Иероним босх святой иоанн креститель в пустыне. Акриды или чем питался иоанн креститель в пустыне

Иероним Босх Святой Иоанн Креститель в пустыне

Иероним Босх
Святой Иоанн Креститель в пустыне


Тема разнузданных земных наслаждений, вопреки расхожему мнению, не была главенствующей у Босха. Не менее часто художник обращался с темам святости и молитвы, медитации и аскезы.

Как пример праведно прожитой жизни, в творчестве Иеронима Босха чаще всего фигурируют отшельники – те, кто удалился от мира, лежащего во зле, чтобы, оставшись наедине с собой и Богом, каяться и молиться.

Таковы родоначальник отшельнического монашества святой Антоний, молящийся в пустыне книжник Иероним и евангельский Иоанн Креститель.


1489, 48.540.5 см Масло, Дерево


Иоанн Креститель

Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) – последний по времени из библейских пророков, прямой предшественник Иисуса Христа, чьей задачей было «подготовить Ему путь».

Иоанн призывал народ Израиля к покаянию и крестил водой, объясняя, что Идущий за ним будет крестить святым духом.

Если Иисуса Христа фарисеи могли упрекнуть в том, что Он не постится, а напротив, не гнушается есть и пить с мытарями и грешниками, то Иоанн Креститель – это образ совершенного аскета, жившего в пустыне, носившего грубую шерстяную накидку и питавшегося «акридами (саранчой) и диким мёдом».

У современного зрителя может возникнуть закономерный вопрос: почему место, куда удалился Иоанн Креститель, на картине Босха так мало напоминает пустыню?

Действительно, вокруг зеленеют деревья и кустарники, рядом с Предтечей зреет экзотический плод, а трава – настолько зелёная и сочная, что лежащий неподалёку от Иоанна ягнёнок наверняка не испытывает голода.

Дело в том, что во времена Босха слово «пустыня» в нидерландском языке не ассоциировалось с бесплодными песками.

Скорее, речь шла о безлюдной местности. В том же десятилетии, что и картина Босха, был написан «Иоанн Креститель» другого художника из Нидерландов, Гертгена тот Синт Янса.

На ней «пустыня» также состоит из зеленых холмов, перерезанных ручьями, и красивых деревьев.

Искусствоведы усматривают в картине Босха «Иоанн Креститель» влияние Синт Янса. Но если у последнего пейзаж целиком реалистичен, то Босх остаётся Босхом, когда изображает характерное фантастическое растение с колючками, изысканно изгибающимся стеблем и роскошным перезревшим плодом (подобные можно встретить и на других его картинах), олицетворяющим всю сладость земных искушений и соблазнов.

Почти всегда такие плоды у Босха имеют великолепную оболочку, напоминающую яркий, ароматный и спелый фрукт, но с гнилым нутром и смертельными семенами.

Чтобы в этом не оставалось сомнений, художник пишет трёх птиц: одна из них сидит на бутоне у верхнего края картины (она не клюёт плод порока, поэтому ей ничего не угрожает), вторая выклёвывает середину созревшего плода, а третья, очевидно, недавно насытившаяся той же пищей, уже лежит мёртвая кверху лапками внизу, на плите, на которую опирается Иоанн.

Листья растения напоминают чертополох – символ первородного греха. На духовные опасности и соблазны указывает и скала с причудливыми очертаниями на дальнем плане, напоминающая «фонтаны жизни» из «Сада земных наслаждений».

Примостившийся под обломком скалы белый ягнёнок символизирует Иисуса Христа, в соответствии с евангельской Его трактовкой как безгрешного агнца, который приносится в жертву во искупление человеческих грехов.

Иоанн у Босха указывает на ягнёнка пальцем. Этот жест – прямая живописная параллель к словам, которые произносит Креститель в Евангелии от Иоанна.

Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков
На картине «Иоанн Креститель в пустыне» святой Иоанн возлежит в цветущей пустыне. Слева произрастает необычный куст с созревшим на нем фантастическим фруктом, которым кормится птица. Креститель с ленивой бесстрастностью указывает на ягненка, примостившегося под обломком скалы. В этой работе, созданной примерно около 1505 года, Иероним Босх иллюстрирует слова святого: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира". Буйно растущий, неестественный, отягощенный перезревшими плодами, куст резко контрастирует с образом маленького, чистого, ухоженного ягненка. Нет никакого сомнения в том, что Иероним Босх, с его неожиданным видением и даром пророчества, изображает этот сорняк как символ греховности мира. Иоанн Креститель или Иоанн Предтеча – согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. Жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев. Крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Историчность Иоанна Крестителя не отрицалась даже атеистическими советскими учёными. В христианских представлениях является последним в ряду пророков – предвозвестников прихода мессии.

Как пишет евангелист Лука (Лк.3:2-3), в пустыне случился «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего он отправился проповедовать. Иоанн вёл аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами (вид саранчи) (Мк.1:6). Свою проповедь Иоанн начал в 28 или в 29 году нашей эры. («в пятнадцатый год правления Тиберия кесаря» – Лк.3:1). Он ходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Проповедь Иоанна выражала гнев Божий на грешников и призывы к раскаянию, а также эсхатологическую весть. Он укорял народ за самовольную гордость своим избранничеством (в особенности саддукеев и фарисеев), требовал восстановления патриархальных норм социальной этики. Иоанн не был обычным проповедником – он передавал людям волю Бога (Лк.3:2), как древние ветхозаветные пророки, и даже более этого, ведь был исполнен Духа Святого будучи ещё во чреве матери (Лк.1:15). Иисус указал на Иоанна как на приход пророка Илии, которого ожидали (Мф.11:14, Мф.17:12).

Основной темой проповедей Иоанна был призыв к покаянию. В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это Иоанн был заключён тетрархом в тюрьму, но Ирод Антипа не решался казнить его по причине популярности проповедника (Мф.14:3-5, Мк.6:17-20). В соответствии с Евангелиями от Матфея и от Марка, Иоанн был арестован во время пребывания Иисуса в пустыне, из этого следует, что Иисус начал свою общественную деятельность только после того, как деятельность Иоанна прекратилась (Мф.4:12, Мк.1:14). Находясь в темнице, Иоанн услышал «о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11:2-3). Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк.6:26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу (Мф.14:6–12, Мк.6:21-29).

ИЕРОНИМ БОСХ.Святой Иоанн Креститель в пустыне.1504-1505.Доска, масло. 48 ; 35 см.Собрание Хосе Ласаро Гальдиано, Мадрид

На картине «Иоанн Креститель в пустыне» святой Иоанн возлежит в цветущей пустыне, углубившимся в религиозные размышления.Это типичная для творчества Босха тема - победы духовного начала над греховными соблазнами мира.

Слева произрастает необычный куст с созревшим на нем фантастическим фруктом, которым кормится птица. Креститель с ленивой бесстрастностью указывает на ягненка, примостившегося под обломком скалы. В этой работе, созданной примерно около 1505 года, Иероним Босх иллюстрирует слова святого: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира"

Буйно растущий, неестественный, отягощенный перезревшими плодами, куст резко контрастирует с образом маленького, чистого, ухоженного ягненка. Нет никакого сомнения в том, что Иероним Босх, с его неожиданным видением и даром пророчества, изображает этот сорняк как символ греховности мира.

Сплошная зелёная стена растительности справа решена контрастно по отношению и к фантастическому растению слева, и к причудливым, нереальным скалам дальнего плана. Кроны деревьев, тщательно обозначенные равномерно точечными белильными мазками, имитирующими игру солнечного света на пышной зелени,

Иоанн Креститель или Иоанн Предтеча - согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. Жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев. Крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи.
Историчность Иоанна Крестителя не отрицалась даже атеистическими советскими учёными. В христианских представлениях является последним в ряду пророков - предвозвестников прихода мессии.
В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей».
Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу.

ПРИСМОТРИМСЯ К ДЕТАЛЯМ.

На первом плане изогнутое растение с широкими листьями и огромными шипами - кажется, оно выросло здесь специально для того, чтобы отвлечь отшельника от благочестивых размышлений. Подозрительные плоды этого фантастического куста являются символами земных соблазнов. Усеянный колючками ствол, схожий с чертополохом, напоминает о первородном грехе: сделав свой первый выбор - вкусив плод древа познания, - прародители, а вместе с ними и весь род человеческий, утратили земной рай. Но в контексте темы искушений, это сказочное растение можно трактовать и как образ видения, насланного дьяволом на удалившегося в пустыню Иоанна Крестителя.

Птицы разных пород кормятся огромными лесными ягодами: и пернатые, и разросшиеся растения соответствуют флоре и фауне в триптихе «Сад земных наслаждений». О тематической и хронологической связи этих произведений говорят и другие аналогии, например, причудливой формы скалы заднего плана.
Интересные фантастические скалы на заднем плане,а справа засохшее дерево,на которое карабкается обезьянка.

Босх – это прозвище, а звали по-настоящему художника Йероен ван Акен. Родился в 1450 году в семействе художников в городе Хертогенбосе. Хоть и отец Босха, и его дед были хорошими художниками, все же первым его учителем был Д. Боутс – голландский художник, который заезжал в город Хертогенбос, и даже иногда жил продолжительное время.

Картины Иеронима Босха до сих пор остаются загадкой для искусствоведов. На его счет записано около 40 картин. Возможно, их было и больше, но художник никогда не подписывал свои работы.Картины Босха висели во многих королевских дворах, и вызывали восхищение его современников. Жизнь Босха закончилась 9 августа 1516 года, в городе, где он и родился.


В библейской традиции образ Иоанна Предтечи тесно связан с воздержанностью, немногословностью и духовной силой. Всю свою сознательную земную жизнь он делал добро, избавляя людей от самых тяжких грехов священными ритуалами омовений. Кому же мешал проповедник, и что послужило причиной его трагической и ужасающей своей жестокостью гибели?

1. О рождении Иоанна известил ангел


Иоанн появился на свет, когда его родители – священник Захария и Елисавета – достигли уже преклонного возраста. Предвестником рождения мальчика стал архангел Гавриил, который явился Захарию во время службы в храме и сообщил радостную новость. Но будущий отец был повергнут в замешательство, и потерял дар речи вплоть до рождения сына. Имя ему решено было все-таки дать по наказу Гавриила.

Мальчика нарекли Иоанном, что шло вразрез с принято традицией называть малышей в честь предков рода. Раньше у евреев считалось, что если пара бездетна – это кара за грехи. Поэтому рождение Иоанна было двойным чудом для родителей. Благодаря предзнаменованию Захарий знал, что его сыну уготована мессия пророка, и он будет Предтечею Спасителя. Так и случилось: Иоанн родился ровно на 6 месяцев раньше Иисуса.

2. Юный Иоанн один выжил в пустыне


Правивший в то время царь Ирод, испугавшись вести о рождении нового царя Израильского, приказал убить всех младенцев. Настала страшная ночь резни вифлеемских младенцев. Елисавета, чтобы спасти единственного сына, бежала с ним в пустыню. А отец Захарий был убит во время службы. После долгих скитаний по пустыни Елисавета скончалась.

Юный отрок так и остался жить на просторах бескрайней пустыни. Более того – он сам избрал себе участь пещерного существования изгоем, где неустанно молился и жил в полном одиночестве до 30 лет. В быту был крайне воздержан: носил грубую одежду из верблюжьей шерсти, питался исключительно скромной растительной пищей.

3. Предтеча, но не Мессия


Прознав о чудодейственной силе Иоанна, народ Израилев стал приходить к нему на проповеди. Люди думали, что он и есть Мессия. Однако Иоанн говорил, что он только готовит их к приходу Спасителя. Предтеча стал крестить жителей Иерусалима и омывать их в водах Иордана, которые способны избавить от грехов. Перед крещением он призывал покаяться и только потом погрузиться в реку. Круг его последователей неустанно рос, несмотря на то, что Иоанн был крайне суров и строг к любым порокам.


Однажды на берегах Иордана появился Иисус Христос, чтобы послушать проповеди Предтечи. Иоанн провозгласил Иисуса Мессией и приступил к обряду крещения Сына Господа. Во время омовения появился голубь, который и был Духом Святым, и подтвердил истинность предназначения. Именно крещение Иисуса и стало эпохальным завершением праведного служения Иоанна Крестителя.

4. Насильственная смерть за правду

Иоанн призывал народ жить по божьим законам и не впадать в грех. Он был грозным обличителем как простых обывателей, так и сильных мира сего. За что и пострадал. Незаконное сожительство царя Ирода со своей племянницей Иродиадой, которая была к тому же супругой его брата, Иоанн подверг жесткому порицанию. За неугодные для царя речи Иоанна схватили и заточили в темницу. Отбывание в камере завершилось страшным финалом.


Себялюбивый Ирод отмечал свое день рождение. На праздничном пир дочь Иродиады Саломия исполнила для царя «откровенный и провокационный» танец, чем вскружила голову государю. И он пообещал исполнить для нее все, что она пожелает. Саломия, которую подговорила мать, попросила подать ей на блюде голову пророка. Ирод был обескуражен прошением, но, чтобы исполнить данное обещание, приказал исполнить эту «прихоть».


Стражник, охранявший проповедника, отсек ему голову и преподнес «трофей» Саломии, которая отдала его Иродиаде. Страшная в своем безумии кровосмесительница стала в бешенстве колоть язык святого и затем выбросила голову. Погребение тела Иоанна состоялось в Севастии.


5. Обретение мощей

Мощи праведника долго находились в Константинополе вплоть до турецкого нашествия, а затем были перевезены в Петербург. Глава святого была захоронена в сосуде на Елеонской горе, где впоследствии воздвигли храм.

Возмездие


Царь Ирод за свое злодеяние был наказан: его войско было разбито, а сам он сослан в заточение по приказу Калигулы. Гибель Саломии точь-в-точь повторила насильственную смерть пророка. Она переходила зимой реку по льду, неожиданно лёд треснул и Саломия упала. Льдины сомкнулись у нее на шее, обезглавив её.


В Евангелии от Матфея сказано — Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед (Матф.3:4)

Акриды это насекомые, которые представляют собой некоторую разновидность саранчи, похожей на наших кузнечиков. Следует так же отметить, что эта еда в те времени была не экзотична, а скорее представляла собой самый низший класс пищи. Кстати, акриды до сих пор употребляются в пищу в Недже и .

В лавках с саранчой она продается мерами. Приготовляя ее в пищу, бросают ее живою в кипяток, который хорошо просаливают; через несколько времени саранча вынимается и просушивается на солнце.

Англичанин доктор Томсон, проживший в Палестине много лет и написавший очень хорошую о ней , говорит: «саранчу не ест в Сирии никто, кроме бедуинов на крайних границах, и о ней постоянно говорят, как о низшем сорте пищи, смотрят на нее большею частью с отвращением, так как эта пища выносится только низшими классами народа. Иоанн Креститель, однако, и принадлежал именно к этому классу, все равно - по необходимости или по выбору. Он также жил в пустыне, где такая пища и теперь употребляется; и потому в Евангелии излагается простая истина. Обыкновенной пищей Крестителя была саранча, вероятно, поджаренная в масле и смешанная с медом, как это и теперь бывает».

Саранча дозволена была в пищу еврейским законом — сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою. (Лев.11:22)

Под диким медом в Евангелии одни разумеют сок из пальм, смоковниц и других деревьев или же так называемую персидскую манну. Основание для такого мнения находят в том, что мед по-гречески называется просто meli, без прибавления agrion (дикий). В подтверждение того же мнения ссылаются на Плиния историка и Диодора Сицилийского, который говорит, что у набатейцев «растет много меда (meli), называемого диким (agrion), которым они пользуются в виде питья, смешанного с водою». Но другие принимают, что «дикий мед» есть обыкновенный пчелиный мед, который пчелы заносят в дуплах деревьев и отверстиях скал.

По словам Тристрама диких пчел в Палестине гораздо больше ульевых, и мед, продающийся в южных местностях, получается от диких роев. Действительно, говорит Тристрам, мало мест, которые были бы так пригодны для пчел, как Палестина. А в пустыне Иудейской пчелы многочисленнее, чем в какой-либо другой части Палестины, и мед до настоящего времени служит домашней пищей бедуинов, которые выжимают его из сотов и сохраняют в мехах. Нельзя не согласиться, что такое понимание слов «дикий мед» естественнее предыдущего.

Но есть и духовная составляющая этой пищи. Святой Феофилакт Болгарский