтами Гештальта - в Нью-Йорке (открыт в 1952-м) и Кливленде (1954).

Пол Гудман - писатель и поэт, критик и воинствующий анархист, был известен в крайне левых кругах Нью-Йорка своими вызывающими взглядами, которые даже Райх считал чрезмерно резкими. К моменту начала написания этой Статьи у Гудмана не было никакого клинического опыта работы в качестве терапевта, но в это время он занимался психоанализом с учеником Райха Александром Лоуэном - будущим основателем биоэнергетики. Перлзу его представил Исидор Фром, который сам вплоть до последнего времени продолжал развивать идеи основателя Гештальта, говоря о ценности и значении теории self,которую одни отбрасывали в сторону (такие «мэтры» Гештальт-терапии, как Польстеры или Клаудио Наранхо), а другие даже открыто оспаривали. Так, например, Джим Симкин, один из первых и самых преданных сотрудников Перлза, пишет в одном из своих писем Джоэлу Латнеру:

«В 1982-1983 годах я несколько раз принимался перечитывать второй том Гештальт-терапии, но безуспешно. Талант Гудмана очевиден, но я не способен ухватить некоторых скачков его мысли. Мне представляется, что большая часть этого материала лишь опосредованно связана с Гештальт-терапией и по существу опирается на психоанализ. Я не рекомендую читать второй том тем студентам, которые пытаются научиться Гештальт-терапии, и разделяю все их затруднения, возникающие в работе со вторым томом» TheGestalt Journal, vol. VI, № 2, осень 1983.

Так что же такое self?

В Гештальте этот термин приобрел совершенно особый смысл, отличный как от традиционно-психоаналитического, так и того, который ему придают Винникотт, Когут и др. Потому-то он часто и оказывается предметом споров.

Выйдя, статья не имела никакого успеха. И все же суть Гештальт-подхода в ней уже фигурирует.

Итак, self- это не фиксированная сущность и не психическая инстанция, наподобие «Я», или «Ego».Self- это специфический для каждого человека процесс, характеризующий его собственный способ реагирования в данный момент и в данном поле в соответствии с его личным «стилем». Под self понимается не просто «бытие» человека, а его «бытие-в-мире», которое изменяется в зависимости от возникающих ситуаций.

Чтобы дать образное представление о self, Гудман сравнивает художника за работой и ребенка во время игры; оба они одновременно активны и пассивны в процессе постоянного творческого приспособления, осознавания (awareness) как своих ощущений от окружающей их среды, так и внутренних, исходящих из организма импульсов.

«Self- это особый, присущий только нам способ участая в любом процессе, наш индивидуальный способ проявления в нашем контакте с окружающей средой... Он является действующей силой контакта с настоящим, в котором происходит наше творческое приспособление». (Дж. Латнер)

. SELF в гештальт-терапии

Концепция «self как функция» по-прежнему остается уникальной среди теорий личности и психотерапевтических направлений. Теория гештальт-терапии изучает self как функцию поля организм/среда в контакте, а не как некую структуру или некую инстанцию. В основе данного подхода лежит не отказ от идеи содержания или структуры, а только убежденность в том, что тот, кто изучает человеческую природу, должен исследовать то, что порождает спонтанность, а не то, что позволяет представлять поведение человека схематически.

Что означает утверждение, что self как функция выражает способность или процесс? Вернемся к примеру из первой главы про младенца, который сосет молоко, младенец умеет сосать.

Способность младенца сосать (а позднее кусать, жевать, сидеть, стоять, ходить и т. д.) приводит его к контакту с миром и поддерживает его спонтанность. Если запретить ребенку сосать (или кусать, жевать, становиться на ноги, ходить и т. д.), он будет искать компенсацию, делая для осуществления контакта что-то другое, творчески приспосабливаясь к ситуации.

Например, если ребенок получает плохое молоко или если его наказывают, когда он пытается ползать, вставать на ноги или ходить, то такой опыт существенно на него повлияет. Однако гештальт-терапия не интересуется мнениями о качестве молока или поведении родителей, а фокусируется на том, как ребенок реагирует. Это позволяет рассмотреть то, как можно поддержать организм, чтобы восстановить его спонтанное функционирование, что является нашей целью и призванием: контакт, осуществленный через разные способности.

Пациентам помогает вернуть собственную спонтанность не только знание того, что было не так, но и проживание новых возможностей для осуществления контакта и открытие заново своей способности спонтанно производить новое творческое приспособление - новую организацию опыта в поле организм/среда.

2. Свойства и функции теории SELF

Одним из свойств self является спонтанность, она предполагает вовлеченность субъекта в ситуацию, принятие ситуации и действия по отношению к ситуации. При этом у self как системы имеются частичные составляющие, или функции, представляющие собой разные способы контактов. Выделяют три аспекта проявления функций self:

Функция Id - это и функционирование в фоновом режиме, включающее смутно ощущаемую среду, и чувства, связывающие организм со средой ощущения, внутренние импульсы, потребности, образы фантазии в их телесном проявлении. Это и опыт чувств отдыха и релаксации, и множество ситуаций, в которых мы соприкасаемся с собой физически и чувствуем себя проприоцептивно. Эта функция по своей природе автоматична, пассивна - все, что приходит к нам, приходит непроизвольно, спонтанно.

Функция Ego - в отличие от Id , наоборот, активна. Процесс в котором проявляется self состоит из двух фаз: идентификацию («это Я») и отчуждение («это не Я»), Ego -функция это функция выбора, ответственных действий или сознательного отказа. Я решаю, что мое в этой ситуации, а что не мое. Система предпочтений и отвержения. Ego -процесс включает также идентификацию с собственными актами выбора - ценностями, интересами, избеганиями. В общем смысле Ego -функция отражает поляризацию нашего опыта, важную для построения «хороших» фигур. Здоровая Ego -функция заставляет индивидуума чувствовать себя одним из тех, кто делает вещи происходящими. Она включается, когда есть функция Id и Personality . Нарушение этой функции называется потерей Ego -функции и лежит в основе невроза: субъект затрудняется или неспособен выбрать адекватный способ поведения.

Функция личности Personality - Это функция интеграции опыта, функция усвоения (ассимиляции). Она включает представления и концепции субъекта о самом себе, образ себя, необходимый для объяснения своего поведения, систему установок, принятых данной личностью в межличностных отношениях. Чем менее свободно и менее здорово поведение индивидуума, тем больше в функции личности находится эго-идеалов, стереотипов, масок, искажений, ошибочных концепций и гипотез себя. Перлз назвал функцию личности активным самосознанием, изучающим себя и делающим реплики в отношении себя. Но эти реплики имеют социальную направленность, поскольку ориентированы на других людей.

Алгоритм работы психотерапевта

Клиенты приходят на терапию в тот момент, когда их идентификация становится неадекватной для той ситуации в среде, где они находятся. В терапии функция личности важна в тот момент, когда клиент пришел с проблемой («я слишком мягкий, и мною все помыкают») и пытается с нашей помощью, говоря о себе, сформировать «фигуру». Но для здорового функционирования индивидууму не достаточно определить себя как кого-то, ему необходимо делать выбор.

Потребность человека формируется на границе контакта с внешним миром в self при помощи Ego . В психотерапии же спрашивая: «Что вам хочется?» - терапевт обращается к функции Ego . Молчание терапевта также будет являться обращением к Ego . Но Ego функция не может функционировать нормально, если нет контакта функций Id и Personality . По этой причине, клиент не сможет определить своей актуальной потребности. Если терапевт в отдельности попытается обратится к функции Id спрашивая: «Что вы чувствуете?», она начнет «пробуксовывать», это будет выражаться в быстрой смене клиентом различных состояний, уходя от истинного переживания. В этом случае тело и ум работают, изолировано, пациент может испытывать переживание, но при этом ничего не меняется. Для того чтобы тело (функции Id) работало, не изолировано от ума, терапевту необходимо параллельно обратится к уму (функции Personality), это можно сделать вопросом типа: «Когда вы бываете таким в жизни?», и параллельно ощущениям, начинают работать мыслительные процессы. Для наглядности можно вывести следующую формулу:+ Personality = Функция Ego (формируется потребность)

Нарушения функция Id наблюдаются редко при психотических нарушениях: галлюцинации. Чаше встречаются нарушения связанные с функцией Personality , на вопрос: «Что вы чувствуете?» человек может осмысливать возбуждение как страх. Функция Ego в таком случае принимает решение в сторону что боится. Апелляция неадекватным аспектам в своей личности нарушение функции Ego .

Смысл self концепции это методический взгляд в работе. Терапевт всегда озабочен тем, чтобы добиться успеха в работе. Если это обстоятельство перевернуть, то для того чтобы не работать необходимо, вывести ряд практических правил.

Легкий клиент. Сам рассказывает о себе, терапевт внимательно слушает, иногда говорит «Угу», вскоре подходит время завершения сеанса и работа окончена. Такому клиенту, нельзя задавать вопрос: «Что вы чувствуете, когда мне говорите это?» - это рождает тяжелую работу.

Клиент более тяжелый. Испытывает чувства и любит их выражать. Терапевт при этом, для того, чтобы не работать, говорит: «Ощути это, побудь в этом, дыши, обрати внимание» Такому клиенту нельзя задавать вопрос: «Происходит ли что-то такое новое в его жизни или нет?» - это рождает тяжелую работу. (Работа идет с изолированной функцией Ego .)

Тяжелый клиент. Он хочет быть живым и с ним трудно не работать, но можно это делать, взвинчивая темп беседы и все время задавать вопросы, не давая ему времени для осознания. Что бы ни работать, важно не останавливаться. (Здесь происходит подмена Ego клиента своей Ego функцией.) С таким клиентом опасно делать паузы, не злоупотреблять утверждениями, где терапевт может идентифицироваться как другая личность.

Цикл контакта и функции self

«Опыт - это то, на что я согласился обратить внимание, только то, что я заметил, формирует мой ум (личность)».

Для лучшего понимания того, как происходит нормальный, здоровый цикл удовлетворения потребности, теория гештальта предлагает несколько моделей цикла контакта (цикла опыта, цикла удовлетворения потребностей). Слово «цикл» подчеркивает циркулярность, взаимосвязанность и целостность. Эти модели для гештальт-терапевта имеют диагностическую ценность, они позволяют определить ту фазу цикла, в которой происходит блокада (прерывание) контакта с потребностью, и тип этого прерывания.

Модель Гудмена характеризует общие закономерности протекания любого контакта, при взаимодействии организма с полем окружающей среды. Ее также можно рассмотреть с точки зрения функционирования self . На каждой из фаз self функционирует в разных режимах, разными способами. Модель включает в себя следующие стадии:

Преконтакт (forecontact)

Присутствуют элементы поля, но нет «фигуры». Контакт с его неизбежным деление на «фигуру» и «фон», отсутствует. Здесь нет фокуса интереса, в том смысле, что ничего существенного не возникает. В психотерапевтической сессии это выглядит следующим образом. Мы сели к клиенту, началась пристройка: «что с тобой, расскажи». Клиент не может выделить что хочет. Self работает в режиме Id , любые ощущения, возбуждение становится «фигурой», в то время как все остальное тело «фоном». При этом мы либо узнаем проблему клиента, либо прослеживается дефлексия, которая характеризующаяся перескакиванием клиента с темы на тему. Для этой фазы характерно наличие механизма конфлюэнции. Заканчивается прояснением потребности (Id + Personality = в Ego формируется потребность). На этой стадии важно не злоупотреблять обращением к Ego, важно обозначить Id. Преконтакт часто оказывается нарушенным, а у психотиков он отсутствует.

Контакт (contacting)

Эго-функция активно начинает формировать и развивать «Фигуру». Недифференцированное поле разбивается на первичные полярности - «фигуру» и «фон». Некоторые элементы поля становятся более определенными, попадают в центр интереса, вносят вклад в энергию сформированной «фигуры». Характеристикой этой фазы является нарастающее возбуждение. В целом новым являются появившиеся потребности любопытство, боль, требования, сильное желание. Невротической подменой Эго-функции в этой фазе может быть включение функции личности, как если бы мы сказали себе, что «еще не время», «а что люди скажут». В психотерапии Id становится заметным, выделяется «хочу» идет формирование запроса. «Хочу» сталкивается с «надо». Для этой фазы характерным механизмом защиты является проекция.

Финальный контакт (final contact)

Здесь «фигура» приобретает свою зрелую форму. Характеристики, которые ее определяют, являются полностью завершенными. В это же время мы являемся полностью поглощенными «фигурой» и наше чувство себя отступает или даже исчезает, вместе с границей разделяющей субъект и объект. В терапии «фигура» выделена, потребность сформирована. Клиент ищет способы удовлетворения потребности. Интенсивность self падает. Если не найден объект удовлетворения потребности контакт заканчивается ретрофлексией. Часто контакт происходит со своей проекцией.

Постконтакт

В этой фазе «фигура» разрушается, поле приспосабливается к новой ситуации. Это время когда возбуждение угасает и снижается активность. Могут быть вегетативные проявления. Организм отделяется от среды, ассимилирует, приобретает опыт, и, таким образом растет в личностном плане. Self работает в режиме функции личности, интегрирую случившееся в опыт человека. «Буду в таком случае дальше поступать таким образам, а не так…». Во время терапевтической сессии эта фаза характеризуется удовлетворением потребности. Цикл контакта завершается, для того чтобы через определенное время повториться.

В процессе психотерапевтической сессии во время контакта не обязательно прохождение четырех фаз. Более корректно во время сеанса остановится на фазе финального контакта, оставляя клиенту время для домысливания проблемы. Если произошел разрыв контакта в процессе сеанса, к клиенту можно обратится «смотри, на чем мы остановились», «что ты про это думаешь», при этом интерпретируя механизм разрыва контакта.

Модель Кларксон (2000) является интеграцией модели Гудмена и Зинкера. Состоит из преконтакта с фазами ощущения и осознования потребности, контактирование - фазы мобилизации и действия, финального контакта, постконтакт (удовлетворение и завершение гештальта) и фаза ухода (отступления, покоя), которая предшествует формированию новой «фигуры». Соответственно этой модели клиенты могут рассматриваться как прерывающие свой путь к потребности и «застрявшие» на каждой из стадий (Philippson , 1997):

* некоторые клиенты никогда не достигают точки покоя, не отдыхают;

* часть клиентов не осознают своих потребностей;

* кто-то не в состоянии мобилизовать свою энергию;

* другие не могут полностью отдаться опыту, проверить, подходит им что-то или не подходит до конца;

* возможно, кто-то не в состоянии различить, что для него хорошо, а что плохо;

* часть клиентов не в состоянии испытывать удовлетворение;

* некоторые не могут «отойти» и пытаются снова и снова что-то получить. психотерапевтический гештальт личность потребность

Рассматривая цикл контакта таким образом, мы можем найти «точки застревания» у наших клиентов и использовать собственное понимание для терапевтической работы с ними.

Признаками хорошо работающего механизма формирования и разрушения фигуры являются спонтанность, риск, игривость человека, а «незавершенный гештальт» или неудовлетворенная потребность, забирают энергию, снова и снова пытаясь быть завершенными. Работа терапевта заключается в том, чтобы помочь клиенту увидеть свою неосознаваемую потребность, и потом медленно продвигать клиента к своей потребности.

Список используемой литературы

1.Линде Н.Д. Психологическое консультирование. М.: Аспект-пресс,2010.

2.Перлз Ф.С., Гудмен П., Теория гештальт -терапии. М.,Институт общегуманитарных исследований, 2001.

3.Сименс Харм. Практика гештальт - терапевта. С-Пт., 2008.

4.Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Составитель В.Ю. Баскаков - М., ПНО «Психотехника»,1993.