Общественный прогресс, его критерии и особенности в современных условиях. Понятие общественного прогресса Общественный п

Общественный прогресс - движение общества от простых и отсталых форм к более совершенным и сложным.

Противоположное понятие - регресс - возврат общества к уже отжившим, отсталым формам.

Поскольку прогресс предполагает оценку изменений в обществе как позитивных или негативных, он может пониматься различными исследователями по-разному, в зависимости от критериев прогресса. В качестве таковых выделяют:

    развитие производительных сил;

    развитие науки и технологии;

    увеличение свободы людей;

    совершенствование человеческого разума;

    нравственное развитие.

Поскольку указанные критерии не соответствуют, а зачастую, и противоречат друг другу, проявляется неоднозначность обществен­ного прогресса: прогресс в одних сферах жизни общества может приво­дить к регрессу в других.

Помимо этого прогресс имеет такую черту как противоречивость: любое прогрессивное открытие человечества может обернуться против него самого. Например, открытие ядерной энергии привело к созданию ядерной бомбы.

П рогресс в обществе может осуществляться различными путями:

I .

1) революция - насильственный переход общества от одной общественно-политического строя к другому, затрагивающий боль­шинство сфер жизни.

Признаки революции:

    коренное изменение существующего строя;

    затрагивает все сферы общественной жизни резкое;

    скачкообразное изменение.

2) реформа - проводимые властью постепенные, преемственные преобразования отдельных сфер.

Выделяют два вида реформ: прогрессивные (полезные для общества) и регрессивные (имеющие отрицательное влияние).

Признаки реформы:

    плавное изменение, не затрагивающее основ;

    затрагивает, как правило, только одну сферу общества.

II .

1) революция - резкие, скачкообразные, непредсказуемые измене­ния, ведущие к качественному преобразованию.

2) эволюция - постепенные, плавные преобразования, носящие пре­имущественно количественный характер.

1.17. Многовариантность развития общества

Общество - настолько сложное и многостороннее явление, что не­возможно однозначно описать и предсказать его развитие. Однако в обществознании сложились несколько типов классификации развития обществ.

I. Классификация общества по основному фактору производства.

1. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество. Основ­ной фактор производства - земля. Основной продукт производится в сельском хозяйстве, доминируют экстенсивные технологии, широ­ко распространено внеэкономическое принуждение, неразвитость тех­нологии. Социальная структура неизменная, социальная мобильность практически отсутствует. Религиозное сознание определяет все сферы жизни общества.

2. Индустриальное (промышленное) общество. Основной фактор производства - капитал. Переход от ручного труда к машинному, от традиционного общества к индустриальному - промышленная револю­ция. Доминирует массовое промышленное производство. Развиваются науки и технологии, и они совершенствуют промышленность. Меняется социальная структура и появляется возможность изменения социально­го статуса. Религия отходит на второй план, происходит индивидуали­зация сознания, и утверждается прагматизм и утилитаризм.

3. Постиндустриальное (информационное) общество. Основной фактор производства - знания, информация. Доминирует сфера услуг и мелкосерийное производство. Экономический рост определяется ро­стом потребления («общество потребления»). Высокая социальная мобильность, определяющим в социальной структуре является средний класс. Политический плюрализм, демократические ценности и значи­мость человеческой личности. Значимость духовных ценностей.

Прогресс — это восходящее развитие, связанное с совершенствованием содержания и форм организации общественной жизнедеятельности людей, ростом их материального и духовного благополучия. Прогресс чаще всего осмысливается как поступательное движение к определенной цели. Если имеет место прогресс, то в об-ве сущ.: направленное движение к реализации цели, происходит накопление новаций, осуществляется преемственность, сохраняется устойчивость в развитии общества. Если же имеет место возврат к изжившим себя формам и структурам, застой и даже происходит свертывание и вырождение каких-либо значимых функций, то можно определенно сказать,что происх. регресс.

Общественный прогресс - это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории.

Типы соц. прогресса:

1) антагонистический: прогресс одной части общества происходит во многом за счет эксплуатации, угнетения и подавления другой его части, продвижение в одних областях - за счет потерь в других;

2) неантагонистический, характерный для социалистического общества, где прогресс будет осуществляться во благо всего общества, усилиями всех социальных групп, без эксплуатации человека человеком.

2) Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя

Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки.

Марксизм: эволюционный процесс слишком мучительный для народа + если реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества используются три критерия : Как прогрессивное характеризуется то общество, в котором достаточно высоки эти показатели.

1. Уровень производительности труда - критерий, отражающий состояние экономической сферы жизнедеятельности общества. Хотя уже сегодня необходимо учитывать принципиальные изменения, которые происходят в этой сфере

2. Уровень свободы личности — долгое время считался отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обществе.

3. Уровень нравственности в обществе - интегральный критерий, сводящим воедино все многообразие подходов к проблеме прогресса, отражающим тенденцию гармонизации социальных изменений.


Конечно, нельзя забывать, что в реальной его жизни сам процесс развития противоречив, соответственно противоречив и путь его направленности. В реальной жизни каждого общества может быть рывок (прогресс) в одних сферах общества и отставание или даже регресс в других.

Поиски общего критерия общественного прогресса в философии привели мыслителей к выводу о том, что такой измеритель должен выражать неразрывную связь в развитии всех сфер, процессов общественной жизнедеятельности людей. В качестве общего критерия общественного прогресса выдвигались: реализация свободы, состояние здоровья людей, развитие нравственности, достижение счастья и др. Все это, несомненно, важные критерии общественного прогресса, но с помощью этих показателей трудно еще оценить достижения и потери современного движения истории.

В настоящее время в качестве важнейшего критерия общественного прогресса выдвигается экологическая комфортность жизни человека. Что касается общего универсального критерия общественного прогресса, то здесь решающая роль принадлежит производительным силам.

Специфические особенности общественного прогресса:

1. Глобальный , всемирный характер современной цивилизации, ее единство и целостность. Мир связан в единое целое: а) всеохватывающим характером научно-технического прогресса; б) процессами интернационализации мировых хозяйственных связей в производстве и обмене; в) новой всемирной ролью средств массовой информации и коммуникации; г) глобальными проблемами человечества (опасностью возникновения войны, экологической катастрофы и необходимостью их предотвращения).

2. Многополюсность , сегментность .

Человечество реализует себя в разнообразных типах обществ, этнических общностей, культурных пространств, религиозных верований, духовных традиций — все это полюсы, сегменты мировой цивилизации. Целостность мира не противоречит его многополюсности. Есть ценности, которые мы относим к общечеловеческим: нравственность; образ жизни, достойный гуманной сущности человека; доброта; духовная красота и др. Но есть ценности, которые принадлежат определенным обществам или социальным общностям: классам, отдельным индивидам и др.

3. Противоречивость. Противоречия надстраиваются одно на другое: между человеком и природой, государством и личностью, сильными и слабыми странами. Противоречия прогресса современного мира порождают глобальные проблемы человечества, т. е. те проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты и представляют угрозу для ее выживания, а поэтому требуют неотложного решения, причем усилиями народов всех стран. Среди наиболее серьезных глобальных проблем следует назвать проблемы предотвращения мировой бойни, экологической катастрофы, развития и совершенствования образования и здравоохранения, обеспечения населения Земли природными ресурсами, ликвидации голода, нищеты и др.

Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу. Что касается живой и неживой природы, то в данном случае следует употреблять понятия развития или эволюции (живая природа) и изменения (неживая природа).

Источники, движущие силы и типы общественного прогресса

При решении этого вопроса крайне важно исходить из того, что противоречие есть источником всякого развития. Следует заметить, что в решении вопроса об источнике общественного прогресса среди исследователœей этой проблемы единства нет, хотя большинство из них исходит из того, что указанный источник следует искать в противоречиях. Вместе с тем, в вопросœе о том, какое противоречие следует считать источником общественного прогресса, существуют разные взгляды.

Наиболее распространенной является мысль, что источник общественного прогресса возникает из противоречия между производительными силами и производственными отношениями. При этом подчеркивается, что процесс решения и воспроизведения этого противоречия находит свое проявление в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Это противоречие воспринимается как основное противоречие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ присуще всœем общественно-экономическим формациям.

Распространен также взгляд, в соответствии с которым основным противоречием общественного развития есть противоречие между неуклонно возрастающими материальными и культурными потребностями человека, с одной стороны, и достигнутым уровнем производства – с другой.

Исследуя противоречие как источник общественного прогресса и всякого развития вообще, важно учитывать утверждение В.И. Ленина о том, что “в собственном понимании диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов...”. Это означает, что главное внимание следует обращать, прежде всœего, на выявление противоречия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оно имеет в себе самом.

Применяя указанное положение к анализу источника общественного прогресса, можно сделать вывод: если общественный прогресс есть по своей сути процессом становления и развития сущности человека, то источник следует искать именно в противоречиях человеческой сущности, которая проявляется в диалектике потребностей и деятельности. При этом потребности составляют определœенную систему, которой отвечает и определœенная система видов деятельности. Так, сущность первого порядка реализуется в диалектике непосредственных жизненных потребностей человека и в разнообразной деятельности по их удовлетворению и воспроизведению. Сущность второго порядка – в диалектике потребностей в производстве орудий работы и трудовой деятельности. Сущность третьего порядка – в диалектике потребностей в системе общественных отношений и деятельности по их воспроизведению. Сущность четвертого порядка – в диалектике потребностей в целях и деятельности по их реализации, воспроизведению и рождению новых. Сущность пятого порядка – в диалектике потребности в свободе и творческой деятельности по ее реализации и воспроизведению.

В случае если рассматривать сущность человека как целостную систему, которая включает в себя всœе указанные равные сущности, то можно сказать, что она (сущность) обнаруживается в диалектике потребностей и деятельности и реализуется как разногласие между потребностями и возможностями их удовлетворения, обусловленными уровнем развития производственных сил, характером общественных отношений (прежде всœего производственных), масштабностью и направленностью целœей, а также мерой осознания человеком сущности мира своего бытия и собственной сущности, которые воплощены в равные свободы, а также характером, содержанием и направленностью деятельности. Беспрерывное решение и воспроизведение этого разногласия является сущностью общественного прогресса, который возникает как процесс становления и развития человеческой сущности.

Раскрытие вопроса об источнике прогресса обусловливает крайне важно сть анализа проблемы системы противоречий в границах сущности человека. Речь идет о противоречиях выявления взаимосвязей, между которыми разрешено рассматривать процесс исторического развития общества как процесс его самодвижения. Вместе с тем, раскрытие источника общественного прогресса как процесса становления и развития сущности человека делает необходимым выяснение основного противоречия общественного прогресса. Последнее важно и с той точки зрения, что в литературе, посвященной исследованию общественного прогресса, его основное противоречие и источник развития отождествляются.

На самом делœе понятие источника общественного прогресса более широко по объёму, чем понятие основного противоречия. Источник общественного прогресса составляет систему взаимосвязанных противоречий разных уровней (порядков) сущности человека. Основное же противоречие - ϶ᴛᴏ противоречие той стороны сущности человека, которая является определяющей в его жизнедеятельности в формировании сущности человека как системы, целостности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основное противоречие общественного прогресса в целом есть противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения, обусловленными достигнутым уровнем производства. Здесь следует отметить, что речь идет не только о непосредственных жизненных потребностях человека как живого существа (пища, одежда, жилье), но и о потребностях в орудиях труда, удовлетворение которых есть необходимым условием удовлетворения исходных жизненных потребностей, их воспроизведением и рождением новых.

Основное противоречие общественного прогресса не противопоставляется источнику общественного развития, а является определяющим относительно него. Итак, решение и воспроизведение основного противоречия осуществляется не само по себе, не изолированно от других, а во взаимодействии и под влиянием всœей системы противоречий, которые характеризуют разные уровни (порядки) сущности человека.

Следует подчеркнуть, что сама потребность возникает как противоречие. Поскольку человек есть сложная открытая система, которая может существовать, функционировать и развиваться только в непосредственном взаимодействии с условиями существования, то потребность как выражение противоречия между крайне важно стью существования системы и ограниченностью ее обеспечения приобретает качество внутреннего импульса жизнедеятельности. Решение этого противоречия становится возможным только во взаимодействии человека (благодаря деятельности) с окружающей действительностью.

Удовлетворение потребностей в процессе деятельности ведет к возникновению новых потребностей, которые выражают (составляют) более высокий уровень развития человека. В свою очередь, новая потребность для своей реализации обусловливает крайне важно сть в более совершенной деятельности, ᴛ.ᴇ. и основное противоречие, и источник общественного прогресса в целом реализуются в беспрерывном решении и воспроизведении себя в пределах сущности человека.

Этот процесс проявляется как взаимодействие закона повышения потребностей и закона развития деятельности, взаимодействия, в котором потребность как импульс жизнедеятельности предопределяет крайне важно сть деятельности. Последний выступает здесь, с одной стороны, как результат наличия и проявления потребности, с другой – как средство его удовлетворения и предпосылка рождения новой, более масштабной потребности. Новая потребность, возникнув как результат деятельности, становится предпосылкой развития деятельности, крайне важно й для своего решения. Итак, в наиболее общей форме источник общественного прогресса отображается в диалектике потребностей и деятельности.

При этом этого общетеоретического уровня характеристики общественного прогресса и его источника как процесса становления и развития человеческой сущности недостаточно для анализа конкретного хода истории. Ведь в действительности сущность проявляется во взаимодействии с внешними явлениями, которые обусловливают неадекватность ее проявления.

Следует подчеркнуть, что в отличие от природы, где противоречие как источник развития является вместе с тем и его движущей силой, в обществе проблема источника развития и движущих сил приобретает более сложный характер.
Размещено на реф.рф
Это поясняется тем, что в обществе объективные законы его развития реализуются через целœенаправленную деятельность людей, заинтересованных в обеспечении необходимых условий удовлетворения своих потребностей, своего существования, функционирования и развития. Интересы людей, групп, классов (социальных субъектов)далеко не всœегда совпадают с направлением действия объективных законов. Эта деятельность людей может или оказывать содействие поступательному развитию общества, или тормозить его. По этой причине под движущими силами общественного прогресса следует понимать те социальные силы, благодаря деятельности и взаимодействию которых осуществляется решение и воспроизведение противоречий, которые представляют из себяисточник развития общества.

Учитывая зависимость отособенностей проявления и способа решения противоречий общественного прогресса, прежде всœего антагонистических и неантагонистических, в истории общества выделяют два базовых типа общественного прогресса: антагонистический и неантагонистический, хотя границы между ними бывают условными. Общим для этих типов общественного прогресса является то, что развитие общества, его поступательное восхождение от низших к высшим, более совершенным формам общественной организации начинается из производства и усовершенствования орудий труда в их взаимосвязи с удовлетворением и воспроизведением потребностей. Усовершенствование же орудий труда предопределяет крайне важно сть развития и усовершенствования самого человека как главной продуктивной силы. По этой причине, как указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, что уже с самого начала обнаруживается материальная связь людей между собой, связь, которая предопределяется потребностями и способом производства и есть такой же старой, как сами люди, связь, которая набирает всœе новых форм, а значит, представляет собой “историю”. Развитие производства предопределяет формирование и развитие производственных отношений, всœей системы общественных отношений, которые, возникнув как результат производства, превращаются в его необходимую предпосылку.

Важной особенностью первого типа общественного прогресса было то, что в условиях первоначального общества субъектом социальной деятельности выступала община. Потребности общины, процесс их удовлетворения и воспроизведения опосредствовали удовлетворение потребностей каждого индивида. Племенная община была первой предпосылкой присвоения людьми объективных условий как их жизни, так и той деятельности, с помощью которой эта жизнь воссоздается и приобретает предметные формы (деятельность как пастуха, охотника, земледельца и т.д.).

На этом этапе истории община выступает как первая большая производительная сила. Осуществляя процесс производства, она обеспечивала свое существование и существование каждого индивида, ᴛ.ᴇ. основное противоречие общественного прогресса (между потребностями и достигнутым уровнем производства) в первоначальном обществе находилось в производительных силах, в содержании способа производства. Низкий уровень развития самого человека и орудий работы предопределяли крайне важно сть совместного труда, непосредственную связь производителя с орудиями работы, общинную собственность на средства производства, равнозначное место членов общины в системе производства, распределœение в интересах всœей общины.

Рассмотренная система была той социальной формой, на базе и в границах которой решалось и воссоздавалось основное противоречие. Движущей силой общественного прогресса здесь были объединœенные действия членов общины, которые обеспечивали необходимые условия для ее существования и развития. Незрелому развитию производственных сил и системы общественных отношений отвечали низкий уровень свободы и творчества. Источник общественного прогресса в рамках его первого типа, возникал как противоречие между потребностями общины и возможностями их удовлетворения, обусловленными уровнем развития производительных сил, характером общественных отношений, масштабностью целœей, а также уровнем свободы и творчества.

С усовершенствованием орудий труда, развитием человека и его потребностей возрастала и производительность труда, которая обусловила распределœение и специализацию труда внутри общины. Вследствие этого общественная собственность на средства производства уступает место частной собственности, равенство мест индивидов в системе производства – социальному неравенству.

С разделœением общества на классы возникает новый тип общественного прогресса, который включает в себя рабовладельческую, феодальную и капиталистическую формации. Главной производственной силой в данном обществе становятся угнетенные трудящиеся массы, которые, не имея собственности на средства производства, не могли пользоваться созданными ими благами, удовлетворять свои потребности. Для обеспечения своего существования угнетенные массы были вынуждены вести борьбу против эксплуататоров и господствующих производственных отношений. Необходимость этой борьбы определялась также тем, что с разделœением общества на классы интерес господствующего класса стал движущим фактором производства в целом. Господствующие классы, обеспечивая удовлетворение своих потребностей и интересов, развивали в соответствии с ними и производство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в значительной мере осуществлялось за счёт эксплуатации угнетенных. Человек рассматривался прежде всœего как средство осуществления общественного прогресса.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, новый тип общественного прогресса характеризовался тем, что с разделœением общества на классы основное противоречие его перемещалось из сферы производительных сил в сферу взаимосвязей между производительными силами и производственными отношениями. Итак, борьба передовых классов против отживших производственных отношений, реакционных социально-политических порядков есть решающей силой восходящего исторического развития.

В условиях капитализма противоречие между производительными силами и производственными отношениями приобретает всё более острый характер.
Размещено на реф.рф
Общественный характер производства, суть которого состоит в том, что разные области производства переплетаются в единый производственный процесс, обусловливает потребность в планомерной организации производства, управлении всœем этим процессом, а также в установлении распределœения в интересах тех, кто осуществляет производство. На этапе становления капитализма и развития его как общественно-экономической формации, противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения находила свое выражение в обострении противоречий между рабочим классом и буржуазией.

На современном этапе общественного развития капитализм, осуществив научно-техническую революцию и приспособив свои производственные отношения к имеющемуся уровню развития производительных сил, пошел классическим путем экономического либерализма. Тем самым это общество обнаружило значительные потенциальные возможности для прогрессивного развития. Особое значение приобрели интеграционные процессы, которые охватили практически всœе стороны социальной жизни. В этих условиях значительно усилилось влияние на развитие общества потребностей, от решения которых зависит не только его прогресс, но и само существование человечества. Указанные обстоятельства обусловили возникновение ситуации, в которой общечеловеческое приобретает приоритетное значение. Итак, на первый план выходят вопросы, связанные с общественным прогрессом и глобальными проблемами современности.

Источники, движущие силы и типы общественного прогресса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Источники, движущие силы и типы общественного прогресса" 2017, 2018.

Почти весь современный мир охвачен глубокими изменениями. Интенсивность перемен в социальной действительности постоянно возрастает: при жизни одного поколения возникают, рушатся и рождаются новые формы организации жизни, не только отдельных обществ, но и всего мироустройства.

В социологии для описания социальной динамики применяются понятия социальные изменения, социальное развитие, социальный прогресс и др.

Общество никогда не бывает неподвижным, в нем всегда что-нибудь происходит, случается, меняется. Реализуя свои потребности, люди осваивают новые виды деятельности и общения, приобретают новые статусы, приобщаются к новым социальным ролям, меняют среду, меняются сами в течение жизни и в процессе смены поколений (выросшие дети уже не такие, как их родители и прародители).

Социальные изменения отличаются неравномерностью и противоречивостью. Одни перемены малозаметны, другие существенно меняют общественную жизнь (поразмышляйте над тем, как изменилась жизнь общества после изобретения плуга, письменности, парового двигателя, компьютера).

Такие явления, как «человек из пробирки» и «суррогатная мать», из научной лаборатории перешли в общественную жизнь и породили новые социальные связи и взаимодействия, а также показали, что существующие правовые и этические нормы не готовы их регулировать. С одной стороны, в промышленно-развитых странах на протяжении жизни одного поколения происходят грандиозные изменения в общественной жизни и общество меняется до неузнаваемости, а в то же время, с другой стороны, продолжают существовать общества, перемены в которых осуществляются крайне медленно (африканские или австралийские примитивные системы).

Противоречивость социальных изменений обусловлена несовпадением социальных интересов различных групп в обществе и неодинаковым восприятием ими происходящих перемен. Например, потребность достойного материально-обеспеченного существования формирует интерес работника дороже продать свою рабочую силу. Предприниматель, реализуя такую же потребность, стремится приобрести рабочую силу подешевле. Поэтому изменения в организации труда могут быть положительно восприняты одними социальными группами и не вызвать никакого удовлетворения у других.

Среди большого количества социальных изменений можно выделить те, которые являются качественными, направленными и необратимыми. Такие изменения принято называть социальным развитием . Социальное развитие - это такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, социальных институтов, социальных норм и ценностей. Оно связано с накоплением, приращением и усложнением структур и функций социальной системы, в результате чего система становится более эффективной, повышаются ее возможности удовлетворять потребности людей. Важным показателем социального развития является развитие личностных качеств человека.


Определяя социальное развитие, следует указать, что оно отражает необратимое, направленное и закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние, т. е. изменяется их состав или структура. Понятие «социальное развитие » по своему объему уже понятия «социальное изменение ». Всякое социальное развитие - это социальное изменение, но не наоборот. Периоды войн, хаоса, кризисов, тоталитаризма, отрицательно влияющие на социальную жизнь, нельзя назвать развитием.

В истории социологии отчетливо прослеживаются два подхода к рассмотрению развития общества. Это социальная эволюция и социальная революция. Под социальной эволюцией обычно понимается постепенное, плавное, поэтапное развитие общества, а социальная революция предполагает радикальный переход от старого к новому, качественный скачок, изменяющий все стороны жизни общества.

Изменения в обществе происходят не всегда хаотично, они имеют определенную направленность, которая обозначается такими понятиями, как прогресс и регресс. Социальный прогресс - это направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким, от менее совершенных к более совершенным. Например, такие изменения в социальных отношениях, которые ведут к более полному равенству, росту социальной свободы и социальной справедливости, улучшению условий жизни людей, можно с уверенностью отнести к позитивным и назвать социальным прогрессом.

Ход истории не был всегда ровным и гладким, были повороты, изломы (зигзаги). Локальные конфликты, мировые войны, кризисы, установление фашистских режимов - все это сопровождалось негативными изменениями в жизни общества. Кроме того, социальные явления, которые изначально оценивались, как только положительные, могли иметь негативные последствия: индустриализация и урбанизация долгое время считались синонимами прогресса, но только относительно недавно заговорили о негативных эффектах загрязнения и разрушения окружающей среды, перенаселенных городах, пробках на автострадах. Если сумма позитивных последствий от происходящих изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе, если наоборот - имеет место регресс.

Регресс противоположен прогрессу и представляет собой обратное движение от высшего к низшему, от сложного к простому, от целого к его частям и т. п. Но общая линия исторического развития в целом имеет положительную, прогрессивную направленность. Прогресс - это глобальный процесс, характеризующий движение общества на всем протяжении истории. Регресс только локален: он охватывает отдельные общества и конкретные промежутки времени.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным. Реформа представляет собой частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция - комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Вопрос о критериях социального прогресса является достаточно сложным и дискуссионным. Критерии социального прогресса выделяют люди (ученые философы, историки, социологи и др.), а они могут иметь различные ценностные ориентации и могут неодинаково и даже диаметрально противоположно оценивать одно и то же явление или процесс.

Оценочные суждения такого рода, как «лучше - хуже», «прогрессивно - реакционно», сами по себе действительно субъективны, но если они отражают объективно складывающиеся в реальном обществе социальные связи и взаимодействия, то в этом смысле они не только субъективны, но и объективны.

Критерии социального прогресса у различных ученых далеко не одинаковы.

В обобщенном виде общепризнанными являются:

Развитие человеческого разума, уровень знаний;

Совершенствование нравственности людей;

Развитие производительных сил, включая самого человека;

Уровень и характер производства и потребления;

Развитие науки и техники;

Степень дифференциации и интеграции общества;

Степень свободы личности от стихийных сил природы и общества;

Социально-политические права и свободы личности;

Средняя продолжительность жизни.

Однако главным индикатором прогрессивности или регрессивности социальных изменений является человек , его материальное, физическое, нравственное состояние, свободное и всестороннее развитие личности, возможность раскрыть во всей полноте свою индивидуальность. Таким образом, в современной системе социогуманитарного знания утверждается гуманистическая концепция социального прогресса, т. е. главным критерием и целью социального прогресса является человек.

В 1990 г. специалистами ООН был разработан Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), позволяющий учитывать как экономические, так и социальные составляющие качества жизни населения мира. Это интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.

ИРЧП рассчитывается как среднеарифметическая величина трех показателей:

Ожидаемая продолжительность жизни - оценивает долголетие;

Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения;

Уровень жизни, оценённый через ВНД (валовой национальный доход) на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США.

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень.

Первая пятёрка стран с самым высоким ИРЧП: Норвегия, Австралия, США, Нидерланды, Германия. В 2013 г. были опубликованы данные за 2012 г., согласно которым Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем индекса человеческого развития и занимает 47-е место из 187 стран, а в 2006 г. занимала 67-е место.

Противоречия в развитии общества. Кризис как стадия развития социальных систем. Преодоление кризиса.

Для того чтобы разобраться, что такое кризис социальной системы, следует вспомнить, что такое социальная система, и рассмотреть понятия социальной стабильности и социальной нестабильности.

Общественное развитие в ХХ в. приобретает такую степень усложненности, что возникает необходимость говорить об обществе как о системе. Системный подход предполагает рассмотрение общества как системы, состоящей из множества взаимосвязанных элементов. Социальная система включает в себя не только указанное множество элементов, но и множество социальных связей между этими элементами.

В теории структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон) общество рассматривается как система, состоящая из подсистем, каждая из которых выполняет важные для системы функции и, в свою очередь, может рассматриваться как относительно самостоятельная система, состоящая из множества более мелких подсистем.

Мельчайшим элементом любой социальной системы или подсистемы является действующий индивид (или система социального действия индивида). Человек, включенный в систему социальных взаимодействий (в различные группы, общности, социальные институты), не просто выполняет отведенные ему роли и функции, но и осмысливает происходящее. Наделенный сознанием и волей, человек в своих действиях руководствуется не только социальными нормами и ценностями, но и своими потребностями, интересами.

Общество как социальная система представляет собой множество устойчивых социальных групп, общностей, социальных институтов, взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обусловливает его существование, функционирование и развитие. Таким образом, социальная система - это совокупность взаимодействующих социальных групп, общий интерес которых состоит в обеспечении собственного сохранения и развития. В понятие «социальная система» включены также государственно-политические отношения, национальные образования (нации, народности, этнические группы), социально-классовые группы и общности, сфера общественного сознания.

Общество рассматривается не только как система, но и как «процесс», т. е. постоянно длящийся поток событий, как своеобразное «социальное поле» постоянных перемен. Признание того, что общество изменяется, ставит вопрос о соотношении социальных изменений и социальной стабильности.

С социологической точки зрения стабильность социальной системы не означает ее неизменность и неподвижность. Если система не изменяется - это признак застоя, что рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге к нестабильности.

Социальная стабильность - это такая устойчивость социальных структур (групп, общностей, социальных институтов), процессов и отношений между ними, которая при всех их изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность.

Социальная стабильность складывается из трех уровней:

- внутренней стабильности социальных систем (групп, институтов, организаций, сообществ);

- стабильности их взаимосвязей и их взаимодействий между собой;

- стабильности всего общества , которую обозначают понятием социетальная стабильность.

Социетальная стабильность включает в себя политическую, экономическую, идеологическую, культурную и т. д. стабильности на уровне всего общества. Стабильное общество - это развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость общество, в котором налажен механизм изменений, сохраняющий его устойчивость, исключающий такую борьбу социальных сил, которая ведет к расшатыванию устоев общества. В таком обществе стабильность достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент в нужном месте. Социальные изменения являются необходимым условием и элементом социальной стабильности.

Таким образом, социальная стабильность - это такое состояние общества, при котором никакие изменения не нарушают его целостности и качественной определенности.

В реальной социальной жизни почти не бывает абсолютной стабильности. В любом обществе всегда имеют место нарушения равновесия внутри социальных систем и между ними, проявления реальной или потенциальной нестабильности. Под нестабильностью понимаются такие деформации структуры, функций или каких-либо процессов социальных систем, которые деформируют эти системы и угрожают их целостности. Такая нестабильность может быть и на уровне отдельных социальных систем, например, нестабильность экономики, государственной власти или нестабильность на уровне всего общества.

В реальной социальной жизни нестабильность является признаком каких-либо нерешенных проблем, дисфункций, деформаций. Факторы нестабильности, как и факторы стабильности, могут быть внешними по отношению к социальной системе и внутренними. Внешние факторы, в свою очередь, могут быть подразделены на социальные (антропогенные) и природные.

Нестабильность системы - это разрушение или, по крайней мере, нарушение ее целостности, деформация структуры и функций.

Нестабильность углубляется и расширяется, если правящие группы не принимают мер по контролю или если эти меры недостаточны и неадекватны. В таком случае нестабильность не только возрастает, но перерастает в кризисную ситуацию, кризис.

Можно зафиксировать три стадии в процессе нарастания нестабильности.

Первая стадия - это деформация отдельных структур, отдельных функций или процессов внутри социальной системы, а также отдельные нарушения межсистемных связей, например, деформации отдельных социальных институтов.

Вторая стадия - общая нестабильность социальной системы, когда существенно нарушается ее целостность. Это стадия общего кризиса социальной системы. На этой стадии еще возможно восстановление, возрождение системы в прежнем качестве, хотя для этого требуются значительно большие усилия, чем на предыдущей стадии.

Российские ученые сформулировали предельно критические, пороговые показатели системного кризиса общества, означающие опасность возникновения необратимых процессов распада. Эти показатели сгруппированы в семи важнейших сферах жизнедеятельности конкретного общества: экономические отношения, социальная сфера общества, демографическая ситуация, экологическая ситуация, девиантное поведение, политические отношения, обороноспособность.

Так, социальная сфера содержит четыре показателя:

Соотношение доходов 10 % самых богатых и 10 % самых бедных граждан. Предельно критическое значение в мировой практике выражается числом 10:1;

Доля населения, живущего за чертой бедности. Предельно критическое значение в мировой практике - 10 %;

Соотношение минимальной и средней заработной платы. Предельно критическое мировое значение составляет 1:3;

Уровень безработицы. Предельно критическое мировое значение - 8-10 %.

В серединеи второй половине 1990-х гг. многие реальные показатели в постсоветских обществах выходили за рамки предельно критических, что самым серьезным образом сказывалось на их стабильности.

Третья стадия нестабильности - это катастрофа, т. е. разрушение данной социальной системы, конец ее существования. Возврат к прежнему состоянию уже невозможен, и разрушительные антисистемные социальные изменения приобретают необратимый характер.

История знает лишь два выхода из таких социальных катастроф:

1) распад, умирание данной социальной системы (общества), цивилизации и культуры (гибель древнеегипетской , греко-римской , византийской и др. цивилизаций);

2) переход в принципиально новое социальное качество, формирование качественно новой социальной системы.

Последнее возможно лишь при определенных объективных и субъективных условиях, политической воле правящих групп, огромных усилиях значительных масс людей.

Таким образом, если социальные изменения углубляются и остаются вне контроля и регулирования социальных субъектов, прежде всего правящей элиты, то возникает опасность перерастания их в социальный кризис, означающий существенные нарушения системной целостности. Социальный кризис - острая форма проявления социального противоречия, связанная с нарушением социальной стабильности. Кризисом также называют период обострения социальных противоречий.

Общая причина кризисов - появление в системной структуре общества нового элемента - социальной группы, интересы которой не могли быть удовлетворены в рамках существующей системы. В социальных системах все противоречия так или иначе связаны с интересами классов, слоев, групп.

Интерес в данном случае понимается не как любопытство («что же там за горизонтом?» или «есть ли жизнь на Марсе?»), а как совокупность основополагающих целей, устремлений, как осознанная потребность. Иными словами, осознавая свои потребности, индивиды и социальные группы формулируют в своем сознании конкретные цели и стремятся их достигать, проявляя при этом определенную активность.

Ученые выделяют три группы противоречий в социальных системах:

Противоречия индивидов в рамках единой социальной группы;

Противоречия между интересами социальных групп;

Противоречия между общим интересом данной социальной системы и интересами других социальных систем.

У этих групп противоречий есть общее - это противоречия между , между целью и способом ее достижения. Именно это противоречие является главным (основным) в развитии любой социальной системы. Разрешение данного противоречия приводит систему к некоторому равновесию. Система на некоторое время сохраняет баланс интересов, но рост потребностей носит опережающий характер, и это противоречие возникает вновь.

Противоречия между потребностями и возможностями , между целью и способом ее достижения можно разложить на два фактора: стимулирующий и сдерживающий. Для любого индивида или группы целью является удовлетворение постоянно возрастающих потребностей - это стимулирующий фактор, который побуждает человека к проявлению активности, к действиям. Сдерживающим фактором является необходимость самосохранения (инстинкт самосохранения), которая определяет, что для достижения цели не все средства бывают хороши. Иными словами, способ удовлетворения потребностей индивида, группы, социальной системы не должен нарушать целостность системы, т. е. сохранение индивида, группы, системы является необходимым условием такого удовлетворения.

Возникают ситуации, когда разрешение противоречия становится невозможным в силу того, что оно приобретает антагонистический характер: т. е. у индивида возникают потребности, которые он не в силах удовлетворить имеющимися способами, которые бы сохраняли предложенную ему социальную роль. Индивид оказывается перед выбором: либо отказаться от потребности, либо выйти за рамки социальной роли и нарушить существующие социальные нормы. Возникает кризис на уровне социального поведения индивида.

Когда количество таких индивидов достигает критической отметки, кризис возникает уже внутри социальной группы. При возникновении антагонистических интересов у разных социальных групп кризис охватывает всю систему.

Во второй половине ХХ в. в естественных науках возникло новое научное течение, принципы которого распространились и в гуманитарных науках, - синергетика . Сейчас это новое междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно (процессы самоорганизации и самодезорганизации) в открытых нелинейных системах самой различной природы.

Кризисные моменты в процессе социальных изменений называют моментами бифуркации , т. е. разветвления вариантов дальнейших перемен. Бифуркация отражается в дезорганизации общества, в социальной аномии и обладает свойством непредсказуемости. Из этой точки система может выйти из кризиса обновленной, преобразоваться в качественно иное общество, но может погибнуть, умереть, исчезнуть, как исчезли древние цивилизации инков, майя, ацтеков и др. Исход из точки бифуркации зависит от множества как внутренних, так и внешних по отношению к системе факторов. В точке бифуркации выбор нового состояния не гарантирован: может происходить нарастание как порядка, так и хаоса.

Иными словами, из кризисного состояния (из состояния системной бифуркации) возможны два выхода, которые далеко неравнозначны по своим результатам: полная дезинтеграция системы, распад на более простые состояния или гибель системы; самоорганизация, т. е. перегруппировка элементов прежней системы и возникновение более сложной организации, новой системы или новых систем.

При анализе процессов общественного развития необходимо учитывать регулирующее сознательное человеческое начало, которое воздействует на процессы бифуркации. Это означает, что государство, социальные институты, политические лидеры, осуществляющие управление и контроль за переходным состоянием социальных систем, не должны допустить перехода системы к траектории саморазрушающего развития. В силу того, что основным элементом социальной системы являются люди, наделенные сознанием, волей и принимающие решения, кризисное общество требует повышенной ответственности людей за свои действия, в первую очередь это касается политических лидеров.

Консолидация усилий различных политических сил, объединение их действий, сотрудничество, поиск компромиссов в принятии антикризисных решений - вот те возможные пути, которые позволят выйти из кризиса.

В процессе перехода системы в новое качество большую роль играют инновации (нововведения). Социальные системы имеют способность повышать уровень своей организации, способны к самодостраиванию и самоорганизации. Инновации принято рассматривать как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной среде. Толчком к социальным изменениям могут быть нововведения в экономической, политической сфере, в науке, технике, культуре.

Вопросы для проверки и самоконтроля

1. В чем сущность линейно-стадиальной модели общественного развития?

2. Чем отличаются нелинейные модели объяснения исторического процесса?

3. Охарактеризуйте эволюционизм как концепцию социальных изменений. В чем его ограниченность?

4. Как рассматривает К. Маркс исторический процесс? Какие этапы исторического процесса он выделяет? Что выступает в качестве главного основания их выделения?

5. Объясните, как происходит общественное развитие с точки зрения К. Маркса.

6. Раскройте содержание понятия «цивилизация».

7. В чем сущность нелинейных подходов к рассмотрению истории? Какие социологические теории содержат указанные подходы?

8. Как соотносятся между собой понятия «социальное изменение», «социальное развитие» и «социальный прогресс»?

9. В чем различия между социальным прогрессом и социальным регрессом, социальной революцией и социальной эволюцией, социальной революцией и социальными реформами? Приведите примеры.

10. Каковы причины социальных кризисов? Какие способы их разрешения, на ваш взгляд, являются наиболее приемлемыми?