Чем был известен царь вавилона хаммурапи. Высеченные на каменном столбе правила: законы царя Хаммурапи

Из Аморейской династии, в царствование которого был составлен первый известный письменный свод законов - Кодекс Хаммурапи . События 43-летнего правления Хаммурапи известны благодаря общей для Месопотамии традиции именовать год по какому-либо из деяний царя. Вступление Хаммурапи на престол было ознаменовано обычным для первого года правления царя «указом о справедливости», согласно которому должники по всей стране освобождались от уплаты долгов и долгового рабства. О начале его действия возвещал факел, возжигаемый царем на городской стене Вавилона: окрестные селения и города зажигали новые огни и передавали весть далее по всей стране.

Хаммурапи продолжил политику своего отца Синмубаллита, который стремился установить контроль над ирригационной системой и землями, расположенными южнее Вавилона. В 1787 до н. э. царь успешно воевал с правителем Ларсы Рим-Сином, захватил города Урук , Иссин и подошел к Ларсе на расстояние одного дневного перехода. Но уже в следующем году военные действия велись уже в пределах царства Хаммурапи и закончились установлением длительного мира между противниками, вынужденными считаться с военным могуществом друг друга.

Заключение мира с Рим-Сином дало возможность Хаммурапи изменить направление военной экспансии. Надписи царя сообщают о разорении им стоявшего неподалеку от устья реки Диялы города Малгиум и присоединении к Вавилонскому царству земель вокруг города Рапикум, который был расположен значительно севернее Вавилона. Строительство стен против «горной страны» призвано было обезопасить рубежи государства от нападения кочевых племен.

Следующие 20 лет правления Хаммурапи были посвящены строительству новых храмов и восстановлению старых, сооружению оросительных каналов, два из которых были названы именем царя - «Хаммурапи - изобилие» и «Хаммурапи - богатство народов». Широкая строительная деятельность Хаммурапи свидетельствовала о богатстве и процветании его страны. Сохранились многочисленные письма Хаммурапи в различные концы подвластного ему государства, содержавшие подробные инструкции чиновникам и должностным лицам. Энергия и политическая мудрость царя способствовали упрочению центральной власти: был установлен жесткий государственный контроль над торговлей, упорядочен сбор налогов, проведена судебная реформа, завершившаяся в конце царствования изданием знаменитого Кодекса Хаммурапи. Царь подчинил своей власти храмовые хозяйства и жрецов, которые в официальных документах стали именовать себя его рабами.

В 1764 до н.э на 29-м году царствования Хаммурапи одержал победу над угрожавшей Вавилону коалицией племен, «которую собрал Элам вместе с Субарту, кутиями, Эшнунной и Малгиумом». На 31-м году правления Хаммурапи победил своего старого соперника царя Рим-Сина, объединив под властью Вавилона земли Юга. На 35-м году правления он завоевал Мари и уничтожил его могущество, повелев срыть городские стены; на 38-м году царствования он подчинил своей власти Эшнунну.

Умерший в преклонном возрасте царь последние годы жизни был болен и передал полномочия власти своему сыну Самсуилуне. Последовавшее за смертью Хаммурапи всеобщее восстание городов Юга Двуречья может быть воспринято как свидетельство о непрочности его власти на завоеванных территориях. Имя Хаммурапи сохранилось благодаря сборнику законов. Во вступлении к кодексу, как бы подводя итог своей деятельности, Хаммурапи, «первейший из царей, несравненный государь, пастырь народов», провозглашает, что он - «воитель, пощадивший Ларсу», владыка, «давший обилие Уру» и «сохранивший жизнь Уруку», царь, «покоривший евфратские селения, тот, кто помиловал людей Мари», «владыка четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона».

О царе Хаммурапи

Хаммурапи был царём Вавилона, который прославился как искусный правитель, политик, полководец и всесторонне развитая личность, принесшая своей стране возвышение и славу. Недаром его имя буквально переводится как «целитель» и «дарующий жизнь». Хаммурапи был шестым царём первой Вавилонской династии и правил с 1793 по 1750 год до н.э. Сначала своего правления он зарекомендовал себя как добропорядочный человек, отменяя долги, прощая подданных и увеличивая страну благодаря градостроительству. Спустя несколько лет, царю Хаммурапи захотелось немного расширить границы своего могущества, и он начал захватывать близлежащие селения. Всё оставшееся время правления прошло в войнах, первые 20 лет они были более-менее мирными, без особых столкновений с главными правительствами Месопотамии, а вот последние 14 лет – кровавыми, с историческими врагами Вавилона.

За всю историю правления Хаммурапи показал себя как гениальный и справедливый полководец, но прославился он не только войнами, но и своей хозяйственной деятельностью. Царь строго упорядочил и централизовал административную систему, и, исходя из этого, малейшие хозяйственные вопросы государства решались исключительно правителем Вавилона, и он, в свою очередь, с удовольствием и вниманием их решал. Он вёл активную переписку с чиновниками, вводил новшества в правление, которые давали всегда положительные результаты, вёл активную просветительскую деятельность среди разных слоёв населения государства. При правлении именно этого царя произошел чрезвычайный рост товарно-денежных отношений и усиление торговли. Особое внимание Хаммурапи уделял орошению земли и постройке новых водных каналов, что, безусловно, принесло свои плоды. Современниками был оценён вклад Хаммурапи в историю, его масштабная законодательная и реформаторская деятельность. Умер царь Хаммурапи в старости от множества болезней, атаковавших его организм.

Законы Хаммурапи

В конце своего правления царь Хаммурапи приказал высечь на чёрном столбе из базальта свод законов. Этот «сборник» является одним из древнейших сокровищ за всю историю существования человечества. Законы были выбиты клинописью, древнейшим способом письма, на классическом диалекте в Вавилоне, употребляемом в те времена. На вершине легендарного столба изображен сам царь Вавилонии – Хаммурапи, которому бог солнца вручает законы. Обе стороны столба полностью покрыты надписями законов с общим количеством 282 постановлений. Все законы вытекают из шумерских традиций (первой цивилизации на планете) и являются основными по всей Месопотамии тех времён. Большая часть законов обращена на регулирование хозяйственных, административных, экономических и семейных отношений. Несмотря на суровость законов (любая кража и подвох карались казнью), общие их черты до сих пор и сегодня применимы и применяемы.

Правовая система Древнего мира - достаточно сложная и многогранная тема. С одной стороны, казнить тогда могли «без суда и следствия», а вот с другой - немало законов, существовавших в ту пору, были не в пример справедливее тех, которые действовали и действуют на территориях многих современных государств. Царь Хаммурапи, правивший в Вавилоне в незапамятные времена, - хороший пример этой многогранности. Точнее, не он сам, а те законы, которые были приняты во времена его правления.

Когда они были найдены?

В 1901-1902 годах французская научная экспедиция проводила раскопки в Сузах. В ходе этих работ учеными был найден загадочный черный барельеф, поверхность которого покрывали клинописные символы. Вероятно, столб этот появился в городе после 1160 г. до н. э., когда эламы (народ, населявший Сузы) завоевали и разграбили многие территории, ранее принадлежавшие вавилонянам. Ныне этот бесценный памятник древности хранится во французском Лувре. На нем увековечены вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Краткая предыстория

Вавилон - одно из наиболее древних государств в истории нашего мира. Когда-то на его территории действовали законы, принятые еще древними шумерами, но в какой-то период стало очевидно, что они уже сильно устарели и не отражают существующих реалий. И неудивительно, так как это законодательство было принято еще во времена третьей династии Ура!

Сумулаилу, который был вторым царем первой династии Вавилона, начал вносить изменения в правовые нормы своего государства. Царь Хаммурапи продолжил дело своего предшественника. Править ему пришлось с 1792 по 1750 гг. до н. э.

В каких условиях новый правитель принимал новый

Как и многие правители его времени, он пытался закрепить тот общественный строй, который уже существовал в стране. Точнее, власть средних и крупных рабовладельцев. Очевидно, что новый царь придавал своему законотворчеству огромное значение, так как приступил к этой работе в первые же дни своего правления. К сожалению, мы не знаем точно, что же писал царь Хаммурапи в самом начале: все своды изданных им законов относятся к позднейшему периоду его правления. Все ранние версии были утеряны.

Право, дарованное богами

Законы были высечены на огромном столбе из черного базальта. На самой верхней его части изображен профиль царя, стоявшего пред богом Солнца Шамашем, который в верованиях вавилонян являлся покровителем суда. Под этим барельефом высечен текст самих законов. Весь текст разбит на три логические части.

Сам царь Хаммурапи считал, что его законы справедливы и сильны, что престол ему был дан богами для справедливого правления, дабы при нем и при его потомках сильные не смели притеснять более слабых. К слову говоря, эти условия государь действительно старался исполнять в полной мере.

После этого следует достаточно подробный перечень тех благодеяний, которыми царь удостоил города своей страны. Кстати, кого защищали законы царя Хаммурапи? Ответ на этот вопрос может быть дан только после изучения свода этих правил и норм. В этой статье описаны все наиболее важные аспекты.

Упомянутые города

Среди городов особенно выделена Ларса, а также Мари, Ашшур, Ниневия. Таким образом, историки полностью уверены в том, что сам столб был воздвигнут уже после блестящей победы над Римсином. В этот период влиянию Вавилона как раз таки и были подчинены многие из тех городов, упоминания о которых можно отыскать в тексте свода законов. Скорее всего, «миниатюрные» копии этого документа были изготовлены для всех более-менее крупных городов царства, но об этом мы уже никогда не узнаем.

Дело в том, что история царя Хаммурапи рассказывает о наиболее богатых и спокойных для его страны годах, когда внешние враги были намного слабее. Впоследствии, когда началась эпоха упадка, они смогли захватить и разграбить Вавилон. Нет ничего удивительного в том, что завоеватели не слишком-то церемонились со старыми памятниками, оставшимися от прошлого правителя.

Отсутствующая часть

После введения на камне высечены многочисленные законы, а заканчивается "документ" довольно обширным и подробным заключением. Вообще, сам памятник сохранился очень даже неплохо, но на лицевой стороне имеются участки, текст на которых уничтожен. Скорее всего, это было сделано по повелению царя эламов, который, завоевав территорию нынешнего Вавилона, перевез свод законов в свои Сузы. Какие же законы описывал царь Хаммурапи на месте уничтоженных статей?

Археологи и инженеры, проведя многоступенчатые исследования, выяснили, что всего было соскоблено 35 статей (при общем количестве 282). Впрочем, не стоит тревожиться: на сегодняшний день мы владеем информацией из множества древних библиотек, так что более-менее точно можем установить, о чем же говорилось в стертых законах.

Краткий перечень законов

Итак, в первых пяти статьях царь устанавливает общие правила всего вавилонского судопроизводства. В документах с номерами с 6 по 25 рассматриваются следующие моменты:

  • Статьи 6-13 указывают читающему, как можно определить вора, и как должна наказываться кража. Законы эти достаточно суровы: каждая покупка требовала наличия свидетелей. Если таковых не было, то покупатель мог быть признан вором и казнен.
  • В документах с 14 по 20 рассматриваются случаи кражи детей и укрывательства беглых рабов. Законы предусматривают как наказание за эти проступки, так и награду за самостоятельную выдачу или поимку сбежавшего от хозяина невольника.
  • Статьи 21-25 снова подробно акцентируют внимание на различных типах грабежа и прочих вариантах самовольного присвоения чужого имущества.

Вопросы землевладения

В другой части своего свода законов вавилонский царь Хаммурапи чрезвычайно подробно разбирает многие вопросы землепользования. Вот о чем там говорится:


Регуляция социальной сферы

Все остальные законы можно назвать более «социальными», так как вопросы землепользования в них практически не рассматриваются, зато затронуты проблемы социума, причем из текста законов мы можем немало узнать о нравах того времени. Итак, вот они:

  • Статьи 100-107 рассказывают о правах и обязанностях купцов (тамкаров), а также упоминают таковые для их помощников.
  • В документах под номерами 108-111 строго регламентируется деятельность корчем (трактиров), которые одновременно являлись публичными домами.
  • Сразу 14 статей (№№ 112-126) отведены для рассмотрения долгового права, в том числе обсуждаются условия содержания семьи должника и хранение принадлежащего ему имущества, которое было взято в залог.
  • Не стоит считать, что власть царя Хаммурапи распространялась исключительно на деловые аспекты деятельности социума. Так, в законах под номерами от 127 до 195 очень подробно описывается семейное право.
  • В статьях 196-225 правитель устанавливает размер штрафов и описывает иные виды наказаний, которые должны были применяться по отношению к лицам, самовольно нанесшим побои другому человеку.
  • В документах 226 и 227 описываются запреты на умышленное уничтожение клейма на рабах.
  • Архитекторы, судостроители и инженеры удостоились отдельных законов под номерами с 228 по 235.
  • Остальные законы частично рассматривают вопросы найма, попутно касаясь также рабов. Для правового регулирования труда наемных рабочих использованы статьи с 236 по 277. Так, на страницах свода законов указаны конкретные размеры минимальной оплаты труда при приеме на работу мастеровых людей. В статьях с 278 по 282 обсуждаются непосредственно аспекты рабовладения. В них говорится о том, что раба нельзя просто так убить, что смерть чужого невольника должен компенсировать тот человек, по вине которого это случилось.

Некоторые выводы

Итак, кого защищали законы царя Хаммурапи? Если посмотреть на краткий их перечень, то картина вырисовывается вполне нормальная: наблюдается много мер и правил, которые защищают не только частную собственность, но также жизнь и здоровье человека; законодательно установлены нормы деятельности для ростовщиков, преступать которые те не имели права под страхом если уж не смертной казни, то больших штрафов точно.

Для Древнего мира действительно уникальной была ситуация, когда взять девушку в жены можно было только после получения ее согласия, а также закрепления «брачного договора» в присутствии свидетелей, в письменной форме. В ином случае брак признавался незаконным. Кроме того, законы предусматривали обязанность человека, взявшего в жены вдову с детьми, этих детей воспитывать, кормить, одевать и обувать. Еще раз повторимся, что столь качественно и полно прописанные нормативы далеко не везде существовали и в Средние века, не говоря уже о более древних временах.

Значение законов

Царь Хаммурапи считал, что его законы принесут мир и процветание государству, и был прав. Например, строго запрещалась необоснованная клевета и доносы: если человек говорил, что кто-то виновен в преступлении, то обязан был доказать это фактами. В противном случае его могли казнить. Нельзя было завладеть чужим имуществом, просто так убить раба, испортить вещь, принадлежащую другому человеку. Многие из положений законов того времена так или иначе вошли в состав Римского права, на котором базируется правовая норма практически всех западных государств и нашей страны.

Так что правитель этот поистине увековечил свое имя в веках, так как был едва ли не первым законодателем, который действительно заботился о благосостоянии всего своего народа, о справедливости и ответственности для каждого из членов общества, будь то свободный человек или раб. Словом, история вавилонского царя Хаммурапи доказывает, что даже в Древнем мире были государства, в которых на самом деле соблюдались права человека, и где закон не был пустым звуком.

Закон - залог государственности

Кроме того, законодательные нормы этого правителя защищали не только крупных рабовладельцев и землевладельцев, но и простых граждан. Их не могли ограбить, убить, их вещи нельзя было испортить, а жен забрать себе. Люди чувствовали себя защищенными, а потому авторитет царя был очень высок. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы доказали, что регуляцией правовых аспектов можно упрочить государственный фундамент и сделать его действительно незыблемым.

Вывод

Неудивительно, что Вавилон в пору своего расцвета был богатым и могущественным государством. Враги смогли одолеть его только путем интриг и заключения множественных военных союзов. Хаммурапи действительно многое сделал для своей страны, способствовал её процветанию и постоянному развитию. На его пример и в дальнейшем ориентировались многие передовые правители, ратующие за усиление своей державы. Этот царь впервые доказал, что государственность может базироваться не только на насилии, но и на жестком соблюдении законов, которые были едины для всех.

    ХАММУРАПИ, царь Вавилонии в 1792 50 до нашей эры. Подчинил Ассирию. Законы Хаммурапи один из древнейших памятников древневосточного обычного права … Современная энциклопедия

    Царь Вавилонии в 1792 50 до н. э. Политик и полководец, Хаммурапи подчинил большую часть Месопотамии, Ассирию. Сохранившиеся законы ценный памятник древневосточного права, отразивший характерные черты рабовладельческого права … Большой Энциклопедический словарь

    Хаммурапи - ХАММУРАПИ, царь Вавилонии в 1792 50 до нашей эры. Подчинил Ассирию. Законы Хаммурапи один из древнейших памятников древневосточного обычного права. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Царь Вавилонии в 1792 50 гг. до н.э. Искусный полководец; используя военную силу и дипломатию, подчинил Вавилону Ассирию, южную и среднюю части Месопотамии. При нём усилилась централизация государства и укрепилась царская власть. В конце… … Исторический словарь

    Хаммурапи - (Hammurabi) (ум. ок. 1750 г. до н.э.), аморейский царь Вавилона. Значительно расширил унаследованные владения, к рые при нем простирались от Персидского зал. до Ассирии. X. был не только завоевателем, он способствовал развитию с. х.,… … Всемирная история

    Царь Вавилонии в 1792 50 до н. э. Политик и полководец, Хаммурапи подчинил большую часть Месопотамии, Ассирию. Сохранившиеся законы ценный памятник древневосточного права. * * * ХАММУРАПИ ХАММУРАПИ (правил в 1792 50 до н. э.), правитель Вавилона … Энциклопедический словарь

    Царь Вавилонии. ХАММУРАПИ Точное время правления Хаммурапи до сих пор не установлено. Ранее его царствование относили к 21 в. до н.э., но затем эта дата была перенесена на более позднее время ок. 1950 до н.э., 1700 до н.э. или даже позже.… … Энциклопедия Кольера

    Не следует путать с Хаммурапи. Хаммурапи I аморейский царь, правивший в царстве Ямхад на территории современной Сирии около 1765 1761 гг. до н. э. Сын Ярим Лима I. Поддерживал добрососедские отношения с Зимри Лимом,… … Википедия

    Царь Вавилонии (См. Вавилония) в 1792 50 до н. э., с именем которого связано её возвышение. По происхождению аморей. Будучи искусным политиком и полководцем, Х. посредством военной силы и дипломатии в течение 35 лет подчинил Вавилону… … Большая советская энциклопедия

    ХАММУРАПИ - (правил ок.1792–50 до н.э.), шестой царь 1–й Вавилонской династии. Мн. экзегеты 19 в. отождествляли его с Амрафелом, упомянутым в Быт 14 (в наст. время эта гипотеза оставлена; см. ст. «ПОХОД ЧЕТЫРЕХ ЦАРЕЙ»). Как явствует из древневост. документов … Библиологический словарь

Книги

  • Свод Хаммурапи , Чингиз Абдуллаев , Она - всего лишь скромная сотрудница адвокатской конторы... а по совместительству - ГЕНИАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ-ЛЮБИТЕЛЬ! Молодая женщина просит ее отыскать бесследно исчезнувшего мужа-бизнесмена, -… Категория: Отечественный мужской детектив Серия: Черный квадрат Издатель: АСТ, Астрель, Транзиткнига ,
  • , Джеффри Бибб , Томас Джеффри Бибб много лет был одним из руководителей ряда экспедиций в районе Персидского залива, исследуя доисторические поселения. В своей книге он показывает все важнейшие события… Категория: Документальная литература Издатель:


Участие в войнах: Вавилонские завоевания. Разгром Ларсы.
Участие в сражениях: Разорение Малгиума.

(Hammurabi) Знаменитый вавилонский царь аморейской династии

Хаммурапи был едва ли не самым известным из всех правителей древней Месопотамии. Прославился он благодаря дошедшему до нас Кодексу законов, а также великим завоеваниям, позволившим ему соединить под своей властью практически все государства Месопотамии.

Хаммурапи был шестым царем первой Вавилонской (аморейской ) династии. Амореи (западные семиты) вторглись на земли Месопотамии на рубеже III-II тыс. до н.э., что привело к гибели Царства Шумера и Аккада (Ур III династии). На захваченных амореями территориях возникают враждующие между собой княжества. В начале II тыс. до н.э. незначительное аморейское племя яхрурум овладевает северной частью царства Иссин, создав здесь самостоятельное государство, столицей которого стал город Вавилон.

В начале XVIII в. до н. э. - незадолго до восхождения на трон самого Хаммурапи — наибольшее влияние в Месопотамии имела Ассирийская держава, где царствовал Шамши-Адад I, поставивший в зависимость от себя некоторые области Аккада (сев. части Месопотамии) — государства Эшнунну и Мари. Ими управляли сыновья ассирийского царя. Другое крупное государство Месопотамии - Ларса было захвачено эламитами - могущественными соседями древних вавилонян.

Хаммурапи начал свое мудрое царствование с установления всеобщей «справедливости» (мишарум ) - прощения недоимок и отмены долгов. Обряд объявления «справедливости» заключался в том, что царь зажигал «золотой факел» на вершине храма верховного бога Мардука или на городской стене. С этой минуты должники по всей стране освобождались от своих долгов. Узревшие горящий факел жители соседних селений и городов должны были передавать весть дальше. Затем на места рассылался текст с указом, нарушение которого каралось смертной казнью.

Во внешней политике Хаммурапи, манипулируя сложившимися обстоятельствами, был вынужден временно признать свою зависимость от ассирийского царя Шамши-адада I , что позволило ему приступить к своей завоевательной политике в Месопотамии. На 7-ом году своего правления, Хаммурапи покорил города Исин и Урук, пользуясь при этом поддержкой Римсина , представителя эламской династии в Ларсе. Добившись первых успехов, Хаммурапи, опасаясь вмешательства ассирийского царя Шамши-адада, начал укреплять свои северные границы, завоевывая пограничные области.

В 1791 г. скончался Шамши-адад I, и Хаммурапи, воспользовавшись соперничеством между властолюбивыми сыновьями ассирийского царя, вернул в Мари его прежнего правителя — Зимрилима и стал одним из самых влиятельных месопотамских царей. Однако вскоре обостряются отношения между Хаммурапи и Римсином (правителем Ларсы). На 30-ом году царствования, Хаммурапи удалось разгромить Эшнунну и разбить шедшую им на помощь армию Элама. На 31-ом году своего правления (1762 г. до н. э.) Хаммурапи окончательно подчинил Ларсу.
Столь стремительное усиление могущества вавилонского царя вызвало тревогу у его союзника Зимрилима (уклонившегося от оказания какой-либо помощи вавилонянам). После победы над Эшнунной, Хаммурапи вторгается в царство Зимрилима. На 33-ем году своего царствования он подчинил себе Мари и союзные с ним области. Однако взять неприступную марийскую столицу ему удалось лишь на 35-ом году своего правления. Разгромив Мари, Хаммурапи разрушил дворец Зимрилима и городские стены. В последующие годы вавилонский владыка подчинил себе область вдоль течения Тигра, включая Ашшур - столицу Ассирии. Объединив важнейшую и главную часть долины Тигра и Евфрата, Хаммурапи стал полноправным собственником торговых путей, ведших на север, запад и восток. Вавилонский царь подчинил своему влиянию все значительные области Элама. В документах того времени неоднократно упоминаются многочисленные эламские военнопленные. Все области Сирии и Малой Азии, находившиеся в торговых сношениях с царством Мари, были теперь включены в сферу вавилонского влияния.

Во время царствования Хаммурапи был составлен обширный свод законов, выбитых на черной базальтовой стеле. В столице древнего Элама - Сузах археологами был найден знаменитый «Кодекс Хаммурапи », текст которого состоит из 282 статей, введения и заключения. На найденной в Сузах стеле содержатся лишь 247 статей. 35 статей с лицевой стороны стелы были выскоблены, по-видимому, для нанесения новой надписи.

При Хаммурапи увеличилось влияние вавилонской культуры на сирийские города, финикийское государство Угарит и