Возвращаем переплату по налогам правильно. Инструкция по возврату налоговой переплаты Сколько дней рассматривается заявление о зачете налога

Конфликты между контролирующими органами и налогоплательщиками, использующими (в соответствии с действующим законодательством) право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога, – не редкость. Данной процедуре посвящено немало статей и разъяснений. Но зачастую информация в них разрозненна, не определяет поведения налогоплательщика в подобного рода ситуациях.

В рамках этой статьи мы попытаемся систематизировать сведения о процедуре зачета (возврата) излишне уплаченного налога, обозначив ряд наиболее важных моментов.

Зачет и возврат: ознакомимся с понятиями

Излишней уплатой суммы налога признано зачисление на счета бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05).

На практике порой возникает ситуация, когда не должен бюджету, а бюджет – налогоплательщику. Причиной могут являться как чисто технические ошибки (при оформлении, например, платежного поручения на перечисление налога), так и порожденные недостаточным знанием налогового законодательства (допущенные при формировании налоговой базы). Кроме того, налог может быть неправомерно взыскан инспекцией в рамках налоговой проверки.

При возникновении такой ситуации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пеней, штрафов (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ ), а у налогового органа возникает обязанность осуществить возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ ).

Зачету (возврату) излишне уплаченного налога посвящена ст. 78 НК РФ . Стоит отметить, что данная норма применяется к случаям, когда налогоплательщик самостоятельно (без участия налогового органа) перечислил лишнюю сумму в бюджет. Если денежные средства перечислены во исполнение решения налогового органа, к процессу «подключается» ст. 79 НК РФ (такие ситуации в нашей статье не рассматриваются).

Итак, «зачет» и «возврат» – в чем разница между данными понятиями? По мнению Президиума ВАС (Постановление от 29.06.2004 № 2046/04 ), зачет излишне уплаченной суммы налога – это сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период, влекущее недополучение бюджетом сумм налоговых платежей, внесенных ранее. Под возвратом понимается изъятие из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней. Как видим, существенных различий между зачетом и возвратом налоговых платежей по экономическому содержанию не имеется, фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика (постановления ФАС МО от 29.09.2010 № КА-А40/11549-10 , ФАС СЗО от 05.07.2010 № А56-67284/2009 , определения ВАС РФ от 06.08.2010 № ВАС-10227/10 , от 24.11.2008 № 15129/08 ). Аналогичного мнения придерживаются налоговики (Письмо ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431 ).

Важные процедурные моменты зачета (возврата) излишне уплаченного налога

Момент 1: «контрольный»

Переплата по налогу должна контролироваться самим налогоплательщиком как наиболее заинтересованным лицом, однако данный факт может быть обнаружен и налоговой инспекцией, причем последняя обязана известить об этом налогоплательщика в течение 10 дней (п. 3 ст. 78 НК РФ ) .

Обратите внимание

В целях применения норм НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он напрямую не установлен в календарных. Рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем (п. 6 ст. 6.1 НК РФ ).

Момент 2: сначала зачет в счет погашения недоимки, потом – возврат

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется только в том случае, если налогоплательщик не имеет недоимки (суммы, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок, – см. п. 2 ст. 11 НК РФ ) по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам (п. 6 ст. 78 НК РФ ).

Поэтому в случае, когда у налогоплательщика имеется , возврат производится после зачета суммы переплаты в счет ее погашения (п. 5 ст. 78 ), и только после этой процедуры сумма излишне уплаченного налога может быть возвращена налогоплательщику.

Обратите внимание

В соответствии с п. 1 ст. 12 НК РФ в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Так, НДС относится к федеральным налогам (ст. 13 НК РФ ), поэтому сумма излишней уплаты по нему может быть зачтена в счет недоимки по другим федеральным налогам (например, акцизам, НДФЛ, налогу на прибыль организаций, НДПИ) (дополнительно см. Письмо Минфина России от 13.12.2011 № 03-05-06-01/86 ).

В соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ зачет в счет погашения недоимки налоговики осуществляют самостоятельно в течение 10 дней со дня обнаружения ими факта излишней уплаты налога или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов, если таковая проводилась.

Однако данное положение не мешает налогоплательщику самому заявить в налоговый орган о своем желании зачесть суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки. В этом случае решение налоговиков о зачете в счет погашения недоимки принимается в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Надо отметить, что предложение о проведении сверки может исходить как от налогоплательщика, так и от налогового органа. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом , который вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ ).

Переплата по налогу может быть направлена не только на погашение недоимки, но и в счет предстоящих платежей (п. 4 ст. 78 НК РФ ).

Иными словами, в случае если у налогоплательщика имеется переплата (по налогу на прибыль), он имеет право зачесть ее в счет расчетов по налогу, начисление которого к уплате в соответствующий бюджет только предстоит (к примеру, НДС). В Письме Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07/1-315 обращается особое внимание на то, что налоговый орган не вправе без заявления налогоплательщика проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящей уплаты этого или других налогов (п. 4 ст. 78 НК РФ ). Причем налогоплательщик должен сделать это самостоятельно, указав в заявлении конкретную сумму предстоящего платежа, в счет которого он просит зачесть сумму излишне уплаченного налога. Следовательно, налогоплательщик, проявляя заинтересованность в зачете, представляет соответствующее заявление (с указанием конкретной суммы предстоящего платежа, в счет которого он просит зачесть сумму излишне уплаченного налога) самостоятельно и (обратите внимание!) заблаговременно – с тем, чтобы не допустить недоимки по платежам.

Данный момент хорошо показан на примере, приведенном в Письме Минфина России от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260 . В последний день для уплаты НДС за IV квартал 2010 года (20.01.2011) организация направила в налоговый орган заявление о зачете суммы переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты НДС. Решение о зачете принято налоговым органом 31.01.2011, за период с 21.01.2011 по 31.01.2011 организации начислены пени. Минфин разъясняет: имея переплату по налогу на прибыль и планируя зачесть ее в счет будущих платежей по НДС, вовсе не обязательно дожидаться последнего дня для начисления и уплаты НДС за конкретный квартал, чтобы подать соответствующее заявление. Это можно сделать заблаговременно. В противном случае по НДС неминуемо образуется недоимка, и даже если она будет погашена зачетом, пени за просрочку уплаты налога придется заплатить (как минимум за период с 21-го числа соответствующего месяца по день принятия налоговым органом решения о проведении зачета).

Момент 4: о подаче заявлений о зачете (возврате) налогов

Налоговики обязаны вернуть переплату налогоплательщику в течение одного месяца со дня получения от организации заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ ).

Минфин считает, что возможность подавать подобные заявления в электронном формате ст. 78 не предусмотрена (Письмо от 09.11.2011 03-02-08/115 ), в отличие от иных статей НК РФ, в которых есть специальные указания на возможность направления в налоговые органы документов по телекоммуникационным каналам связи.

К сведению

Налоговые органы могут в электронном виде направлять налогоплательщику требования об уплате налога (ст. 69 НК РФ ), решения о возмещении суммы НДС (ст. 31 НК РФ , Приказ ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@ ), акты совместной сверки расчетов (ст. 32 НК РФ ). В свою очередь, налогоплательщики представляют в электронном виде налоговые декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ ), документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающие правильность их исчисления (ст. 31 НК РФ ).

Таким образом (делает вывод Минфин), поименованные в ст. 78 НК РФ заявления подаются на бумажном носителе. Аналогичное мнение сложилось у высшего налогового ведомства страны (Письмо ФНС России от 08.07.2010 № ШС-37-8/6177@ ).

Возможно, в процессе обработки налоговым органом заявления будут выявлены расхождения по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме. В данном случае налоговый орган в силу п. 3.2.2 Методических рекомендаций обязан возвратить копию первоначально представленного заявления налогоплательщику без исполнения с приложением сальдо расчетов с бюджетом и предложением провести совместную сверку расчетов.

Когда все разногласия будут урегулированы, а налогоплательщик представит в инспекцию новое заявление, налоговый орган в течение 10 дней со дня его получения примет решение о проведении возврата по налогу.

Момент 5: сроки подачи заявления

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ ).

В случае пропуска трехлетнего срока для возврата излишне уплаченного налога налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства (Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О).

На практике налоговые инспекторы используют любую возможность, чтобы отказать в возврате излишне уплаченного налога, и чаще всего поводом для отказа служит истечение отведенного срока. Однако если налогоплательщик по той или иной причине пропустил указанный в НК РФ срок, это еще не означает, что он будет лишен права вернуть образовавшуюся переплату через суд.

При таких обстоятельствах стоит обратить внимание на п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 , в котором указано: обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Доказать, что организация узнала об излишней уплате налога позже момента его уплаты, порой очень непросто. В отношении судебных споров особое значение имеют первичные документы и особенности рассматриваемой ситуации. Поэтому в каждом конкретном случае судьи могут по‑разному оценивать доводы, представленные налогоплательщиком и налоговиками (ст. 71 АПК РФ ). Но в любом случае суды должны учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела.

С учетом сказанного отметим: даже если три года с момента образования переплаты по налогу прошли, подать заявление в налоговую инспекцию все же следует. При получении отказа от налоговиков (в чем сомневаться не приходится) факт обращения в инспекцию будет зафиксирован. А значит обращение налогоплательщика в арбитражный суд будет произведено с соблюдением предусмотренного законом порядка (сначала заявление и получение законного отказа от налоговиков, а только потом – суд).

Момент 6: о принятом налоговиками решении узнаем от них

Налоговый орган обязан в письменной форме сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ ).

Момент 7: задержался – плати

За задержку налоговым органом возврата излишне уплаченного налога организации положены проценты. Они подлежат уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата исходя из ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ ).

Налоговики, руководствуясь п. 3.2.7 Методических рекомендаций , указывают, что ставку необходимо разделить на количество дней в году (365 или 366, если год високосный).

Однако, по мнению судебных органов, при расчете подлежащих уплате процентов годовых по ставке рефинансирования ЦБР, число дней в году принимается равным 360, а в месяце – 30. Данное мнение изложено в постановлениях пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14 , ФАС МО от 16.02.2011 № КА-А40/124-11 , ФАС СКО от 19.08.2010 № А53-27429/2009 , ФАС ПО от 03.11.2009 № А65-24431/2008 , ФАС СЗО от 07.10.2009 № А52-245/2009 .

Напомним, что начисление процентов направлено на восстановление имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налоговиков. Поэтому проценты взыскиваются с инспекции независимо от того, вернула она налог (с нарушением сроков) или ее обязанность по возврату в дальнейшем прекратилась зачетом, к примеру, если НДС, излишне уплаченный за один , впоследствии был направлен на погашение недоимки, сложившейся в другом налоговом периоде. Независимо от того, что сумма переплаты фактически уменьшилась, проценты должны быть начислены за весь период нарушения срока возврата переплаты, то есть с даты появления у организации права на возврат (спустя месяц после подачи заявления) и по дату фактического возврата процентов налоговой инспекцией (Постановление ФАС УО от 09.06.2008 № Ф09-3220/08-С2 ).

Обратите внимание

До недавнего времени налоговики придерживались мнения, что правило о начислении процентов применяется лишь в отношении задержки с возвратом налога, поэтому организация не вправе рассчитывать на получение процентов за задержку с процедурой зачета. С выходом в свет Письма ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431 , в котором высшее налоговое ведомство страны признало, что для начисления процентов не имеет значения, в какой форме был произведен возврат, можно рассчитывать на существенное уменьшение числа споров между контролирующими органами и налогоплательщиками по вышеуказанной проблеме (данная позиция в полной мере согласуется с точкой зрения Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 29.06.2004 № 2046/04 ).

Советуем вам проводить сверку расчетов с бюджетом не реже раза в год (а может быть, и раза в квартал), что позволит вовремя определить наличие переплаты и принять необходимые меры для возврата излишне перечисленных сумм налога. В любом случае своевременное урегулирование возникающих разногласий с налоговиками избавит вас от судебных тяжб.

В соответствии с формой, установленной приложением 6 к Приказу ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (далее – Приказ № ММ-3-1/683@).

Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@.

Если вы переплатили какой-либо налог в бюджет, то сумму переплаты вы можете вернуть или зачесть в счет будущих платежей (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ). Во втором случае нужно подать в свою ИФНС заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога. Его можно представить в налоговую в течение 3 лет со дня, когда была совершена переплата (п.2 , 7 ст. 78 НК РФ).

В счет каких платежей можно зачесть излишне уплаченный налог

Переплату по налогу можно зачесть в счет уплаты будущих платежей по налогам, а также в счет погашения недоимки, уплаты пени или штрафа. Но при соблюдении правил зачета налогов (п. 1 ст. 78 НК РФ).

Отметим, что свой порядок зачета установлен для зачета излишне удержанного или уплаченного НДФЛ с доходов работников.

Кстати, если налоговики сами обнаружат переплату, они зачтут ее в счет недоимки по другому налогу (того же «уровня»), либо пеням, штрафу по такому налогу самостоятельно (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Как подать заявление на зачет переплаты по налогам

Заявление на зачет налога (КНД 1150057) подается по утвержденной ФНС форме (Приложение N 9 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@).

В форме организации и ИП заполняют только страницу 1. Вторая предназначена для физических лиц, не являющихся предпринимателями. Порядка заполнения к форме нет, но в целом правила отражения в ней данных интуитивно понятны. К тому же в конце формы есть некоторые пояснения.

Заявление на зачет излишне уплаченного налога: образец

Приведенный нами актуален и для 2018 года.

Способы подачи заявления

Подать заявление на зачет переплаты в налоговую можно одним из 3-х способов:

  • руководитель организации (ИП) может представить его налоговикам лично, либо это может сделать представитель на основании доверенности;
  • переслать по почте ценным письмом с описью вложения;
  • направить в электронном виде при условии, что заявление подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (

Переплата по налогу, даже очень небольшая – она как в пословице: «невелика напасть, а спать не дает». Полное погружение в тему позволит с легкостью восстановить баланс в налоговых платежах, пока срок исковой давности не сделал мучительно больно.

В целом план действий несложный: обнаружили ⇒ выбрали: возврат или зачет ⇒ подали заявление в налоговую ⇒ получили возврат или зачет переплаты.

БЛАНКИ И ФОРМЫ по теме

Итак, переплата по налогу: как вернуть? – читайте ниже во всех подробностях и с иллюстрациями . (в статье в основном говорится о переплате по «налогу», но все изложенное верно также и для штрафов и пеней по налогам – прим. редакции )

Содержание статьи
  1. Законодательный фундамент: ссылки на законы и разъяснения ведомств

Что делать, если образовалась переплата по налогу?

Переплата по налогу может возникнуть в двух случаях:

  • вы ошиблись – это излишне уплаченный налог;
  • ошибся налоговый орган – это излишне взысканный налог.

Во втором случае – сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с процентами (со дня, следующего за взысканием по день возврата или зачета по ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в этот период).

Отличительный критерий – основание перечисления в бюджет.

Излишне уплаченный налог образуется, если вы уплатили сумму больше, чем полагается по закону. Причины могут быть разные, например:

  • предприниматель сам (без «помощи» налоговиков) неверно рассчитал сумму налога;
  • ошибка в платежке (неверная сумма, неверные реквизиты, повторный платеж и т.д.);
  • изменение налогового режима (например, в середине года утеряно право на применение УСН, а авансовые платежи уже прошли), изменение законодательства;
  • по итогам года итоговая сумм налога меньше произведенных авансовых платежей.

Общее основание у этих причин – переплата сделана предпринимателем без участия налогового органа. Если налоговики вынесли решение, выставили требование, а вы его оплатили, пусть и добровольно, – это уже излишне взысканный налог.

Излишне взысканный налог – в бюджет перечислено больше, чем требует законодательство, и к этому привели действия налогового органа. Например:

  • инспекция доначислила налоги, а предприниматель их оспорил в суде, но на момент решения суда деньги уже перечислены в бюджет;
  • налоговый орган начислил налог, штраф, пени, отразил это в решении по итогам налоговой проверки и (или) в требовании, суммы перечислены в бюджет, после чего выявлены ошибки. При этом неважно, предприниматель добровольно уплатил лишние суммы, или они были взысканы принудительно, важно, что основанием были «расчеты» ФНС;
  • налоговики выявили переплату по налогу и самостоятельно провели зачет в счет недоимки, впоследствии выяснилось, что переплата была, а вот долги, в погашении которых зачтена переплата, начислены ошибочно (неправомерный зачет с даты его проведения можно считать излишне взысканной суммой).

Образовавшуюся переплату можно:

  1. зачесть в счет имеющейся задолженности по налогам (штрафам, пеням);
  2. зачесть в счет предстоящих платежей;
  3. вернуть на расчетный счет.

Процедура «зачета» переплаты более проста, чем возврат, как правило, на зачет налоговые органы идут охотнее. Но зачет возможен только между налогами одного уровня (см. следующий пункт темы).

Если есть задолженность по налогам (пеням, штрафам), которую можно зачесть, – сначала будет проведен зачет в счет их погашения, оставшейся суммой можно распорядиться по своему усмотрению.

При наличии долгов, возможных к зачету, налоговики могут и самостоятельно направить образовавшуюся переплату на погашение задолженности, без вашего заявления, известив вас «по факту». Но такую самостоятельность они проявляют не всегда. Поэтому можно не ждать ФНС и проявить инициативу: быстрее пройдет зачет – меньше пени.

Если переплата является излишне взысканной суммой, долги по налогам отсутствуют, и вы хотите зачесть суммы в счет будущих платежей – может возникнуть вопрос, поскольку в Налоговом кодексе нет прямого указания на возможность такого зачета (прописано только про возврат таких сумм). Утвержденные формы заявлений для такой «опции» требуют незначительной корректировки. Однако налоговые органы могут на это пойти (внутренние регламенты им позволяют подобный зачет). Но лучше все-таки предварительно проконсультироваться в инспекции.

Для возврата или зачета переплат по налогам необходимо направить в ФНС заявление. Формы заявлений утверждены Приказом № ММВ-7-8/09 (см. далее).

Между какими налогами можно провести зачет?

Все налоги делятся на группы (виды): федеральные, региональные и местные. Такое распределение устанавливает Налоговый кодекс (ст. 12 – 15).

Федеральные налоги и сборы:

  • налоги в рамках специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД, ЕСХН, Патент)
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

Региональные налоги:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местные налоги и сборы:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Зачет переплаты можно провести только между налогами одной группы (вида), вне зависимости от того, в какой бюджет идут поступления и по какому КБК (коду бюджетной классификации).

Кроме того, предприниматель может выступать налоговым агентом: например, перечислять в бюджет НДФЛ с заработной платы своих сотрудников. Проводить зачет между налогами, по которым ИП выступает налоговым агентом, и налогами, по которым ИП является налогоплательщиком, также нельзя.

Заявление на зачет излишне уплаченного или взысканного налога (форма / бланк, образец)


Прил. № 9 к Приказу ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@: открыть для просмотра или для заполнения (doc, 32КБ).


Заявление о возврате излишне уплаченного или взысканного налога (форма / бланк, образец)


Прил. № 8 к Приказу ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@: открыть для просмотра или для заполнения (doc, 34КБ).

Образец заполнения с комментариями.

Куда обращаться для зачета или возврата сумм налогов, пеней, штрафов?

По общему правилу необходимо обратиться в налоговый орган по месту регистрации (т.е. по месту учета).

Если предприниматель зарегистрирован в нескольких налоговых инспекциях (по месту ведения бизнеса, по месту нахождения недвижимости), заявление лучше направить в налоговый орган, где выявлена переплата, – такого мнения придерживается Минфин. Хотя ФНС в ряде случаев считает, что налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать, в какую налоговую инспекцию ему удобнее обратиться.

Если ошибка обнаружена после смены налоговой, все заявления подаются по месту текущего налогового учета.

Некоторая путаница может возникнуть, если была смена налоговой в тот период, когда вопрос с зачетом / возвратом был «в процессе». Например, предприниматель подал заявление и сменил ФНС до вынесения решения налоговой. В такой ситуации налоговый орган по старому месту регистрации должен завершить вопрос, – это не прописано в НК РФ, но следует из судебной практики.

Если решение налоговый орган по «старой» регистрации вынес, а предприниматель оспорил его в суде, суд может обязать исполнить обязательства по возврату / зачету налоговую инспекцию, как по старому, так и по новому месту регистрации (с точки зрения суда, налоговые органы – это централизованная система).

Вернуть / зачесть переплату можно и в судебном порядке.

При этом для излишне уплаченных сумм обязательно обратиться сначала в налоговый орган, если получен отказ или решение не получено вообще – необходимо обратиться с жалобой в вышестоящий орган и только после этого – в суд.

По поводу излишне взысканных налогов можно обращаться напрямую в суд, но можно также направить сначала заявление в ФНС.

В какой срок нужно подать заявление о зачете или возврате переплаты по налогу?

Излишне уплаченный налог

Срок обращения в налоговый орган – 3 года. В общем случае начало исчисления срока идет с момента уплаты.

Особенности:

  • Если переплата образовалась при перечислении авансовых платежей (то есть по итогам года сумм налога оказалась меньше, чем уже перечисленные авансовые платежи), то начало трехлетнего срока идет с даты подачи годовой декларации. Или с установленной законом даты подачи декларации, если декларация подана с опозданием.
  • Если налог уплачивался частями (несколькими платежами) и образовалась переплата, срок исчисляется для каждого платежа отдельно.

Правила исчисления срока:

  • срок истекает в соответствующие число и месяц последнего года срока (т.е. то же число того же месяца через три года);
  • если дата окончания срока выпадает на выходной или праздничный день, окончание срока переносится на следующий за ним рабочий день.

Например: ошибочный платеж произведен 28 октября 2014 года, поскольку 28 октября 2017 года – суббота, то обратиться за возвратом (зачетом) переплаты необходимо по 30 октября 2017 года включительно.

Срок обращения в суд при оспаривании решения налоговиков – 3 месяца со дня, когда налоговый орган отказал в зачете (возврате) либо не вынес решение о зачете (возврате) в установленный Налоговым кодексом срок (это 10 рабочих дней).

В суд можно также обратиться с материальным требованием о зачете или возврате излишне уплаченных налогов, т.е. подать в суд заявление не об обжаловании решения налогового органа, а о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога. В этом случае действует общий срок исковой давности – 3 года. Грань тут тонкая, юридическая: если у вас именно такой случай – обратитесь к юристу.

Излишне взысканный налог

Срок обращения в налоговый орган – 1 месяц со дня, когда вы узнали о взыскании, или когда вступил в силу судебный акт о неправомерном взыскании налога.

Срок обращения в суд – 3 года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о взыскании излишних платежей.

P.S. Все сделали и ждете возврат или зачет? Наберитесь терпения...


В какой срок инспекция вернет (зачтет) переплату по налогам?

Принять решение о зачете либо возврате сумм налоговая инспекция должна в течение 10 рабочих дней после получения от вас заявления. О своем решении налоговики должны уведомить в течение 5 рабочих дней после его принятия.

При положительном решении проводится:

  • зачет – в течение 10 рабочих дней;
  • возврат – в течение одного месяца.

Срок в общем случае считается от даты получения ФНС заявления налогоплательщика.

Но. Если переплата выявлена предпринимателем, налоговый орган вправе поверить не сразу и инициировать дополнительные процедуры:

  • провести сверку налоговых платежей – не более 15 рабочих дней (если нет расхождений – 10 рабочих дней);
  • провести камеральную проверку (если наличие переплаты следует из декларации, например, годовой или уточняющей) – не более 3 месяцев.

И уже по окончании данных процедур идет отсчет срока для принятия решения ФНС и проведения зачета и возврата переплаты, т.е. плюс 10 рабочих дней для зачета или плюс месяц для возврата средств.

  • Статья 78 Налогового кодекса РФ (часть 1) «Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа»
  • Статья 79 Налогового кодекса РФ (часть 1) «Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа»
  • Приказ ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов"
  • Письмо Минфина России от 12.07.2010 N 03-02-07/1-315 (зачет и возврат излишних платежей в бюджет осуществляет та инспекция по месту вашего учета, которая выявила переплату)
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, п. 33 (по излишне уплаченным платежам обращение в суд возможно только после того, как инспекция отказала в удовлетворении требования или оставила его без ответа)
  • ч. 4 ст. 198 АПК РФ (срок обращения в суд при оспаривании решения или действия (бездействие) налоговых органов три месяца)

Подавляющее большинство компаний в процессе своей хозяйственной деятельности рассчитывают и уплачивают налоги.

При этом далеко не все налогоплательщики могут с точностью рассчитать налоги. Зачастую нюансы документооборота внутри компании и при работе с контрагентами приводят к тому, что данные налогового учета изменяются и приходится предоставлять уточненные налоговые декларации.

Как правило, такие уточнения приводят к изменению сумм начисленных налогов и сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет.

Кроме того, порой каждый может ошибиться, и бухгалтерия не является исключением из этого правила. Ошибки могут быть допущены как во время расчета налога, так и в момент его перечисления, что так же может повлечь за собой изменение сумм налогов, причитающихся к уплате.

Ошибиться может не только бухгалтер, но и налоговый инспектор. Результатом такой ошибки может стать излишнее взыскание налогов и налоговых санкций с налогоплательщика.

С недоимками по налогам все довольно таки прозрачно - нужно доплатить налог и пени за просрочку.

Сложнее обстоит дело с переплатой и излишним взысканием налоговых платежей и санкций.

Порядок проведения зачета или возврат излишне уплаченных (или взысканных) сумм:

  • налогов,
  • сборов,
  • пеней,
  • штрафов,
регламентирован положениями 12 главы Налогового кодекса.

В данной статье будут рассмотрены последствия, возникающие при излишнем перечислении налогов и налоговых санкций в бюджет, а именно положения действующего законодательства, регламентирующие порядок зачета и возврата излишне уплаченных в бюджет сумм. Так же мы проанализируем арбитражную практику и комментарии Минфина РФ, касающиеся спорных ситуаций, связанных с возвратом и зачетом излишне взысканных и переплаченных налогов.

Условия зачета или возврата сумм, излишне уплаченных в бюджет

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.78 Налогового кодекса.

  • Так, в соответствии с п.1 ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит:
  • зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам,
  • зачету в счет погашения недоимки по иным налогам,
  • зачету в счет задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения,
  • либо возврату налогоплательщику.
Зачет сумм излишне уплаченных:
  • федеральных налогов и сборов,
  • региональных и местных налогов,
производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, кроме случаев возврата с нарушением срока*.

*Срок возврата составляет один месяц со дня получения налоговым органом заявления на возврат излишне уплаченных сумм в бюджет.

В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменном виде, о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов:

  • по налогам,
  • сборам,
  • пеням,
  • штрафам.
Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым с одной стороны - налоговым органом, с другой - налогоплательщиком.

Для осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм, налогоплательщик должен представить письменное заявление (возможно предоставление в электронной форме с цифровой подписью) в налоговую инспекцию.

  • о зачете,
  • возврате,
суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговой в течение 10 дней (п.5, п.8 ст.78 НК РФ):
  • со дня получения заявления,
  • или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась).
В соответствии с п.5 ст.78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения:
  • недоимки по иным налогам,
  • задолженности по пеням, штрафам,
подлежащим уплате или взысканию в соответствии с Налоговым кодексом, может производиться налоговой самостоятельно.

В таком случае, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговой в течение 10 дней:

  • со дня обнаружения ею факта излишней уплаты налога,
  • или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась),
либо - со дня вступления в силу решения суда.

При этом, налогоплательщик может самостоятельно представить в налоговую заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ, возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом:

производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Обратите внимание: Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п.7 ст.78 НК РФ).

При этом, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.06.2011г. №17750/10 по делу N А32-10520/10-59/165, срок для подачи заявления о зачете или возврате авансовых платежей по налогу на прибыль исчисляется:

  • с момента подачи декларации по налогу на прибыль за год (в случае ее своевременного предоставления),
  • с последнего дня, в который она должна была быть представлена (28 марта следующего года).
«Уплата:
  • ежемесячных авансовых платежей,
  • авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов,
производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, названные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Соответственно, в случае когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.

Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.289 Налогового кодекса).»

В соответствии с п.9 ст.78 НК РФ, налоговая обязана в течении пяти дней со дня принятия Решения о зачете (возврате), обязана сообщить о нем налогоплательщику в письменном виде.

Указанное сообщение передается:

  • руководителю организации,
  • физическому лицу,
  • их представителям,
лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Налоговая должна вернуть переплату по налогам в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате такой переплаты.

При этом, если данный срок будет нарушен, то на сумму, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п.10 ст.78 НК РФ).

Правила, установленные ст.78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных:

  • авансовых платежей,
  • сборов,
  • пеней и штрафов,
и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Условия зачета или возврата сумм излишне взысканных в бюджет

Зачет или возврат сумм излишне взысканных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.79 Налогового кодекса.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него:

  • недоимки по иным налогам соответствующего вида,
  • задолженности по соответствующим пеням, штрафам,
подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст.78 НК РФ.

В соответствии с п.3 ст.79 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган:

  • в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано:
  • в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном п.5 ст.79 НК РФ*, процентов на эту сумму.

* Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

При этом, проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Проценты начисляются на сумму излишне взысканную в бюджет, не зависимо от того, был ли произведен зачет или возврат такой суммы.

Данной позиции придерживается ФНС в своем Письме от 21.09.2011г. №СА-4-7/15431:

«При этом для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога - путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа.

Право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, в зависимости от формы возмещения сумм налога (возврата или зачета) законом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, установленная ст.79 НК РФ обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.»

Вышеуказанные правила, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных:

  • авансовых платежей,
  • сборов,
  • пеней,
  • штрафов,
и распространяются:
  • на налоговых агентов,
  • плательщиков сборов,
  • ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Излишняя уплата или излишнее взыскание налогов

Положения Налогового кодекса не содержат определений излишней уплаты и излишнего взыскания налогов, что не редко приводит к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Такие споры возникают в связи с тем, что Налоговым кодексом предусмотрен разный порядок начисления процентов, причитающихся налогоплательщику, на излишне уплаченные и излишне взысканные суммы налоговых платежей.

Так, в соответствии с п.5 ст.79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами:

  • в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
В этом случае проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

При возврате излишне уплаченных сумм налогов начисление процентов происходит в соответствии с п.10 ст.78 НК РФ, не с момента излишней уплаты, а с момента неисполнения налоговым органом в установленный срок заявления налогоплательщика о возврате налога*.

* В соответствии с п.6 ст.78 Налогового кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Так какие же налоги считаются излишне взысканными, а какие - излишне уплаченными?

В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 №16551/11, налоги признаются:

  • Излишне уплаченными, если они начислены налогоплательщиком самостоятельно и отражены в налоговой декларации.
При этом не важно, каким образом осуществлялось перечисление налогов в бюджет - самостоятельно или путем взыскания недоимки по налогам налоговой инспекцией.
  • Излишне взысканными, если налоги были начислены на основании решения налогового органа, признанного в последствии не действительным полностью или частично.
Вне зависимости от того, заплатил ли налогоплательщик по решению сам или было произведено взыскание инспекцией, такие налоги возвращаются с процентами в соответствии с положениями 79 статьи.

Обоснование выводов, сделанных ВАС в Постановлении от 24.04.2012 №16551/11:

«Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено:

  • на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно,
  • либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности:
  • самостоятельно налогоплательщиком,
  • либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию,
правового значения не имеет.

Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.

Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной налоговой декларации, при корректировке в последующем размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации, не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил статьи 79 Кодекса.

Равным образом сам факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.

Установление Кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.»

Согласно новой редакции ст. 78 НК РФ процедура зачета излишне уплаченных сумм распространяется на авансовые платежи и штрафы. Поэтому теперь возможно подавать заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных авансовых платежей и штрафов. На авансовые платежи порядок применения зачета (возврата) суды распространяли и ранее (см. п. 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 98), теперь это закреплено в п. 14 ст. 78 НК РФ.

Налоговый орган обязан сообщать налогоплательщику о каждом ставшем ему известном факте излишней уплаты налога и сумме переплаты по налогу в течение 10 дней, а не в течение месяца, как ранее. Но ст. 78 НК РФ по-прежнему не устанавливает никаких последствий нарушения налоговым органом данного срока. Поэтому налоговые органы вряд ли будут уведомлять налогоплательщика о каждом факте переплаты, и излишне уплаченные суммы лучше отслеживать самостоятельно.

После обнаружения переплаты по налогу возможно проведение сверки, о проведении которой может заявить как налоговый орган, так и налогоплательщик (раньше это право было предоставлено только налоговому органу). Результаты этой сверки необходимо оформить актом (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Отметим, что значение сверки - это определение конкретной суммы переплаты. Однако это не означает, что в дальнейшем налогоплательщик не может обратиться с заявлением о зачете на большую сумму, если уже после проведения сверки выяснится, что переплата возникла в большем размере. Кроме того, наличие акта сверки не является обязательным условием для зачета или возврата излишне уплаченной суммы. Налоговый орган не вправе отказать в проведении зачета (возврата) только на том основании, что акт сверки отсутствует (см. Постановление ФАС Центрального округа от 28.11.2003 N А14-2583-03/109/24, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.02.2005 N Ф04-566/2005(8711-А27-33)).

Зачет излишне уплаченных сумм налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам по-прежнему будет проводиться на основании заявления налогоплательщика. Подавать заявление о зачете можно в течение трех лет со дня уплаты. Ранее этот срок в ст. 78 НК РФ указан не был, однако судебной практикой поддерживалось мнение, что срок составляет три года, так же как и для подачи заявления на возврат переплаты (см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.06.2004 N 2046/04). Теперь же этот срок установлен прямо в НК РФ.

Сроки для проведения зачета в счет предстоящих платежей увеличились: вместо прежних 5 дней налоговый орган может принимать решение в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления либо со дня подписания акта сверки (если сверка проводилась) (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Новая редакция п. 5 ст. 78 НК РФ предоставляет налоговому органу право проводить зачет переплаты по налогу в счет погашения недоимки по иным налогам, а также задолженности по пеням и штрафам самостоятельно в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения им переплаты, или подписания акта сверки (если сверка проводилась), или вступления в силу решения суда. Прежняя редакция п. 5 ст. 78 НК РФ позволяла налоговому органу самостоятельно зачесть переплату лишь в счет погашения недоимки по налогу. В счет погашения недоимки по пеням переплата по налогу не могла быть направлена без соответствующего заявления налогоплательщика (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.12.2005 N Ф04-8679/2005(17509-А27-35), Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2006 N А05-8548/2005-12 и др.).

В то же время согласно абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ налогоплательщик в таком случае вправе самостоятельно подать письменное заявление о зачете суммы переплаты в счет погашения недоимки (задолженности по пеням и штрафам). Следовательно, при наличии такого заявления налоговый орган не сможет в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ зачесть переплату в счет погашения иных задолженностей налогоплательщика.

В новой редакции ст. 78 НК РФ по-прежнему прямо не урегулирован вопрос о возможности зачета переплаты в счет будущих платежей при наличии недоимки. Если налогоплательщик подаст заявление о зачете будущих платежей, налоговый орган, основываясь на п. 5 ст. 78 НК РФ, может провести такой зачет, но только на сумму, оставшуюся после погашения недоимки. Однако в п. 4 ст. 78 НК РФ такого ограничения не предусмотрено. Поэтому в дальнейшем по этому вопросу возможны споры.

Начиная с 1 января 2008 г. изменится порядок зачета излишне уплаченных сумм. Он будет производиться по соответствующим видам налогов и сборов (а не бюджетов, как сейчас). Федеральные налоги будут зачитываться в счет федеральных, региональные в счет региональных, местные в счет местных (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).

Например, налог на прибыль организаций является федеральным налогом (п. 5 ст. 13 НК РФ), однако уплачивается в два бюджета: федеральный и региональный (п. 1 ст. 284 НК РФ). Если сейчас, например, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет недоимки по НДС только в той части, в которой переплата зачислена в федеральный бюджет, то после 1 января 2008 г. в счет погашения недоимки по НДС можно будет направить всю сумму переплаты по налогу на прибыль, поскольку оба налога являются федеральными. Обратная ситуация - переплату по налогу на прибыль сейчас возможно зачесть в счет недоимки по налогу на имущество организаций (в той части, в какой переплата зачислена в региональный бюджет). После 1 января 2008 года переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по налогу на имущество направить будет нельзя, поскольку налог на прибыль - федеральный, а налог на имущество организаций - региональный (п. 1 ст. 14 НК РФ).

Срок для проведения возврата излишне уплаченной суммы налога не изменился. Возврат излишне уплаченной суммы налога по-прежнему осуществляется в течение месяца с момента получения заявления налогоплательщика. Но оговорены сроки принятия решения о возврате и направления поручения о возврате налога в территориальный орган Федерального казначейства (в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления или проведения сверки). Ранее эти сроки не устанавливались. Как и прежде, если налог не возвращен по истечении месяца со дня получения заявления о возврате, на сумму возвращенного налога начисляются проценты за каждый календарный день просрочки. Однако теперь в соответствии с порядком, предусмотренным п. 10 , п. 11 и п. 12 ст. 78 НК РФ, проценты за несвоевременный возврат рассчитываются после истечения месяца со дня подачи заявления и по день фактического возврата денежных средства на счет налогоплательщика.

В п. 13 ст. 78 НК РФ устанавливается, что зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов и уплата начисленных процентов производятся в валюте РФ.

Переходные положения

С 1 января 2007 года и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов возвращаются (зачитываются) за счет сумм, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет (п. п. 2 и 10 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). То есть до 1 января 2008 года налог, причитающийся к уплате в федеральный бюджет, например НДС, можно зачесть только в счет переплаты по налогу, подлежащему перечислению в федеральный бюджет (НДС, часть налога на прибыль и т.п.). После этой даты будет производиться зачет федеральных налогов в счет федеральных (например, налога на прибыль в счет ЕСН), региональных в счет региональных (например, налог на имущество организаций в счет транспортного налога) и местные в счет местных.

Зачет (возврат) излишне уплаченных до 1 января 2007 г. сумм налога будет осуществляться по правилам, действующим до 2007 года (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Поэтому новые правила (новые сроки на проведение зачета, право налогового органа самостоятельно провести зачет переплаты в счет задолженности по пеням и штрафам) будут применяться только в том случае, если сумма, подлежащая зачету (возврату), была уплачена уже после 31 декабря 2006 г.

В то же время в Письме от 21.03.2007 N 03-02-07/2-54 Минфин РФ разъяснил, что новые п. 12 ст. 78 и п. 7 ст. 79 НК РФ обеспечивают дополнительную гарантию защиты прав налогоплательщиков и согласно п. 3 ст. 5 НК РФ имеют обратную силу. Выражается это в следующем. Проценты начисляются налогоплательщику за каждый день просрочки. Однако, поскольку определенное время занимает сама процедура возврата, проценты могут быть уплачены не в полном объеме (без учета тех дней, которые прошли с момента принятия решения до момента фактического возврата). Поэтому п. 12 ст. 78 и п. 7 ст. 79 НК РФ устанавливают, что налоговый орган в таком случае должен самостоятельно принять решение о возврате оставшейся суммы процентов. Эта сумма рассчитывается исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного (взысканного) налога. Следовательно, при возврате налогоплательщику сумм, излишне уплаченных (или взысканных) до 1 января 2007 г. (если был нарушен срок их возврата), налоговый орган также обязан самостоятельно принять решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанных по день фактического возврата.

Сумма переплаты, уплаченная до 1 января 2007 года в иностранной валюте и подлежащая зачету (возврату) после 31 декабря 2006 года, будет возвращаться (зачитываться) в рублях. Пересчет должен быть произведен на день излишней уплаты (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).